выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Общество
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Влюбленный в божественную красоту

Французский богослов и историк Оливье Клеман, один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе, скончался 15 января в возрасте 87 лет. Сын неверующих родителей, он принял православие в 30-летнем возрасте, учился у выдающихся богословов русской традиции и впоследствии много лет был профессором Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Оливье Клеман родился в 1921 году в Севеннах — горах на юге Франции. Оливье не был крещен в детстве и не получил никакого религиозного воспитания. В отрочестве — под влиянием поэзии, в особенности Рильке, — он заинтересовался Евангелием, но по-прежнему оставался далек от веры.

В годы Второй мировой войны Клеман участвовал во французском Сопротивлении. В это время он стал углубленно изучать труды Кьеркегора, Ньюмена, Шестова. Впоследствии наступил период увлечения индуизмом и буддизмом. Однако он чувствовал себя «зажатым в угол между Индией, где все священно, божественно, поглощено океаном божественности, а с другой стороны, ощущением уникальности человеческой личности».

Выход из тупика молодой француз нашел, прочитав труды Владимира Лосского о Троице и человеке как Ее образе. В то же самое время он запоем читал Достоевского и Бердяева и, по его собственным словам, «открыл для себя христианство и стал задаваться вопросом, что же делать дальше».
Многое в христианской вере продолжало смущать Клемана, но однажды, во время молитвы перед иконой «Деисис», купленной у парижского антиквара, молодой человек почувствовал, что Христос зовет его, и решил последовать этому зову.

Оливье принял крещение в православной Церкви, изучал святоотеческое богословие под руководством знаменитого Владимира Лосского, а впоследствии в течение 35 лет и сам был профессором сравнительного и нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже.
Клеман был почетным доктором Лувенского университета (Бельгия), факультета православного богословия в Бухаресте (Румыния), Университета Святейшего Сердца в Коннектикуте (США), преподавал во многих других престижных учебных заведениях.

Наследие Оливье Клемана составляет около тридцати трудов по богословию и церковной истории, а также многочисленные статьи.
Помимо академической деятельности Клеман уделял огромное внимание свидетельству о православии на Западе, экуменическим контактам. Будучи с 1967 по 1997 год консультантом Комитета православных епископов Франции, он являлся членом смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, а также участвовал в двусторонних встречах с протестантами.

Клеман был одним из вдохновителей создания в начале 1960-х годов Православного братства в Западной Европе и принимал активное участие в конгрессах этого братства, проходивших раз в три года начиная с 1971-го.

За долгие годы своей жизни Клеману довелось близко общаться со многими выдающимися деятелями Церкви — это и Вселенский Патриарх Афинагор I, и Папа Римский Иоанн Павел II, и румынский священник и богослов Думитру Станилоэ, и архимандрит Софроний (Сахаров), и основатель общины Тэзе брат Роже.
В связи с кончиной Оливье Клемана Ассамблея православных епископов Франции выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что почивший был поистине «влюблен в Божественную красоту, которую старался найти и разгадать в мире и в каждой человеческой личности».
 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00