выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
ЦВ № 8 (381) апрель 2008 /  24 апреля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Одинокий усыновитель: за и против

В эти праздничные пасхальные дни мы начинаем серию публикаций об усыновлении, о помощи детям, которые с рождения лишены любви и заботы родителей. Тема сегодняшнего разговора — одинокий усыновитель — неоднозначна, она вызывает много вопросов и споров. Казалось бы, что плохого может быть в желании одинокой женщины подарить материнскую любовь сироте? Но бывает так, что усыновление, решая одни проблемы ребенка, может создать другие, не менее сложные.

«Очень хочу усыновить ребенка, но боюсь безумно: своих детей у меня нет, с мужем разошлась. Очень боюсь не справиться с трудностями, не за себя — за ребенка боюсь, это же не котенок: взял, отдал...» — пишет Ирина (39 лет).

«Реально ли усыновить одной грудного ребенка, живя в однокомнатной квартире? Я одна, родители не поддерживают, очень тяжело морально, но очень хочу ребенка...» — спрашивает Елена (32 года).

Есть ли возможность у незамужней женщины усыновить ребенка? Насколько такая процедура сложнее, чем в случае семьи? Какие проблемы ждут будущую семью, состоящую из двух человек? Что можно посоветовать женщинам, мечтающим о детях, в качестве альтернативы усыновлению?

 

Алексей Рудов,

психолог, руководитель проекта «К новой семье» (www.innewfamily.ru):

Может ли усыновить ребенка одинокий человек? Да, может. В законодательстве предусмотрено усыновление супружеской парой, одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке усыновителем. Разница в процедуре минимальна: супружеская пара предъявляет суду свидетельство о браке, одинокий усыновитель — свидетельство о рождении.

Но, на мой взгляд, несмотря на равную возможность усыновления семейной парой и одиноким родителем, здесь не все так просто.

В некоторых странах — в Германии, в части штатов США, — где достаточно желающих взять приемных детей, усыновление законодательно разрешено только супружеским парам. Опыт и статистика показывают, что в неполной семье выше вероятность возникновения проблем с воспитанием детей (не важно, кровных или приемных). В ней ребенок в меньшей степени приобщается к семейной культуре и не получает опыта общения с родителем противоположного пола — отсюда вытекают проблемы общения и построения своей семьи, да и большая часть подростковых бунтов случается именно в неполных семьях. Даже либерально настроенные иностранные специалисты, которые раньше говорили «нет разницы, кто усыновляет», сейчас уже так не считают.

Одиноким родителям приходится непросто, они сталкиваются с большими трудностями в воспитании и материальном обеспечении ребенка. Стоит очень хорошо подумать, сможет ли одинокая женщина справиться с психологическими и финансовыми трудностями, дать полноценное воспитание ребенку, достаточно ли крепки у нее для этого «тылы» и оправдан ли риск.

Если брать ребенка маленького, то он будет расходовать почти все силы и время матери. Потом легче не становится. Более старшему надо не меньше внимания, а то и больше, особенно, если он провел в сиротском учреждении года два-три и успел накопить психологические и соматические проблемы, для компенсации которых потребуется достаточно много сил — и физических и моральных. К этому надо быть готовыми. Хватит ли сил, денег, моральной поддержки одинокой усыновительнице, не имеющей опыта в воспитании детей? Не знаю. Упаси Бог, что-то случится с усыновителем. Куда деваться ребенку? Снова в учреждение?

Органы опеки относятся к одиноким усыновителям очень осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата. Справки, которые приходится собирать будущему приемному родителю, это только подготовительный материал для вынесения двух решений: заключения органов опеки о целесообразности усыновления, а затем решения суда. Если специалист, изучив дело, решит, что такое усыновление не соответствует интересам ребенка, то заключение будет отрицательным.

Я не считаю, что при вынесении решения о возможности усыновления одиноким человеком уместна заведомая категоричность «да или нет», разбираться надо индивидуально в каждом случае.

В целом будущему усыновителю можно посоветовать более качественную подготовку в психологическом и воспитательном плане. Даже богатый опыт работы воспитателем в детском саду и учителем в школе никак не заменяет знаний по воспитанию ребенка в семье.

Будущим одиноким родителям надо тщательнее взвешивать все «за» и «против», подумать, как они будут восполнять недостаток примера семейного образа жизни, на что они будут жить, если ребенку потребуется постоянный уход, платное лечение и т.п.

В интересах ребенка — иметь полную семью. Но если семейную пару подобрать не удается, то и одинокий человек для ребенка много лучше, чем сиротское учреждение. Кроме усыновления можно рассматривать, хотя бы на первом этапе, другие формы принятия ребенка в семью — например, опека, приемная семья, патронат.

 

Викентий,

архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский:

Мы с болью и горечью видим сегодня брошенных детей, лишенных родительской любви и попечения, проживающих в детских домах, интернатах, приютах, даже на улицах. В России, именующейся Святой, в Уделе Пресвятой Богородицы, никогда, даже в годы войн и в смутное время, не было такого массового сиротства как сейчас. Сиротство российских детей стало национальным позором и, безусловно, национальным бедствием. Государство, по мере сил, старается помочь самым юным и беззащитным россиянам, но никакое правительство не может решить ни одну проблему без участия общества.

Православных христиан всегда отличало трезвение и осознание особой ответственности за судьбу Отечества. Именно нам Господь сказал «Вы — свет мира». Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 14–16). Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, и мы знаем, что именно в семье, прежде всего у родителей, человек учится всем христианским добродетелям — правильному отношению к Богу и ближним.

Дорогие братья и сестры! Призываю Вас, испросив помощи у Господа, усыновить, взять под опеку, в приемную семью или на патронатное воспитание детей-сирот, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И согрев их любовью, воспитать достойными людьми нашего Отечества.

 

Иерей Алексий Колосов,

настоятель храма вмч. Пантелеимона,

г. Палдиски, Эстония:

Первой заповедью, данной Всевышним человеку, было простейшее и даже, казалось бы, низменное повеление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Об исполнении этой недвусмысленной заповеди воспроизводства обильно свидетельствует Слово Божие. И в повседневной жизни мы видим, что из всех наших инстинктов сильнейшим является инстинкт продолжения рода. Мы чувствуем его действие в душе и теле, в своей плоти и крови, и лишь немногим под силу сдержать его мощный зов. Немногим — лишь тем, «кому дано» (Мф. 19, 11).

Но речь сейчас пойдет о тех случаях, когда по не зависящим от человека биологическим причинам деторождение не совершается. Какие пути открываются перед нами в этом случае?

Когда любящая пара сталкивается с проблемой бездетности и медицина оказывается бессильной помочь немощному естеству, перед супругами встает нехитрый выбор — или смириться, приняв себя такими, какие есть, или «разбежаться», чтобы в новом браке или тайком попытаться продлить свой род. Понятно, что для христианина такая возможность исключается решительно и бесповоротно — «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9).

Третий путь — принять чужое дитя и воспитать его как своего. Это решение самое трудное и ответственное, но и самое плодотворное с евангельской точки зрения. Получается, что бездетность супружеской пары — залог счастья маленького, беззащитного существа. Найти это существо, это дитя, опознать его среди многих, преодолеть естественный барьер отчуждения, вложить в душу ребенка все самое дорогое и сделать его родным — вот подвиг, достойный христианина! Церковь призывает к этому своих чад, Божиим попущением испытывающих муки бездетности, чтобы страдание двоих разрешилось счастьем троих.

Однако мы все говорим о паре, нормальной семье, состоящей из мужа и жены, — а ведь естественное и доброе желание иметь детей не исчезает лишь оттого, что человек остался один. В конце концов, каждый из нас — неповторимое сокровище, уникальное преломление образа и подобия Божьего, и каждому из нас есть, что оставить потомкам. В любом из нас сокрыт какой-то урок для тех, кто сменит нас на лице земли. Поэтому отложим те случаи, когда инстинкт продолжения рода приводит к беспорядочному половому поведению, к греху блуда. Отложим и случаи, когда человек смиряется со своим одиночеством. Рассмотрим проблему усыновления детей одиночками. Насколько это соответствует возможностям взрослого и потребностям ребенка?

Здесь снова стоит обратиться к Священному Писанию: заповедь продолжения рода была дана не одному Адаму, не одной Еве, а мужчине и женщине — мужу и жене. То есть, с точки зрения Откровения, рождение и воспитание детей можно считать полноценным только в семье. Поскольку мы говорим об уже рожденном ребенке, главной проблемой становится его полноценное воспитание.

Семья сама по себе является сильнейшим инструментом воспитания. У отца и матери дети перенимают необходимый набор социальных ролей. Поэтому только активное присутствие и участие обоих родителей в воспитании делает его полноценным. Сможет ли одинокий человек быть и отцом и матерью? Сможет ли он дать то, чем не обладает сам? Это открытый вопрос, на который никто не может дать однозначного ответа — очень многое зависит от конкретного человека. В целом, усыновление парой естественнее и полезнее во всех отношениях.

Опыт священника показывает, насколько сложно родителям-одиночкам приходится в воспитании своих родных детей. Большинство «проблемных» детей и подростков, чьи матери (а изредка и отцы) ищут помощи в храме — это дети одиночек. Крайне редко один родитель может дать сбалансированное воспитание. Конечно, и полные семьи не всегда с этим справляются, но все же две головы лучше, чем одна, да и возможность воспитательного маневра шире.

Однако это не должно превратить одинокого человека в бесплодную смоковницу. Он может проявить свои способности воспитателя и родителя. Вопрос только, в каких формах. Ими могут стать различные виды опеки, поддержка молодых семей, поддержка родителей-одиночек, группы поддержки детских домов и домов малютки — каждому можно изыскать дело по желанию и по силам. Конечно, и усыновление может найти место в этом ряду, но, думается, в крайних случаях, когда само общество оказывается в форс-мажорных обстоятельствах.
 

24 апреля 2008 г.
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00