выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Патриотизм воспитывается всем укладом общественной жизни

Всемирный русский народный собор неоднократно обращался к проб-лемам военно-патриотического воспитания и патриотизма в целом. Эти важные вопросы будут обсуждаться и на предстоящем XIV Соборе.

Несравнимо больше, чем экономические, тяжелы последствия происшедшего в последние годы разрушения традиционных моральных устоев нашего общества, его вековых традиций и уклада жизни, когда нередко добро становится злом, добродетель — пороком, правда — ложью.

Сколько бы мы ни говорили о планах по возрождению России, оперируя только экономическими показателями о росте ВВП, уровнях и темпах развития отраслей экономики, модернизации, инновациях, нанотехнологиях и прочем, — все это может остаться нереализованным, если не будет духовно-нравственного возрождения России, ее народа, общества и каждого человека. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил об этом на своих многочисленных встречах с молодежью, а на XIII ВРНС он подчеркнул, что первопричиной системного кризиса, который переживает Россия, является «кризис человеческой личности, кризис нравственного чувства, кризис потери ценностей». И среди этих ценностей во главе угла стоит патриотизм — любовь к Родине. Патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности и эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Невозможно написать инструкцию по воспитанию патриотизма или ограничиться разработкой программы, пусть даже и государственной. Таких пятилетних программ принято уже две (в 2001-м и 2006 годах), они позиционировались как «соответствующие стратегическим целям государства по обеспечению стабильности и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны», а по сути представляли собой лишь перечень основных мероприятий, связанных с празднованием знаменательных дат.

Патриотизм воспитывается всем укладом общественной жизни, в котором живет и развивается человек от своего рождения и до момента, когда этот жизненный принцип становится устойчивым и неизменным. Если этого не происходит, общество наполняется, по большей части, безразличными к судьбе Родины и народа людьми.

Высшим проявлением патриотизма является осознанная готовность человека в любой момент с оружием в руках встать на защиту Родины, своего народа и во имя этого отдать даже жизнь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12—13). Подготовку к этому святому делу и называют военно-патриотическим воспитанием.
К сожалению, за последние годы в этой важной духовно-нравственной сфере многое утрачено. Размывание военных угроз, непрестижность военной службы, недостаточно продуманные решения по реформированию Вооруженных сил и в целом ослабление в народе сознания необходимости вооруженной защиты Родины усиливают в обществе и в армии такие негативные явления, как желание любой ценой уклониться от службы в армии, коррупцию, неуставные отношения, дезертирство и др.

Но сама жизнь заставляет вновь и вновь обращаться к этой судьбоносной для России проблеме, поскольку речь идет о существовании нашего Отечества.
Важнейшая роль здесь принадлежит семье, школе, образованию в целом, Вооруженным силам, другим силовым структурам и, несомненно, Церкви. Именно они закладывают и формируют в молодом человеке те нравственные нормы, которые будут сопровождать его по жизни и с которыми он в дальнейшем станет соизмерять свои дела и поступки.

Исторический опыт развития России, в том числе и в советский период, дает нам достаточно целостную систему данной работы, не воспользоваться которой на нынешнем этапе развития страны мы не имеем права.

Несомненно, эти и многие другие проблемы станут предметом широкого обсуждения на предстоящем XIV Всемирном русском народном соборе.

Владимир Шатохин,
генерал-лейтенант, профессор, член бюро Президиума ВРНС,
первый вице-президент Объединения
высших офицеров России

 

14 мая 2010 г.
Ключевые слова: армия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00