выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Общество
памятник героям Великой Отечественной войны в Калининградской области

Церковь и война. 1941-1945

В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть.

  

1941

22 июня — в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Советские власти разрешили огласить это послание в храмах лишь 6 июля. Обращение митрополита Сергия стало началом широкой патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. Всего за время войны митрополит Сергий (Страгородский) выпустил 23 послания.

26 июня — в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании победы Красной армии.

Июль — немецкими оккупационными властями закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения.

Июль — один из ближайших помощников митрополита Сергия (Страгородского), экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) остается на оккупированной территории. Ему удается убедить немецкие власти в том, что им более выгодно сохранить в Прибалтике епархии Московского, а не Константинопольского Патриархата — «союзника» англичан. Под руководством митрополита Сергия (Воскресенского) на оккупированной территории в дальнейшем будет развернута широкая миссионерская деятельность.

10 августа — в Смоленске в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в возвращенном Церкви соборе отслужен молебен перед найденным накануне немецкими солдатами чудотворным списком этой иконы.

18 августа — первая группа священников во главе с протоиереем Сергием Ефимовым по благословению митрополита Сергия (Воскресенского) прибыла из Прибалтики в Псков. Напутствуя первую группу миссионеров, митрополит Сергий подчеркивал, что им предстоит осуществлять свое служение в стране, «где на протяжении более 20 лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был напуган, принижен, угнетен и обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни». В августе 1941 года 14 священнослужителей и псаломщиков начали свою деятельность на огромной территории (Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской, Калининской областей), где проживало два миллиона человек и действовало лишь несколько храмов. С октября 1942 года Псковскую духовную миссию возглавил протопресвитер Кирилл Заец. К началу 1944 года миссия смогла открыть более 400 приходов, в которых служили около 200 священников. Активно использовались такие формы просветительского, миссионерского и социального служения, как преподавание Закона Божия в приходских и общеобразовательных школах, создание детских садов и детских приютов, катехизация взрослых, просветительская работа духовенства с учителями,  миссионерская деятельность духовенства на радио. Ничего подобного не допускалось коммунистическим режимом в СССР не только в довоенное время, но и в течение всего послевоенного периода вплоть до 1989 года.

Сентябрь — на оккупированной территории гитлеровцы расстреливают священников за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия (Страгородского). В Киеве были расстреляны настоятель Николо-Набережной церкви архимандрит Александр (Вишняков) и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе — протоиерей Николай Швец, дьякон Александр Бондаренко, старец Викентий. Такое отношение оккупационных властей к распространению пастырских обращений свидетельствует о значимости и результатах этих посланий.

Октябрь — в тылу противника начала действовать 2-я Ленинградская особая партизанская бригада разведотдела штаба Северо-Западного фронта. Ее глубокий и дерзкий рейд по тылам врага был первым на советско-германском фронте.

В этом соединении вместе с коммунистами и комсомольцами сражались и верующие бойцы. Понимая исключительно важное значение народного

 сопротивления в тылу немецких войск, митрополит Ленинградский Алексий из блокадного города обратился к партизанам и жителям оккупированных районов с призывом: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами и мужчины, и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ».

19 октября — по решению советского правительства митрополит Московский Сергий (Страгородский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) с небольшой группой православного духовенства и священнослужителями некоторых других конфессий были эвакуированы в Ульяновск. К этому времени все храмы в городе уже были закрыты и, за исключением двух из них, полностью разрушены. Митрополиту Сергию было предложено служить в здании бывшего католического костела.

Октябрь — врач-хирург с мировым именем архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) становится главным хирургом эвакогоспиталя и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Это произошло после того, как он направил председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Епископ Лука занимал указанные должности, оставаясь еще два года на положении ссыльного. Архиепископ Лука прославлен в лике святых в 1995 году.

24 ноября — митрополит Сергий и митрополит Николай выпустили первое в эвакуации послание к пастве. «Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада лживой личиной благочестия только прикрывает свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами».

Ноябрь — Псковская духовная миссия выпустила обращение к населению, призывающее оказывать материальную помощь советским военнопленным, которую члены миссии готовы были доставлять им, несмотря на сдержанное и даже отрицательное отношение немецких военных властей к посещению лагерей для военнопленных православными миссионерами. «Тронутые любовью к нашим в плену находящимся братьям, мы желаем им помочь и удовлетворить их нужды, — подчеркивалось в обращении. — Мы знаем, что русский человек не будет стоять в стороне, когда надо помочь ближнему... Дайте, что можете: одежду, обувь, белье, одеяла и т.д. Все будет принято с благодарностью и будет роздано военнопленным...»

 

1942

Январь — продолжается церковно-просветительская работа на оккупированных территориях. Богослужения из Смоленского кафедрального собора записывалось и транслировалось по радио на многие районы России и Белоруссии.

Январь — опубликовано специальное обращение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) к верующим, находящимся на временно оккупированной территории. Одновременно митрополит Сергий содействовал и организации партизанского движения.

Февраль — на оккупированной территории продолжается возрождение церковной жизни. В Орле ускоренные пастырские курсы посещают более 200 слушателей, 25 из них сдают экзамен на звание школьного законоучителя.

22 марта — в Троицкий собор Пскова передана привезенная немецкими солдатами из закрытого и оскверненного коммунистами Тихвинского монастыря чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

2 апреля — в Пасхальном послании митрополита Сергия говорится: «Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаком языческую свастику. Не забудем слов: «Сим победиши». Не свастика, крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское «жительство». В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его».

Август — Московская Патриархия публикует 50-тысячным тиражом роскошное, по условиям военного времени, издание «Правда о религии в СССР», которое распространялось преимущественно за границей. В этой книге, содержавшей официальные церковные документы военного периода и статьи, посвященные отношению Русской Православной Церкви к войне, указывалось на отсутствие серьезных проблем в церковной жизни СССР довоенного времени и подчеркивалось, что главные исторические невзгоды Церкви в СССР пришлось пережить лишь в результате немецко-фашистской агрессии.

Ноябрь — митрополит Николай (Ярушевич) назначается членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Он получает возможность ездить по стране, в том числе в прифронтовую полосу, встречаться и беседовать с людьми.

7 ноября — на первых страницах центральных газет опубликованы приветствия И.Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции от Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе), Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита Киевского Николая (Ярушевича).

Декабрь — Псковская духовная миссия издает молитвенники общим тиражом 100 тысяч экз.

30 декабря — Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью.

Конец 1942 — начало 1943 гг. — советские власти дали согласие на регулярное совершение митрополитом Сергием новых епископских хиротоний. Так, из числа овдовевших протоиереев в архиерейский сан в это время были возведены архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), епископ Ульяновский Димитрий (Градусов), архимандрит Варфоломей (Городцев) стал епископом Можайским. Назначения на еще недавно прекратившие свое существование кафедры стали получать архиереи, освобождавшиеся из мест заключения.

 

1943

Начало 1943 года — за два года оккупации на территории, занятой германскими войсками, было открыто около 10 тысяч храмов. Только на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто 470 храмов, Курской области — 332 храма, Ростовской области — 243 храма, Краснодарского края — 229 храмов, на территории Украины было открыто около 5400 храмов. При наступлении Красной армии храмы, которые были открыты на оккупированной немцами территории, в большинстве случаев уже не закрывались, и лишь небольшое число священнослужителей, остававшихся на своих приходах после отступления германских войск, было репрессировано.

5 января — состоялся обмен телеграммами между Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и председателем Совета Народных Комиссаров И.Сталиным. Сталин согласился на открытие банковского счета для Московской Патриархии.  С получением этого права Церковь фактически приобрела статус юридического лица, которого она была лишена еще ленинским декретом 1918 года «Об отделении церкви от государства».

12—13 мая — состоялся съезд духовенства и мирян Смоленско-Брянской епархии. Практика подобных съездов в Русской Православной Церкви была прекращена под давлением советских властей с начала 1920-х годов.

В Смоленске открыты пастырские курсы.

5 июня — нарком госбезопасности Меркулов представил Сталину проект секретного документа под заголовком «Мероприятия по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР». Впервые в категорию серьезных задач советской внешней разведки попал сбор сведений о религиозных организациях. В преддверии грядущих преобразований в Европе Сталин взвешивал шансы СССР в условиях мирного противостояния общественных систем и задумывался о формировании нового государственного курса в развитии государственно-церковных отношений, начало которому положила его сентябрьская встреча в Кремле со священноначалием Русской Православной Церкви.

Конец августа — возвращение в Москву из эвакуации митрополита Сергия (Страгородского).

В течение всего периода эвакуации Патриаршего Местоблюстителя митрополит Алексий (Симанский) безвыездно находился в блокадном Ленинграде, проживая в здании одного из пяти действовавших в городе православных храмов — Николо-Богоявленского собора. Хотя религиозная жизнь блокадного города отличалась значительной активностью (в частности, за годы войны прихожане собрали в помощь фронту почти 17,5 миллионов рублей), городские власти не передали в этот период Русской Православной Церкви ни одного храма, за исключением вернувшихся в юрисдикцию Московской Патриархии бывших обновленческих Спасо-Преображенского собора и кладбищенской Серафимовской церкви.

4 сентября — в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И.Сталиным.

На предварительной встрече с Маленковым, Берией и Карповым Сталин дал им понять, что его интересы связаны только с Русской Православной Церковью и не касаются других вероисповеданий в стране.

Разговор с иерархами шел о нуждах Православной Церкви (избрание патриарха, открытие церковей, создание богословских курсов, освобождение духовенства из лагерей), о личных судьбах и подробностях быта иерархов.

Однако это было только прелюдией к игре, которую во второй половине 40-х годов затевал Сталин на просторах Европы, фактически втягивая Русскую Православную Церковь в свои политические интересы.

8 сентября — спустя 26 лет после Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве в здании Московской Патриархии в Чистом переулке прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На соборе присутствовали 19 архиереев, 16 из которых были доставлены из лагерей и ссылок. Главным деянием Собора стало избрание Патриарха Московского и всея Руси, а также образование Священного Синода. При полном единодушии епископата Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), который до этого уже 19 лет фактически был Предстоятелем Церкви.

Среди важнейших документов Собора следует отметить «Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира» с призывом «к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских Церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества». Серьезному осуждению архиереев подверглись изменники вере и Отечеству.

12 сентября — вышел первый номер возобновленного «Журнала Московской Патриархии», который до 1989 года будет оставаться единственным церковным журналом. Тираж его был 15 тысяч экземпляров. Ответственным редактором стал сам Патриарх Сергий.

7 октября — Постановлением за № 1095 Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР». Его возглавил полковник Г.Г. Карпов, дослужившийся на этом посту до звания генерал-майора государственной безопасности. Этот орган стал осуществлять связь между правительством и Русской Православной Церковью.

27 октября — патриарх Сергий передал Г.Г. Карпову заявление об освобождении находившихся в советских лагерях и считавшихся живыми 24 архиереев, одного архимандрита и одного протоиерея. Однако все упомянутые в списке священнослужители, кроме одного, к этому времени были либо расстреляны, либо умерли в лагерях.

28 ноября — Совнарком СССР принял постановление за № 1325 «О порядке открытия церквей», предоставив значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и новообразованному Совету по делам Русской Православной Церкви.

 

1944

Январь — председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов представил в правительство проект закона «О положении церкви в СССР», а позднее, совместно с Советом по делам религиозных культов, — предложения о разработке и принятии нового закона СССР о вероисповеданиях. Однако закон так и не был принят. Сталинское руководство не хотело связывать себя письменными обязательствами в отношениях с Церковью.

Февраль — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) назначается в Тамбов. На попечении Тамбовского архиепископа теперь находятся 150 госпиталей области, от пятисот до тысячи коек в каждом.

4 марта — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери перевезена в кафедральный собор г. Риги.

8 марта — на заснеженном поле у деревни Горелки, в 5 км северо-западнее Тулы, состоялась передача частям Красной Армии танковой колонны имени

Димитрия Донского, построенной на общецерковные средства.

Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны прошел торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха Московского и всея Руси выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной армии.

30 марта — в Москве состоялась вторая встреча духовенства с командирами Красной армии, организованная председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР

Г.Г. Карповым. Во встрече приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Крутицкий Николай и генерал-лейтенант Н.И. Бирюков. Долгие годы этот факт скрывался под грифом «секретно». Сегодня можно ознакомиться с краткой стенограммой речей на приеме. Они не содержат никаких тайн, а всего лишь выражают единство чувств и стремлений людей полярных мировоззрений, но скрепленных преданностью Родине в ее трудный час.

28 апреля — убийство митрополита Сергия (Воскресенского) по дороге из Вильнюса в Каунас. Его архипастырскими трудами в течение трех лет совершалось поразительное по своим масштабам и пастырским достижениям возрождение русской церковной жизни на территории Прибалтики и российского Северо-Запада.

1 мая — после ликвидации блокады города на Неве одной из главных задач своей деятельности Ленинградская епархия определила заботу о сиротах. Митрополит Алексий и его сестра А.Погожева передают свою дачу для организации детского дома для детей-сирот воинов Красной армии.

10 мая — издано постановление СНК СССР за № 523 об открытии богословско-пастырских курсов в Саратове. Постановление подписано лично Сталиным. Вождь при каждом удобном для него случае демонстрировал свое благоволение к Церкви. Однако духовные запросы верующих он полностью игнорировал. Их разрешение было отдано на откуп Совету. Вот одна из многочисленных записей Карпова: «Патриарх и епархиальные управления поставили перед Советом вопросы о возвращении некоторых «мощей» и «чудотворных» икон из числа находящихся в музеях. Мнение Совета по этому вопросу отрицательное».

15 мая — скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Он был похоронен в Елоховском Богоявленском соборе в Москве. В права Местоблюстителя Патриаршего престола в соответствии с завещанием почившего вступил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Осень — епископ Иоанн (Гарклавс) становится хранителем чудотворной Тихвинской иконы и перевозит ее в Германию, а затем с Америку. Возвращение святыни в Россию состоялось в 2004 году.

21—23 ноября — в здании Московской Патриархии в Чистом переулке прошел Архиерейский Собор. В его задачу входило подготовить грядущий Поместный Собор, на котором должно было состояться избрание Патриарха.

В Архиерейском Соборе участвовали уже 50 епископов, а не 19, как чуть более года назад. Г.Карпов, выступая перед архиереями, отметил, что те явления, которые сейчас происходят во взаимоотношениях Церкви с государством, не являются чем-то случайным и временным, а свидетельствуют об одобрения властью той позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в годы войны. Продолжается реализация «нового курса» по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви.

Декабрь — научная монография святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Очерки гнойной хирурги» выдвинута на соискание Сталинской премии.

 

1945

31 января — в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители ряда поместных Церквей.

Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) государственные власти не позволили участвовать в Соборе. Митрополит Алексий, являвшийся в это время Местоблюстителем Патриаршего Престола, выступил с докладом «Патриотическая деятельность Церкви за период войны», в котором подчеркивал, что «патриотическая деятельность Церкви» заключалась «не только в пожертвованиях, к которым неустанно призывали своих пасомых архипастыри и пастыри. Деятельность эта была гораздо шире и существеннее, так как она проникала в самую душу народную, поднимая дух безмерной любви к Родине, волю к победе, так как она давала утешение страждущим, скорбящим, унывающим». На втором заседании Собора открытым голосованием Патриархом был избран митрополит Алексий.

4 февраля — интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Богоявленском соборе в Москве при стечении более пяти тысяч богомольцев.

10 апреля — состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая и протопресвитера Н.Колчицкого с И.Сталиным. Глава правительства по достоинству оценил патриотическую деятельность Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, пообещав рассмотреть вопросы о расширении сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельности.

28 мая — впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю.

Материал подготовили: кандидат исторических наук Алексей Беглов, доктор исторических наук Ольга Васильева, магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов, Сергей Чапнин

9 мая 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00