выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
Протоиерей Николай Соколов и олимпийская молодежь. Фото taday.ru
ЖМП № 1 январь 2014 /  17 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Олимпиада в православной стране

Об участии Русской Православной Церкви в духовном окормлении спортсменов на «Сочи-2014»

Олимпийская хартия и Международный олимпийский комитет требуют от всех стран, которые организуют главное спортивное событие, обеспечить спортсменов возможностью совершать молитвы и религиозные обряды. Это не только общение со священниками, но также и наличие помещения, где можно совершать богослужение.

Оргкомитет «Сочи-2014» обратился к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой о содействии в организации молитвенных помещений основных мировых религий в трех олимпийских деревнях на время подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Духовное окормление православных спортсменов  осуществляют клирики Кубанской митрополии, на канонической территории которой находится принимающий Олимпиаду город Сочи, а также священнослужители других епархий. В их числе протоиерей Николай Соколов, который уже имеет опыт духовного окормления российских спортсменов на Олимпиадах в Афинах, Турине, Пекине и Ванкувере. Он поделился впечатлениями о поездке в Сочи, где инспектировалась подготовка объектов, связанных с духовной жизнью олимпийцев.

— Отец Николай, для вас это уже пятая Олимпиада... и вы уже эксперт, если не по спортивным достижениям, то по организации пастырского окормления спортсменов. Вы недавно посетили Сочи, а потому поделитесь своими впечатлениями... Чем, на ваш взгляд, предстоящая Олимпиада будет отличатся от предыдущих?

— Конечно, мое внимание не к спортивным достижениям, а к вопросам организации духовной жизни. Если сравненивать с предыдущими Олимпиадами, то самое важное, что наша Олипиада, как и Олимпиада афинская, проходит в православной стране.

На нас, на духовенстве Русской Православной Церкви, лежит особая ответственность, чтобы верующие всех религий, участвующие в олимпийском движении, были комфортно приняты, всем были предоставлены одинаково хорошие условия. Конечно, с учетом того, что наша страна — православная, мы, естественно, ставим на первое место интересы Православной Церкви. Но это не значит, что мы «задвигаем» другие конфессии.

Нам удалось достичь полного взаимопонимания с представителями всех религиозных движений, чьи спортсмены примут участие в Олимпиаде. В олимпийских деревнях каждой Церкви и конфессии были построены или предоставлены отдельные помещения для их культовых требоисполнений. Раньше, если вспомнить прежние Олимпиады, помещений для проведения богослужений не было (была одна комната, в одной деревне). Так было и в Ванкувере, и в Пекине, но хуже всего, с точки зрения организации, было, пожалуй, в Турине, где имелось единственное помещение для молитв для всех религий!

— В «Сочи-2014» для верующим каждой Церкви будет по отдельному помещению?

— Да. Во-первых, стоит отметить, что в Сочи будут три олимпийских деревни. Везде есть отдельные помещения для всех религий: христианских деноминаций, мусульманства, иудаизма и т. д. Эти помещения связаны между собой общим холлом, где представители разных конфессий могли бы между собой свободно общаться, обсуждать спортивные достижения, духовные проблемы, принимать для беседы спортсменов или членов делегаций, которые приходят за советом, наставлением, утешением. Таким образом, в Сочи всем предоставлены максимально хорошие условия.

Это первое, самое важное. Теперь второе: на сегодняшний момент, как увидели представители инспекции, состоящей из представителей от различных конфессий, всё почти готово. Помещения отделаны полностью. Сейчас идет оборудование внутреннего убранства молитвенных помещений.

— Создание раздельных молитвенных помещений — ваша инициатива или Национального олимпийского комитета?

— Не могу сказать, как решались организационные вопросы при подготовке предыдущих Олимпиад. Но, имея личный опыт служения на четырех Олимпиадах, могу смело утверждать, что подготовка с точки зрения духовного окормления у нас будет во многом лучше.

Между представителями Русской Православной Церкви и Национальным олимпийским комитетом есть полное взаимопонимание. Они сотрудничают с нами, учитывают все наши пожелания. Да, разделенные конфессиональные часовни появились по нашей заявке.

Я хорошо помню, что было крайне неудобно, когда в одной-двух комнатах помещались представители всех вероисповеданий сразу: стояла статуя Будды, курились палочки, рядом лежал коврик для намаза, тут же рядом стоял аналойчик с иконочкой. Всё это было крайне несерьезно!

— Если быть абсолютно точным в фактах, то «Сочи-2014» будет вашей... шестой Олимпиадой, так как вы занимались организацией духовной жизни еще в 1980 году...

— Конечно, в то время участие православных священников в спортивных соревнованиях нигде не афишировалось. Но есть жесткое требование Международного олимпийского комитета предоставить спортсменам возможность для исполнения религиозных культов. Без этого Олимпиада 1980 года в Москве вообще не могла бы быть проведена.

Перед властью стоял тогда вопрос: а кому и для кого готовить подобное молитвенное помещение? У нас все спортсмены — вне конфессий, у нас все — коммунисты, комсомольцы, у нас «верующих людей» нет. Так, по крайней мере, принято было считать. Поэтому о нашем православии разговор не шел, речь заведомо шла только об иностранных спортсменах.

На мне лежала ответственность за всю эту подготовку. Там было оборудовано три комнаты: для мусульман, для иудеев и третья — для всех остальных участников. Буддистов там не было, по-моему. Я завез электроорган, поставили стульев штук 30–40, столики, повесили распятие, постелили ковры — и этим ограничились. Как там всё проходило, я не знаю, нас туда не пускали.

— И всё же это будет ваша первая Олимпиада в нашей стране, на территории Екатеринодарской и Кубанской епархии. И если ранее вы были единственным священником в нашей сборной, то сейчас рядом с вами будет местное духовенство.

— С представителями Кубанской епархии мы обговорили все необходимые вопросы. Договорились, где будем освящать, что будем делать, как будем жить... Составили график богослужений во всех деревнях, определились с работой волонтеров.

Радует завершение строительства собора в честь Нерукотворного Образа. Хотелось бы именно в нем помолиться перед открытием Олимпиады.

— Мы живем в сложное время, сегодня массовые мероприятия привлекают активистов различных общественных групп. Порой можно увидеть и агрессивные публичные  действия. Стоит ли опасаться каких-то провокаций?

— Провокации могут быть, без этого не обходятся никакие Олимпийские игры. Вопрос в том, как этот процесс нивелировать, чтобы не делать из мухи слона.

Что касается духовной жизни, то я, всё же, думаю, что против Церкви провокаций не будет. По крайней мере, на сегодняшний день с теми же мусульманами у нас сложились добрые дружеские отношения. Если ты хорошо прыгаешь и бегаешь, то совершенно не важно, кто и какой национальности живет с тобой в одной комнате.

Что мы, духовенство, должны делать в этой ситуации? Ответ один — спортсмены должны видеть наше внимание, поддержку в трудный и ответственный момент, почувствовать нашу искреннюю и горячую молитву.

 

17 февраля 2014 г.
Ключевые слова: Вера и дело
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00