iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Общество
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Влюбленный в божественную красоту

Французский богослов и историк Оливье Клеман, один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе, скончался 15 января в возрасте 87 лет. Сын неверующих родителей, он принял православие в 30-летнем возрасте, учился у выдающихся богословов русской традиции и впоследствии много лет был профессором Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Оливье Клеман родился в 1921 году в Севеннах — горах на юге Франции. Оливье не был крещен в детстве и не получил никакого религиозного воспитания. В отрочестве — под влиянием поэзии, в особенности Рильке, — он заинтересовался Евангелием, но по-прежнему оставался далек от веры.

В годы Второй мировой войны Клеман участвовал во французском Сопротивлении. В это время он стал углубленно изучать труды Кьеркегора, Ньюмена, Шестова. Впоследствии наступил период увлечения индуизмом и буддизмом. Однако он чувствовал себя «зажатым в угол между Индией, где все священно, божественно, поглощено океаном божественности, а с другой стороны, ощущением уникальности человеческой личности».

Выход из тупика молодой француз нашел, прочитав труды Владимира Лосского о Троице и человеке как Ее образе. В то же самое время он запоем читал Достоевского и Бердяева и, по его собственным словам, «открыл для себя христианство и стал задаваться вопросом, что же делать дальше».
Многое в христианской вере продолжало смущать Клемана, но однажды, во время молитвы перед иконой «Деисис», купленной у парижского антиквара, молодой человек почувствовал, что Христос зовет его, и решил последовать этому зову.

Оливье принял крещение в православной Церкви, изучал святоотеческое богословие под руководством знаменитого Владимира Лосского, а впоследствии в течение 35 лет и сам был профессором сравнительного и нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже.
Клеман был почетным доктором Лувенского университета (Бельгия), факультета православного богословия в Бухаресте (Румыния), Университета Святейшего Сердца в Коннектикуте (США), преподавал во многих других престижных учебных заведениях.

Наследие Оливье Клемана составляет около тридцати трудов по богословию и церковной истории, а также многочисленные статьи.
Помимо академической деятельности Клеман уделял огромное внимание свидетельству о православии на Западе, экуменическим контактам. Будучи с 1967 по 1997 год консультантом Комитета православных епископов Франции, он являлся членом смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, а также участвовал в двусторонних встречах с протестантами.

Клеман был одним из вдохновителей создания в начале 1960-х годов Православного братства в Западной Европе и принимал активное участие в конгрессах этого братства, проходивших раз в три года начиная с 1971-го.

За долгие годы своей жизни Клеману довелось близко общаться со многими выдающимися деятелями Церкви — это и Вселенский Патриарх Афинагор I, и Папа Римский Иоанн Павел II, и румынский священник и богослов Думитру Станилоэ, и архимандрит Софроний (Сахаров), и основатель общины Тэзе брат Роже.
В связи с кончиной Оливье Клемана Ассамблея православных епископов Франции выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что почивший был поистине «влюблен в Божественную красоту, которую старался найти и разгадать в мире и в каждой человеческой личности».
 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00