iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Общество
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Влюбленный в божественную красоту

Французский богослов и историк Оливье Клеман, один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе, скончался 15 января в возрасте 87 лет. Сын неверующих родителей, он принял православие в 30-летнем возрасте, учился у выдающихся богословов русской традиции и впоследствии много лет был профессором Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Оливье Клеман родился в 1921 году в Севеннах — горах на юге Франции. Оливье не был крещен в детстве и не получил никакого религиозного воспитания. В отрочестве — под влиянием поэзии, в особенности Рильке, — он заинтересовался Евангелием, но по-прежнему оставался далек от веры.

В годы Второй мировой войны Клеман участвовал во французском Сопротивлении. В это время он стал углубленно изучать труды Кьеркегора, Ньюмена, Шестова. Впоследствии наступил период увлечения индуизмом и буддизмом. Однако он чувствовал себя «зажатым в угол между Индией, где все священно, божественно, поглощено океаном божественности, а с другой стороны, ощущением уникальности человеческой личности».

Выход из тупика молодой француз нашел, прочитав труды Владимира Лосского о Троице и человеке как Ее образе. В то же самое время он запоем читал Достоевского и Бердяева и, по его собственным словам, «открыл для себя христианство и стал задаваться вопросом, что же делать дальше».
Многое в христианской вере продолжало смущать Клемана, но однажды, во время молитвы перед иконой «Деисис», купленной у парижского антиквара, молодой человек почувствовал, что Христос зовет его, и решил последовать этому зову.

Оливье принял крещение в православной Церкви, изучал святоотеческое богословие под руководством знаменитого Владимира Лосского, а впоследствии в течение 35 лет и сам был профессором сравнительного и нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже.
Клеман был почетным доктором Лувенского университета (Бельгия), факультета православного богословия в Бухаресте (Румыния), Университета Святейшего Сердца в Коннектикуте (США), преподавал во многих других престижных учебных заведениях.

Наследие Оливье Клемана составляет около тридцати трудов по богословию и церковной истории, а также многочисленные статьи.
Помимо академической деятельности Клеман уделял огромное внимание свидетельству о православии на Западе, экуменическим контактам. Будучи с 1967 по 1997 год консультантом Комитета православных епископов Франции, он являлся членом смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, а также участвовал в двусторонних встречах с протестантами.

Клеман был одним из вдохновителей создания в начале 1960-х годов Православного братства в Западной Европе и принимал активное участие в конгрессах этого братства, проходивших раз в три года начиная с 1971-го.

За долгие годы своей жизни Клеману довелось близко общаться со многими выдающимися деятелями Церкви — это и Вселенский Патриарх Афинагор I, и Папа Римский Иоанн Павел II, и румынский священник и богослов Думитру Станилоэ, и архимандрит Софроний (Сахаров), и основатель общины Тэзе брат Роже.
В связи с кончиной Оливье Клемана Ассамблея православных епископов Франции выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что почивший был поистине «влюблен в Божественную красоту, которую старался найти и разгадать в мире и в каждой человеческой личности».
 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00