iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В мире
ЦВ № 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы диаспоры — в центре внимания православных Церквей

В праздник Святой Троицы в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) открылось IV Всеправославное предсоборное совещание. Делегации поместных Православных Церквей собрались здесь для обсуждения канонического обустройства православной диаспоры.

Важнейшая задача всеправославного диалога сегодня — укрепление единства Церкви при сохранении ее Священного Предания. Для решения этой задачи необходимы консолидация богословского самосознания Православной Церкви, обмен опытом по вопросам катехизации и образования, пастырского душепопечения, участия Церкви в социальной работе в современных условиях и многое другое. Единство православия необходимо и для выработки общего ответа на вызовы современного мира.
Одной из форм реального выражения всеправославного сотрудничества является подготовка Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви, на который вынесены некоторые актуальные вопросы, требующие совместного решения поместных Православных Церквей.

7 июня, в праздник Святой Троицы, делегации поместных Православных Церквей встретились в Швейцарии, чтобы продолжить подготовку к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. Этой же цели были посвящены предыдущие Всеправославные предсоборные совещания, которые проводились в 1976, 1982 и 1986 годах. Решение о созыве нынешнего совещания было принято на встрече Предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Константинополе в октябре 2008 года.

В совещании принимала участие делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом. В состав делегации также входили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь) и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов.

Председателем IV Всеправославного предсоборного совещания был митрополит Пергамский Иоанн, секретарем — митрополит Швейцарский Иеремия (Константинопольский Патриархат). В работе совещания участвовали делегации Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Грузинского, Сербского, Румынского, Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, возглавляемые их архиереями.

Работа совещания началась с докладов митрополита Пергамского Иоанна и секретаря по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви митрополита Швейцарского Иеремии (Константинопольский Патриархат). Затем участников собрания приветствовали главы делегаций поместных Православных Церквей.
В своем первом выступлении архиепископ Волоколамский Иларион передал участникам совещания приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и кратко изложил позицию Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросу о духовном окормлении православной диаспоры. Он подчеркнул жизненную важность этой темы для Московского Патриархата, паства которого в настоящее время проживает на всех континентах, включая Антарктиду.
Архиепископ Иларион отметил большое значение для всего православного мира усилий по упорядочению канонического положения русской церковной диаспоры, которые предпринимались Московским Патриархатом на протяжении многих лет. Эти усилия привели, в частности, к восстановлению в 2007 году церковного единства с Русской Зарубежной Церковью.

Председатель ОВЦС указал также на трагические обстоятельства ХХ века, включая революцию и гражданскую войну в России, политические потрясения в ряде других православных стран, которые привели к возникновению всемирного православного рассеяния в небывалых прежде размерах.
Отметив существование в православном мире различных точек зрения на канонические аспекты духовного окормления диаспоры, архиепископ Иларион призвал участников встречи к конструктивной работе, направленной на выработку жизнеспособных и полезных для паствы решений, способных укрепить единство Православной Церкви.

Участники совещания рассмотрели документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии 10–17 ноября 1990 года и 7–13 ноября 1993 года, а также на конференции специалистов по каноническому праву, прошедшей 9–14 апреля 1995 года в Шамбези. В документы были внесены дополнения, уточнения и поправки, принятые на основе консенсуса.

Совещание признало, что решение проблемы канонического обустройства православной диаспоры, то есть верующих, проживающих вне традиционных границ поместных Православных Церквей, должно быть достигнуто на основе экклесиологии, канонической традиции и практики Православной Церкви. С этой целью одобрено создание в ряде регионов мира епископских собраний, состоящих из всех канонических православных епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности.

Деятельность таких епископских собраний будет направлена к выявлению и укреплению единства Православной Церкви, общему пастырскому служению православным жителям региона и совместному свидетельству внешнему миру. Полномочия епископского собрания не допускают вмешательства в епархиальную юрисдикцию каждого епископа и не ограничивают права его Церкви, в том числе в ее отношениях с международными организациями, государственной властью, гражданским обществом, средствами массовой информации, другими конфессиями, межконфессиональными организациями, а также другими религиями.

Совещанием был также одобрен доработанный проект регламента, определяющего основы деятельности региональных епископских собраний в православной диаспоре.

Оставшиеся вопросы повестки дня Всеправославных предсоборных совещаний (способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов) будут рассмотрены на следующих заседаниях после подготовки в Межправославной подготовительной комиссии.

 

26 июня 2009 г.
Ключевые слова: ОВЦС, диаспора
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00