iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Общество
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Влюбленный в божественную красоту

Французский богослов и историк Оливье Клеман, один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе, скончался 15 января в возрасте 87 лет. Сын неверующих родителей, он принял православие в 30-летнем возрасте, учился у выдающихся богословов русской традиции и впоследствии много лет был профессором Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Оливье Клеман родился в 1921 году в Севеннах — горах на юге Франции. Оливье не был крещен в детстве и не получил никакого религиозного воспитания. В отрочестве — под влиянием поэзии, в особенности Рильке, — он заинтересовался Евангелием, но по-прежнему оставался далек от веры.

В годы Второй мировой войны Клеман участвовал во французском Сопротивлении. В это время он стал углубленно изучать труды Кьеркегора, Ньюмена, Шестова. Впоследствии наступил период увлечения индуизмом и буддизмом. Однако он чувствовал себя «зажатым в угол между Индией, где все священно, божественно, поглощено океаном божественности, а с другой стороны, ощущением уникальности человеческой личности».

Выход из тупика молодой француз нашел, прочитав труды Владимира Лосского о Троице и человеке как Ее образе. В то же самое время он запоем читал Достоевского и Бердяева и, по его собственным словам, «открыл для себя христианство и стал задаваться вопросом, что же делать дальше».
Многое в христианской вере продолжало смущать Клемана, но однажды, во время молитвы перед иконой «Деисис», купленной у парижского антиквара, молодой человек почувствовал, что Христос зовет его, и решил последовать этому зову.

Оливье принял крещение в православной Церкви, изучал святоотеческое богословие под руководством знаменитого Владимира Лосского, а впоследствии в течение 35 лет и сам был профессором сравнительного и нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже.
Клеман был почетным доктором Лувенского университета (Бельгия), факультета православного богословия в Бухаресте (Румыния), Университета Святейшего Сердца в Коннектикуте (США), преподавал во многих других престижных учебных заведениях.

Наследие Оливье Клемана составляет около тридцати трудов по богословию и церковной истории, а также многочисленные статьи.
Помимо академической деятельности Клеман уделял огромное внимание свидетельству о православии на Западе, экуменическим контактам. Будучи с 1967 по 1997 год консультантом Комитета православных епископов Франции, он являлся членом смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, а также участвовал в двусторонних встречах с протестантами.

Клеман был одним из вдохновителей создания в начале 1960-х годов Православного братства в Западной Европе и принимал активное участие в конгрессах этого братства, проходивших раз в три года начиная с 1971-го.

За долгие годы своей жизни Клеману довелось близко общаться со многими выдающимися деятелями Церкви — это и Вселенский Патриарх Афинагор I, и Папа Римский Иоанн Павел II, и румынский священник и богослов Думитру Станилоэ, и архимандрит Софроний (Сахаров), и основатель общины Тэзе брат Роже.
В связи с кончиной Оливье Клемана Ассамблея православных епископов Франции выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что почивший был поистине «влюблен в Божественную красоту, которую старался найти и разгадать в мире и в каждой человеческой личности».
 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00