выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Аналитика
Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник
28 октября 2012 г.
версия для печати версия для печати

К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова)

Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года.

Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных "жребиях" имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: "Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?" (Она сама была врач) — он ответил: "Нет, мама крестная, я буду архиереем".

Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию.

Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, "умылся" без воды, и заминка в службе была сглажена.

Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

При этом постриг молодого человека откладывался, поскольку Сергей настаивал на сохранении своего имени в монашестве, против чего категорически возражал преосвященный отец ректор Феодор (Поздеевский). Наконец, 12 октября 1912 года выпускник академии Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем святителя Афанасия Пателария, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.

Через два дня, 14 октября, его посвятили во иеродиакона, а 17 октября — в сан иерея. Нового иеромонаха назначили преподавателем Полтавской Духовной Семинарии по литургике и гомилетике.

В Полтаве он прослужил всего один учебный год (с октября 1912 года по сентябрь 1913 года). Тогда же стало известно, что преподаватель по литургике и гомилетике требуется во Владимирской семинарии. Свое прошение в Синод о переводе на родину отец Афанасий решил подать лично и, приехав в Санкт-Петербург, прямо с вокзала направился к обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру. Тот был одет в парадную форму и готовился куда-то ехать сопровождать Государя, но, увидев молодого иеромонаха, спросил: "Чего вы, батенька, хотите?" Отец Афанасий изложил свою просьбу. Саблер поинтересовался у секретаря, не подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую Семинарию, и тут же приказал внести в приказ имя иеромонаха Сахарова.

В 1914 году на место епископа Николая во Владимирскую епархию был назначен преосвященный Алексий, человек резкий, придирчивый и деспотичный. Однако после революции 1917 года съезд духовенства и мирян епархии постановил отрешить его от кафедры, избрав на это место архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), кандидатуру которого горячо поддерживал иеромонах Афанасий. Считая насущно необходимым делом исправление нового издания богослужебных книг, отец Афанасий очень уважал митрополита Сергия.

Популярность иеромонаха Афанасия в народе росла. Он и личный секретарь митрополита Сергия иеромонах Серафим наперебой произносили проповеди, организовав даже "проповеднический кружок". Любили отца Афанасия и за добродушный характер.

Тот же Владимирский съезд избирал представителей на Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 года. От монашествующих был избран и преподаватель Владимирской Семинарии иеромонах Афанасий (Сахаров).

Будучи специалистом по литургике, иеромонах Афанасий работал в богослужебном отделе Собора. Вместе с профессором-египтологом Борисом Тураевым принимал участие в составлении службы Всем Русским святым, которая в числе прочих была запрещена Патриархом Никоном, "зане в греческих типицех не обретается". В синодальный период текст оказался утрачен, а сам праздник забыт. Работу над этим богослужебным текстом Владыка Афанасий продолжал и в последние годы своей жизни.

По обстоятельствам времени после восстановления патриаршества и решения наиболее неотложных дел Поместный Собор был преждевременно закрыт.

Ко времени иеромонашества отца Афанасия относится рассказ о том, как происходило вскрытие мощей владимирских чудотворцев и как затем они были выставлены напоказ.

Вскрытие 1919 года установило, что тело святого благоверного князя Глеба Андреевича, умершего в 1174 году, оказалось мягким и, спустя века, кожу можно было схватить пальцами: она отставала, как у живого. Святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу татары отсекли голову в бою 1238 года. При вскрытии мощей в 1919 году подтвердилось, что она приросла к телу, однако шейные позвонки были смещены и срослись неправильно. Вскрывавший мощи врач заявил впоследствии о наличии чудесного факта.

В Успенском кафедральном соборе Владимира расставили длинные столы, покрыв их церковными покровами, на которых аккуратно расположили святые мощи. В ожидании народа владимирское духовенство установило в соборе дежурство по два человека, и первыми дежурили иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов с чрезвычайно высоким голосом. Едва открылись двери, как он громко возгласил: "Благословен Бог наш...", — а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось звонкое до пронзительности "аминь", и начался молебен владимирским угодникам. Входящий народ стал креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом, намеченное богохульство обратилось в торжественное богослужение у святынь. Инициатором установления дежурств был иеромонах Афанасий, который тогда уже был членом епархиального совета как представитель монашествующих (1918-1920).

В сан архимандрита иеромонах Афанасий (Сахаров) был возведен 2 февраля 1920 года и 10 февраля назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря Владимира, прослужив в обители до ее закрытия: с 1 июля 1921 года он стал настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского. Архиерейская митра стала для него подлинно терновым венцом...

После кончины владыки в его бумагах был найден следующий документ, раскрывающий всю глубину его исповеднического подвига.

"Этапы и даты моей жизни:

Родился 2 июля 1887 года.

Скончался отец 23 февраля 1889 года.

Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы.

Начал прислуживать в алтаре в августе 1899 года.

Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы.

Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем в 1902–1906 годы.

То же и иподиаконом в 1906–1908 годы.

Посвящен в первую степень церковного клира – в чтеца – 6 мая 1907 года.

Московская духовная академия: 1908–1912 годы.

Пострижен в монашество 12 октября 1912 года.

Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года.

Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года.

Преподаватель Полтавской духовной семинарии: ноябрь 1912 года – сентябрь 1913 года.

Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы.

Член Поместного Всероссийского Собора: январь – сентябрь 1918 года.

Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы.

Наместник владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы.

Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года.

Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года.

Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года.

Арестован 17 марта 1922 года.

В срочном порядке препровожден в реввоентрибунал и освобожден 18 марта 1922 года.

Арестован в Великую Среду 30 марта 1922 года.

В заключении во владимирской тюрьме был с митр. Сергием (Страгородским), архиеп. Вятским Павлом (Борисовским), еп. Суздальским Василием (Зуммером).

Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 года.

Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года.

Арестован 15 июля 1922 года.

Во владимирской тюрьме был с еп. Муромским Серафимом (Руженцевым).

Без допроса освобожден 25 июля 1922 года.

Арестован 10 сентября 1922 года.

Во владимирской тюрьме был с еп. Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиеп. Астраханским Фаддеем (Успенским), еп. Звенигородским Николаем (Добронравовым), еп. Вязниковским Корнилием (Соболевым), еп. Переславским Дамианом (Воскресенским) и еп. Суздальским Василием (Зуммером).

Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край, считая началом срока 14 ноября 1922 года.
В московской Таганской тюрьме был с еп. Коломенским Феодосием (Ганецким).

В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся во изгнание 16 февраля 1923 года.

Этап. Конец апреля – начало мая 1923 года.

Вятская внутренняя тюрьма.

В этапе следовал с епископом Дмитровский Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем): май 1923 года.

Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), епископ Звенигородский Николай (Добронравов): май 1923 года.

Усть-Вымь: июнь – июль 1923 года.

Усть-Сысольск: июль 1923 года – июль 1924 года (епископ Старо-Уфимский Аввакум [Боровков]).

В Усть-Сысольском нарсуде пересуд по делу о ценностях: апрель 1924 года. Приговор: один год заключения. По кассации за давностью дело прекращено.

Село Усть-Кулома. Митр. Кирилл (Смирнов), еп. Кинешемский Василий (Преображенский): июль 1924 года.

Село Керчемье: июль 1924 года – январь 1925 года.

Пробыл в Зырянском крае по приговору: май 1923 года – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 года – 20 января 1925 года.

Возвратился во Владимир на церковное делание: февраль 1925 года.

Арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и препровожден во Владимир для "выяснения личности": 9 сентября 1925 года.

Освобожден 10 сентября 1925 года.

Арестован 2 января 1926 года.

Освобожден 2 марта 1926 года.

Назначен управ. Ивановской епархией: ноябрь 1926 года.

Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского духовного училища Мих. Алек. В <неразб.> на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами: декабрь 1926 года.

Отказался оставить вверенную паству. На замечание: "Если виновен – судите" получен ответ: "Нам невыгодно Вас судить".

Арестован 2 января 1927 года.

Московская предварительная тюрьма (Лубянка, 14).

Бутырская [тюрьма] – епископ Читинский Никифор [Ефимов?].

Внутренняя тюрьма (Лубянка, 2). В одиночке с митрополитом Горьковским Сергием. За "принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским", – три года соловецких лагерей, а глава "группы" митрополит Сергий получил свободу и вернулся к возглавлению церковного управления.

Этап: апрель – май 1927 года.

На этапе мои "однодельцы": архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов).

Ленинградская пересыльная тюрьма: май – июнь 1927 года.

Попов остров.

Архиепископ Воронежский Петр (Зверев), архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитровский Иоасаф (Жевахов), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов).
Командировка. Разноволока.

Сторож Рыбпрома: июнь 1927 года – июнь 1928 года.

Приезжала на свидание мама. Жил с ней в с. Сороке. Простился 13 ноября 1927 года. Это было последнее с ней прощание.

Архиепископ Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий [Скворцов], епископ Златоустовский (?) Рафаил [Гумилевский].

Командировка. Чупа-пристань. Сторож, счетовод хозчасти: июнь – июль 1928 года.

Попов остров: август – сентябрь 1928 года.
Кемь, сторож склада: октябрь 1928 года – декабрь 1929 года (епископ Каменец-Подольский Амвросий [Полянский], епископ Вязниковский Герман [Ряшенцев]).

Арестован 23 декабря 1929 года.

Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 года. Возращен на Попов остров 1 января 1930 года.

Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года.

Пробыл в соловецких лагерях:

– по приговору: июнь 1927 года – 2 января 1930 года;
– без приговора, сверх срока: 2 января – 23 февраля 1930 года.

Этапирован в Туруханский край на три года.
Этап: 23 февраля – 30 апреля 1930 года.
Тюрьмы: ленинградские "Кресты", новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митр. Кириллом: апрель 1930 года.
Красноярск, г. Енисейск, станки: Старый Туруханск, Мельничное: июнь 1930 год – январь 1932 года.
Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 (29) ноября 1930 года.

Арестован: январь 1932 года.
Туруханская каталажка, полторы–две недели. Освобожден без права выезда их Туруханска. Недели через полторы снова арестован и был в каталажке одну–полторы недели.
Освобожден, направлен в станок Селиваниху, где жил у митрополита Кирилла: февраль – июнь 1932 года.
Станок Пупково: июль 1932 год – июль 1933 года.
Пробыл в Туруханском крае:
– по приговору: 30 апреля 1930 года – 2 января 1933 года.
– без приговора, сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 года.
Возвратился во Владимир: август 1933 года.
Был на свободе, большей частью "тайно образующе", не служил: август 1933 года – 17 апреля 1936 года.

Арестован 18 апреля 1936 года.
Обвинение: "Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь с белогвардейцами на Украине" (у меня была теплая дружеская переписка с моими полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 году). Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни одного слова. Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митр. Сергием.
Приговорен к пяти годам беломоро-балтийских лагерей.
Тюрьмы: владимирская, ивановские внутренняя и пересылочная: апрель – сентябрь 1936 года.
Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первой и единственной службой его на этой епархии был молебен в вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями.
В вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митр. Сергием.
Пересыльные тюрьмы – ярославская, вологодская, ленинградская: сентябрь – октябрь 1936 года.
Беломорские лагеря: ноябрь 1936 года – июнь 1941 года.
Работал инкассатором в г. Медвежьегорске: декабрь 1936 года – январь 1937 года.
За похищенные у меня деньги в сумме 1000 руб. взыскана эта сумма и прибавлен один год заключения: февраль 1937 года.

Арестован перед майскими праздниками 1937 года и вывезен в дальний лагпункт: апрель 1937 года.
Возвращен после праздников в Медвежьегорск: май 1937 года.
Отправлен на лагпункт в Водораздельное отделение: май 1937 года.
Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады.

Арестован и без предъявления обвинения заключен в штрафизолятор: август 1937 года. По милости Божией избежал великой опасности. Многие бывшие со мной остались там навсегда.
Освобожден: октябрь 1937 года.

Арестован перед октябрьскими праздниками и отправлен в штрафизолятор: октябрь 1937 года.
Возвращен на прежний лагпункт: декабрь 1938 года.

Арестован перед майскими праздниками и заключен в КУР (камеру усиленного режима): 30 апреля 1938 года.
Возвращен на прежний лагпункт: 3 мая 1938 года.
В начале войны этапирован в онежские лагеря: июнь – июль 1941 года. Прошли пешком около 400 км, неся на себе свои вещи.
Работал на лесобирже. Нормы не вырабатывал, был на штрафном пайке, работал дневальным. Голодал, не было ни денег, ни посылок.
Был доходягой: июль 1941 года – июнь 1942 года.
Всего на этот раз в заключении пробыл:
– по приговору: 18 апреля 1936 года – 18 апреля 1942 года.
– без приговора, сверх срока: 18 апреля – 30 июня 1942 года.
Бессрочная высылка в Омскую область.
Совхоз Голышманово. Ночной сторож на огороде: июль – ноябрь 1942 года.
Ишим: декабрь 1942 года – ноябрь 1943 года.
До сих пор все даты указаны по старому стилю. Начиная от настоящей даты, все дальнейшие будут по новому стилю.

Арестован 7 ноября 1943 года.
Тюрьмы: ишимская, омская. Московские – внутренняя (Лубянка, 2), военная Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская: ноябрь 1943 года – июнь 1944 года.
Приговор: 8 лет заключения.
Начало срока 9 ноября 1943 года.
Сибирские лагеря:
– полевые работы: август – сентябрь 1944 года;
– ассенизатор: сентябрь 1944 года – август 1946 года.

Арестован: август 1946 года.
Мариинский пересыльный пункт.
Московские тюрьмы – внутренняя, Бутырская, Краснопресненская: август – ноябрь 1946 года.
Темниковские лагеря – плетение лаптей: декабрь 1946 года – июль 1947 года.
Дубравлаг. Инвалид, без работы по возрасту (в июле 1947 года исполнилось 60 лет). Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский): июль 1947 года – май 1954 года.
Зубово-Полянский дом инвалидов: 18 мая 1954 года – 7 марта 1955 года.
Всего в этот раз в заключении:
– по приговору: 9 ноября 1943 года – 9 ноября 1951 года;
– без приговора, сверх срока: 9 ноября 1951 года – 7 марта 1955 года.
Освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова 7 марта 1955 года.
В Тутаеве: 10 марта – 24 октября 1955 года.
В Петушках с 24 октября 1955 года.

27 июня (ст. ст.) 1954 года исполнилось 33 года архиерейства.
За это время:
– на епархиальном служении: 2 года 9 месяцев 2 дня;
– на свободе, но не у дел: 2 года 8 месяцев 2 дня;
– в изгнании: 6 лет 7 месяцев 24 дня;
– в узах и "горьких" работах: 21 год 11 месяцев и 12 дней.

Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем более ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года и 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний, 1954 год, их было уже 200.
Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день:
Приидите, благословеннии... в темнице был Я, и вы посетили Меня... (Мф. 25, 34-36) своею любовию, своими заботами и попечением.

Август 1944–1946 год – 72 посылки.
1947–1948 годы – 108 посылок.
1949 год – 87 посылок.
1950 год – 141 посылка.
1951 год – 46 посылок.
1952 год – 161 посылка.
1953 год – 169 посылок.
1954 год – 200 посылок.
1955 год – 36 посылок.
Итого: 1120 посылок.
Сверх того, 4 посылки за это время были возвращены, некоторые – только по капризу цензора.

Епископ Афанасий".

* * *

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник, причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. На очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.

Тропарь, глас 4

Славы Божия ревнителя и благолепия церковнаго блюстителя, тесным житием и многими подвиги великому иерарху Александрийскому подобника, святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии. Сей бо присно молится о спасении земнаго Отечества своего и о всех живущих в нем, велегласно с любовию взывая: Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.

Кондак, глас 3

Днесь Афанасий святитель, Христов исповедник и праведник, в невечернем Царстве Славы светло ликует и в сонме всех Русских святых, всесоставным гласом победную песнь воспевая, прилежно молит о нас Превечнаго Триединаго Бога.

По материалам книги Елены Апушкиной "Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)" и сайта Издательства Московской Патриархии.

28 октября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00