выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Общество
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Славянский ковчег XXI века. Сибирская земля — святой антиминс новомучеников и исповедников российских

С 21 июня по 4 июля состоялось двухнедельное паломничество по Енисею. Его участники прошли по реке почти четыре тысячи километров из Красноярска в Дудинку и обратно. Организатором миссии под названием «Славянский ковчег – XXI век» стала Красноярская епархия. Инициативу поддержали губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и Правительство края.

Главная цель миссии — духовно-просветительская работа с местным населением, стремление словом, проповедью и культурной программой донести до сибиряков свет православной веры.

Паломничество по Енисею было приурочено к празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и совершалось в третий раз. Впервые оно состоялось в 2000 году, затем – в 2005-м.

В этом году на борту теплохода «Александр Матросов» собрались более 200 паломников, в том числе 25 священников. Возглавили группу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и почетный гость паломнической поездки епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом). Паломники посетили 12 населенных пунктов, где совершали богослужения, крестины, проводили беседы с молодежью, давали концерты. Каждый вечер на теплоходе открывалась «Православная гостиная». В ее программе были концерты мастеров искусств, лекции и творческие встречи, просмотры и обсуждения документальных и художественных фильмов.

Первый пункт назначения — «отец городов сибирских» Енисейск. В 1920–50-е годы именно здесь отбывал ссылку святитель Лука (Воино-Ясенецкий), архиепископ Красноярский и Крымский, ярчайший исповедник и врач. Местные жители надолго сохранили память об этом удивительном человеке.
В Енисейске состоялся крестный ход, на который собрался весь город. Крестный ход во главе с архиепископом Антонием проследовал к Мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне, и завершился Божественной литургией в Успенском соборе.
Жители города пришли на пристань, чтобы проводить теплоход с паломниками, и по их благодарности можно было судить о том, какое значение имела для них эта встреча.

После Енисейска полторы тысячи километров — до Туруханска — паломники оставались без телефонной связи.
24 июня паломники прибыли в село Верхнеимбатск. Это село было основано в 1607 году русскими землепроходцами. Сегодня его население — тысяча человек. Причала здесь нет, и на берег паломники переправлялись на пароме.

До революции в селе была каменная Успенская церковь, построенная в XIX веке на месте сгоревшей деревянной. В приходе действовала церковно-приходская школа, построенная на средства прихожан в 1902 году. Сегодня в селе нет храма, богослужения совершаются в помещении сельского клуба. Но у местных жителей еще жива надежда на восстановление в селе храма.

25 июня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, «Славянский ковчег» причалил к берегам легендарного Туруханска. Оторванный от цивилизации (отсюда до сих пор не построена дорога в краевой центр Красноярск), город тем не менее считается крупнейшим административным центром Крайнего Севера.
Туруханский Свято-Троицкий монастырь с XVII века был центром северного православия. В 1921 году монастырь закрыли и разграбили, приспособив под зерновой склад. Восстановление обители началось в 1991 году, когда монастырь был возвращен Церкви.

В монастыре хранятся мощи первого прославленного на сибирской земле святого – Василия Мангазейского.

По словам наместника Туруханского монастыря игумена Агафангела (Дайнеко), благочинного Свято-Троицкого округа, его благочиние — самое молодое в епархии, оно было образовано в январе 2009 года. Туруханский монастырь всегда занимался миссионерской деятельностью — вокруг на протяжении многих километров нет храмов, и монахам нужно заботиться обо всех окрестных землях, до которых подчас трудно добраться: летом — по воде, зимой — только на вертолете.

«Наша земля — как один большой святой антиминс, покрытый останками новомучеников и исповедников российских, и мы благодаря их молитвам сегодня возрождаемся, — рассказал игумен Агафангел. — Я возглавляю монастырь уже 14 лет. Зимой температура иной раз падает до -63°, и на службу буквально летишь — лишь бы дойти до храма и не обморозиться. И все равно люди приходят и молятся, любят храм. Приход образовался в 1991 году, а с 1996 в нем стала возрождаться монашеская жизнь. Когда меня назначили наместником, я был единственным монахом, сейчас нас трое. При монастыре есть сестричество, монахини помогают в трапезной, на клиросе, с паломниками».

О. Агафангел отметил, что с возрождением монастыря стала возрождаться и жизнь в селе и районе. При этом он посетовал, что не хватает духовенства, мало настоятелей. По наставлению владыки, в благочинии стараются воспитывать свои кадры. На сегодняшний день в нем существует девять приходов, построены новые храмы. О переменах к лучшему свидетельствует и активная работа с молодежью, которая еще лет семь назад казалась невозможной. Совместно с детской музыкальной школой проводятся Пасхальные и Рождественские встречи, в воскресной школе при монастыре проходят конференции, и дети пишут исследования по истории Туруханского монастыря, о святом Василии Мангазейском.

В связи с благоприятными экономическими изменениями, в частности, с началом освоения крупнейшего Ванкорского месторождения, молодежь уже не так стремится уехать в город, как десять лет назад. Предприятия дают гранты на обучение будущих специалистов. Студенты стали чаще приходить в храм, что особенно важно для формирования в Церкви молодого поколения.

Рассказывая о жизни коренных народов Севера, игумен привел в пример такую историю: «Меня попросили приехать на крестины в деревню Фарково. Это далекий поселок, и после Литургии, на которой было много причастников, ко мне подошли несколько человек местной народности кето. По их словам, батюшка у них был последний раз сто лет назад. Они считают себя православными, и меня поразила их крепкая вера и желание найти меня и попросить о крещении. Их было 30 человек. В чумах, где они живут, у них сохранились иконы. И мы их второй раз крестили. Было это четыре года назад, но я до сих пор ярко это помню...»

На шестой день путешествия теплоход пересек Полярный круг. Паломники прибыли в Дудинку — крайнюю северную точку путешествия. Этот большой портовый город в 2007 году отметил 340-летие. В этом году приезд паломников был приурочен к открытию в Дудинке памятника Святителю Николаю Мирликийскому, и крестный ход был особенно многолюдным. В городе также был освящен обелиск в память о жертвах политических репрессий. В военные годы Дудинка была местом ссылки десятков тысяч людей, а на месте памятника находилась комендатура.

Из Дудинки в Норильск паломники выехали на автобусах ранним утром — дорога предстояла дальняя, около ста километров. Норильск построен на костях сотен тысяч спецпоселенцев 130 национальностей. В 1953 году, когда священнослужители из лагеря перешли на вольное поселение, в городе был тайно организован небольшой приход. Официально же приход Русской Православной Церкви существует здесь с 1991 года.

Архиепископ Антоний и епископ Михаил совершили панихиду у мемориального комплекса «Норильская Голгофа», а потом встретились со студентами Норильского индустриального института.

На обратном пути теплоход несколько остановок в малочисленных населенных пунктах: рыбацком поселке Бахте, где живут всего 270 человек. Самый известный человек в поселке — писатель Михаил Тарковский. В ближайшее время в Бахте по его инициативе начнется строительство храма во имя святых Новомучеников и исповедников Российских.

Поселок Бор — второй по величине населенный пункт Туруханского района, в нем живут около двух с половиной тысяч человек. В храме во имя мученика Василия Мангазейского возглавляемое архиепископом Антонием духовенство отслужило молебен «первому сибирскому чудотворцу».

Перед возвращением в Красноярск паломники остановились в самом молодом в крае городе — Лесосибирске (ему всего 30 лет). Здесь они приняли участие в богослужении, которое состоялось в самом большом храме края — Крестовоздвиженском соборе.

Силами местного прихода в городе еще в 1995 году была создана православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Сегодня в ней учатся 165 детей. В 2008 году в Лесосибирске был открыт Музей современного христианского искусства, в котором представлены работы более 400 молодых художников.
Третья паломническая поездка по Енисею убедительно показала необходимость продолжения активной миссионерской работы в Сибири.

 Фото Сергей Фадеичев

Елизавета Пападаки
12 июля 2009 г.
Ключевые слова: Сибирь, крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00