В третий раз мы собрались на фестиваль «Вера и слово», который сегодня по праву считается наиболее авторитетным форумом наших церковных СМИ, и в то же время — местом встречи, дискуссий и обмена опытом светских и церковных журналистов.
Мы встречаемся раз в два года, поэтому фестиваль — это всегда подведение итогов. Каждый из нас может назвать немало проблемных направлений. Сегодня я хочу остановиться на трех существенных изменениях, которые произошли в последние годы, и трех опасностях, которые постоянно требуют нашего внимания и усилий.
1. Достижения
Вопросы веры в литературе, кино и СМИ. Мы можем уверенно говорить о важном изменении, которое произошло в последние пять-семь лет и стало очевидной тенденцией. Вопросы веры заново вошли в русскую литературу и кино. Мы сейчас берем за скобки то, как в этих произведениях решаются эти вопросы. Это предмет дискуссии, и вряд ли мы придем здесь к единству взглядов. Заметим, что и в русской классической литературе XIX века тема веры у Гоголя или Достоевского, Пушкина или Лескова — это предмет мировоззренческой дискуссии. Но сравним: в 90-е годы сама Церковь в ее истории, путь человека в Церкви, предстояние человека пред Господом — все это были как бы «маргинальные», «специальные темы».
Теперь же ситуация кардинально поменялась, достаточно назвать «Остров» Павла Лунгина, документальные сериалы «Православной энциклопедии», произведения Людмилы Улицкой и Майи Кучерской и многие другие произведения. Сюда же надо отнести и то обстоятельство, что светские журналисты с именем все чаще хотят говорить о вопросах веры. Здесь можно говорить о публицистике Дмитрия Быкова, репортажах Дмитрия Соколова-Митрича. Яркий пример последних дней — программа Олеси Николаевой и Дмитрия Диброва о православной культуре на телеканале «Спас».
Я убежден, что в этой ситуации нам очень нужна литературная и кинокритика, которая могла бы грамотно продолжить разговор о вере, который поднимается в литературе, кино и театре.
Система поддержки православных журналистов и изданий. Мы достаточно далеко продвинулись вперед в сравнении с 90-ми годами, когда православные журналисты и издатели были практически полностью предоставлены сами себе. Сегодня — за редким исключением — все крупные информационные проекты прочно связаны с Церковью, будь то на общецерковном или епархиальном уровне. Связь с Церковью воспринимается как необходимое условие деятельности СМИ, освещающих вопросы веры и церковной жизни. Развиваются связи на горизонтальном уровне: епархиальные и межрегиональные фестивали проходят в самых разных городах. В уходящем году начали действовать Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ.
Особо следует сказать, что в этом году Священный Синод Русской Православной Церкви принял жесткое, не имеющее прецедентов определение о деятельности газет «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима».
В каком направлении следует развиваться в ближайшее время? Одна из задач — развивать международный аспект. Положение России в мире меняется, растет ее авторитет. И мы должны соответствовать этим изменениям. Образ Русской Православной Церкви во многом формируется светскими СМИ, крупными международными медиахолдингами. Естественно, мы не можем признать, что этот образ соответствует реальному положению дел в церковной жизни. Следует признать особо важным развитие версий наших изданий на иностранных языках, выступать не только участниками, но и инициаторами международных журналистских форумов. Здесь мы можем опираться на позитивный опыт Богословской комиссии, которая проводит международные богословские симпозиумы с участием представителей многих стран.
Осмысление деятельности Церкви в информационном обществе и подготовка кадров. К решению этого вопросы мы только приступили, однако сегодня это уже тенденция. Мы видим, что постепенно развиваются исследования в области «богословия коммуникации», в Свято-Тихоновском университете сотрудники Издательского Совета читают курс «Церковь в информационном обществе», на ежегодной конференции «Иконология и иконичность» обсуждаются не только доклады, посвященные литургическим искусствам, но и проблемам формирования образа в массовой культуре, в том числе и в масс-медиа. Ряд редакций церковных СМИ проводят свои обучающие семинары — это и газета «Церковный вестник», журналы «Нескучный сад» и «Вода живая». Редакция журнала «Фома» во многом сформирована из выпускников факультета журналистики МГИМО. Важную роль в подготовке кадров играют молодежные церковные издания.
2. Угрозы
Первая опасность, тем не менее, тоже связана с молодежью. В журналистику пришло новое поколение. Его образование и культурный багаж очень слабы из-за слабости системы образования. Старшее поколение журналистов, хорошо помнящих положение Церкви в СССР, относится с пониманием к возрождению церковной жизни, а там, где оно сталкивается с церковными нестроениями, стремится отражать ситуацию сбалансировано. Но мы все читали то, что писалось в СМИ в связи с «делом Диомида». Мы видим, что тексты пишут молодые люди, которым нет еще и тридцати. Пишут просто нелепости. Если раньше мы зачастую имели дело с образованными либеральными журналистами — противниками Церкви, с которыми была все-таки возможна полемика, то теперь мы видим практически подростков, не имеющих никаких взглядов. Они не знают, что такое каноническая Церковь, что такое раскол. Эти дети выросли на глянцевых журналах и любой конфликт представляют как примитивное коммерческое «слияние-поглощение». В 90-е годы было немало людей, которые постоянно обвиняли Московскую Патриархию в «срастании» с государством. Мы — то есть церковные журналисты — на это всегда аргументировано возражали: Церковь в социальном, политическом пространстве представляет значительную часть общества и потому, действительно, по ряду вопросов стремится донести свою позицию до властей и сотрудничать с властью по целому ряду направлений. Теперь же опасность в том, что о церковной жизни пишут люди, которые весь мир видят через призму шоу-бизнеса и так называемого «пиара». Да, мы понимаем, что эта молодежь — вне Церкви и мы не можем ждать от нее церковного видения ситуации. Но речь идет просто об уровне культуры, об определенном уровне светского гуманитарного образования. Хорошее гуманитарное образование не позволит человеку писать о Церкви поверхностные, крикливые и пустые тексты.
Идеологическая увлеченность. Чрезвычайно горько видеть, как люди, живущие церковной жизнью, люди с опытом и в прошлом немало сделавшие для церковного возрождения в России, оказываются вовлечены в сомнительные идеологические проекты. Вдруг они начинают мнить себя поборниками какой-то обширной церковной реформы, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром», который намерен влиять на священноначалие. В результате эти люди приходят к ошибочному представлению о том, что главное — это политический консерватизм, а вера — это как бы дополнение или «оформление» этого консерватизма. Можно сказать с горечью: жаль терять людей, которые еще много могли бы сделать для Церкви, если бы их не охватила страсть к политике и самонадеянность.
Неубедительность нашей аргументации. Есть все признаки того, что в XXI веке под влиянием глобализации, под влиянием распространяющихся по миру так называемых «культурных стандартов» российское общество будет вновь и вновь вовлекаться в дискуссии о биоэтике, об эвтаназии, об абортах, о новых медицинских практиках и т.д. Общество готово слушать представителей Церкви, нас часто приглашают на радио- и телевизионные программы по этим вопросам. Надо признать, что мы пока плохо готовы к этой дискуссии. По всем программам эфирного телевидения «кочуют» буквально три-четыре священника, уже уставших от постоянной записи на телевидении.
Надо искать новые лица, поддерживать тех священников и мирян, которые в соответствующем медийном формате готовы представлять и отстаивать позицию Церкви в дискуссиях. Сегодня таких людей у нас крайне мало. Расширить их круг — это важная задача, которую необходимо решать совместными усилиями.
* * *
Церковные СМИ не стоят на месте. Каким будет их развитие, во многом зависит от нас с вами, собравшихся сегодня на фестиваль «Вера и слово». Надеюсь, ваша работа будет плодотворной. Божией вам помощи во всех трудах.