iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Аналитика
Александро-Невский собор в Софии, Болгария
ЖМП № 8 август 2021 /  10 сентября 2021 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Память русского святого на Болгарской земле

КАК ТРИ АЛЕКСАНДРА ПОСТРОИЛИ В СОФИИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР 

Юбилейный год благоверного князя Александра Невского - прекрасный повод для воспоминания и осмысления культурного наследия, связанного с именем этого связанного. XIX век можно было бы назвать золотым веком русского церковного зодчества; он ознаменовался и целым созвездием храмов, центральные престолы которых освящались во имя святого благоверного князя. PDF-версия.

Только в череде самых масштабных сооружений стоят: собор святого Александра Невского в Париже (архитектор Роман Кузьмин, 1859–1861); войсковой собор святого Александра Невского Кавказской армии в Тифлисе (архитектор Давид Гримм, 1866–1897, разрушен); войсковой собор святого Александра Невского в Батуми (заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Баку (архитектор Роберт Марфельд; заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Ростове-на-Дону (архитектор Александр Ященко, 1891–1908, разрушен); собор святого Александра Невского в Варшаве (архитектор Леонтий Бенуа, 1894–1912, разрушен); собор святого Александра Невского в Ревеле (архитектор Михаил Преображенский, 1895–1900); собор святого Александра Невского в Царицыне (архитектор Александр Ященко, 1901–1918, разрушен); собор святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (архитектор Александр Померанцев, 1913–1917, разрушен).

Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками.

Несомненной удачей заказчиков и зодчих стал выбор неовизантийского стиля, который наряду с русским стилем был выдающимся явлением в архитектуре историзма. Под «историзмом» здесь мы понимаем стиль европейского искусства последней четверти XVIII — середины ХХ века, в котором архитекторы стремились к воспроизведению духа и форм прошедших эпох. Именно в России историзм получил наиболее полное и масштабное воплощение вследствие высочайшего уровня художественной школы, достижений художественной промышленности и строительного искусства.

Архитектурный проект выполнил Александр Померанцев, уже в конце XIX столетия счита­в­шийся общепризнанным корифеем второго по значению стиля русского храмостроения (после русского) — неовизантийского (в ту эпоху его чаще называли византийским). Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен для Софии.

Городу тогда еще только предстояло превратиться из традиционного балканского поселения в современную европейскую столицу. На это была нацелена градостроительная программа правительства, включавшая в том числе и возведение кафедрального собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи.

В 1883 году в Санкт-Петербурге прошел первый конкурс на проект храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II. В Софию отправили 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате болгарская комиссия выбрала проект академика архитектуры Ивана Богомолова (1841–1886), выполненный, как и большинство других, в неовизантийском стиле. Архитектор Богомолов прибыл в Софию 22 апреля 1884 года и предложил ­оригинальные планы проекта храма1. Вскоре он заключил с болгарским Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязался в 6–8-месячный срок предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов, реализация которого могла бы осуществиться в том числе под руководством другого архитектора2.

Увы, разворачивавшиеся на Балканах события не способствовали быстрому строительству. 6 сентября 1885 года провозглашается соединение Княжества Болгарии с Восточной Руме­лией. За этим следует Сербско-болгарская война (2 ноября 1885 — 19 февраля 1886) и избрание Фердинанда I на болгарский трон. Лишь в 1894 году отношения с Россией стали налаживаться, и тогда же председателем Комитета по возведению кафедрального собора был избран Стоян Петков. Благодаря эрудированности, трудолюбию и настойчивости он сумел привлечь внимание министерского совета к строительству храма-памятника3.

Министерство общественных зданий назначает Строительную комиссию4, которая первым делом занялась поисками нового архитектора для осуществления проекта Богомолова. По приглашению Министерства общественных зданий, дорог и сообщений профессор Александр Померанцев впервые посещает Софию 1 сентяб­ря 1896 года, знакомится с условиями стро­ительства, присутствует на отборе пробы грунта. Свое мнение о проекте Богомолова он излагает в адресованной Строительной комиссии докладной записке, и уже 11 сентября 1896 года происходит совместное заседание Комитета и Стро­ительной комиссии с участием Померанцева.

Разработанный Померанцевым новый проект отличался от первоначального не только по ­размерам, но и концептуально. Теперь доминантой здания стал центральный купол, опиравшийся на структуру триконха, что в интерьере создавало иллюзию увеличенного пространства и его цельности, а снаружи напоминало купольное покрытие с боковыми конхами собора Святой Софии Константинопольской. Протяженность объема с запада на восток роднила его с купольными базиликами и болгарской средневековой традицией, а также с расположенной рядом Софийской базиликой IV–VI веков. Западный фасад венчала 51-метровая колокольня, а весь объем здания окружала галерея, подчеркива­ющая пирамидальное построение гармоничных объемов. Как и во многих других своих зданиях, Померанцев предпочел облицевать храм естественным камнем с обилием декоративных деталей. Объем храма составил 86 тыс. м3, а площадь застройки — 3160 м2.

Собор во имя святого Александра Невского — выдающееся произведение русской архитектурной мысли и нашей строительной школы, а также великолепный пример творческого сотрудничества болгарских и русских зодчих, художников, строителей, государственных и общественных деятелей.

Не менее значителен в созидании храма и опыт братского единения Православных Церквей обеих стран, и творческий опыт осмысления образа главного храма православного мира — собора Святой Софии в Константинополе, который нашел отражение в православном, католическом и протестантском зодчестве5. Несмотря на то что возводился он в Болгарии, именно благодаря нашим соотечественникам в его со­здании нашли применение наиболее прогрессивные строительные конструкции и материалы. Благодаря этому до сегодняшнего дня он сохраняет большой запас прочности и надежности конструктивной части.

Уникальна роль Строительного бюро А. Н. Померанцева в создании Александро-­Невского собора и в целом русского храмостроения в Болгарии. При знакомстве с архивными документами поражает высочайший профессионализм руководителя бюро и его помощников А. Н. Смирнова и А. А. Яковлева, проявившийся в полемике с болгарскими коллегами и запечатленный в применении новаторских конструкций и строи­тельных материалов, в общей гармонии храма, его архитектурных форм, внутреннего пространства и художественного убранства.

 

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта РФФИ № 19-012-00330 «История создания собора во имя св. Александра Невского в Софии и его архитектор А. Н. Померанцев».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каравелов Л. Храм-памятник «Александр Невский» в Софии. Т. I. София, 1966. Рукоп. С. 25.

2 Там же.

3 Радкова Р. Храм-памятник «Св. Александр Невский». София:
АИ «Проф. Марин Дринов», 1999. С. 29.

4 Каравелов Л. Указ. соч. С. 39.

5 Saveliev Yu. Hagia Sophia in Constantinople: model for the neo-byzantine architecture of Russia, Europe and America // Bisanzio nello spazio e nel tempo. Costantinopoli, la Siria. Orientalia Christiana Analecta. T. 307. Rome, 2019. P. 117–146.

Александр Никанорович Померанцев (1848–1918) родился в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1874–1877). Стажировался за границей (1880–1887), преимущественно в Италии. Совместно с архитектором Федором Чагиным выполнил обмеры Палатинской капеллы в Палермо. Удостоен звания академика (1887). С 1888 г. до конца жизни преподавал в Академии художеств, в 1899 г. назначен ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Автор известных зданий, вошедших в историю русского зодчества. Среди них — Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889–1893), Императорский павильон и здание Администрации (русский стиль); главное здание Художественного отдела (неоклассицизм); здание отдела Средней Азии (мавританский стиль) и здание Машинного отдела (рационализм) Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); здание Синодального училищного совета и школы с церковью святого Александра Невского в Санкт-­Петербурге (1898–1900); архитектурная часть памятника императору Александ­­ру III в Москве (1900–1912); церковь святого Александра Невского в Челябинске (1907–1914); храм святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (1913–1917) и многие другие.

Основные вехи строительства

1882 год, 19 февраля — освя­щение закладного камня.

1884–1885 годы — архитектор Иван Богомолов († 1886) разрабатывает первый проект собора вместимостью 1 200 человек и сто­имостью 2 млн левов.

1896 год — создание болгарским правительством Строительной комиссии по возведению собора.

1898 год — назначение Александ­ра Померанцева главным архитектором проекта собора вместимостью 4–4,5 тыс. человек.

1904 год, май — организация в Софии Строительного бюро под руководством приглашенных Померанцевым зодчих Александ­ра Смирнова († 1928) и Александ­ра Яковлева († 1951). 

1906 год — возведены фундаменты, облицован цоколь. 

1908 год — возведены стены, начинается кирпичная кладка сводов и выполнение элементов каменной резьбы на фасадах. 

1912 год — завершение росписи и работ по убранству; Строитель­ное бюро заканчивает свою работу в Софии. 

1912–1913 годы — золочение куполов. 

1915–1916 годы — решение Кабинета министров и депутатов Народного собрания о переименовании собора в связи с событиями на фронтах Первой мировой войны. 

1919 год, 24 июня — официальное обращение болгарского Синода к государственным органам о возвращении посвящения главного престола святому благоверному Александру Невскому. 

1924 год, сентябрь — великое освящение собора. 

 

Юрий Савельев

родился в 1959 г. Доктор искусствоведения (диссертация «Искусство “историзма” в системе государственного заказа второй поло­вины XIX — начала ХХ века. На примере “византийского” и русского стилей» защищена в 2006 г. на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета). Академик Российской академии художеств. Профессор факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова и факультета церковных художеств ПСТГУ.

 

Елена Слижевская родилась в 1965 г. Архитектор, автор проектов в области реставрации архитектурного наследия. Диплом I степени на Всесоюзном конкурсе дипломных работ 1987 г. Управля­ющая Архитектурным бюро «ЕС СТУДИО 2007» (София, Болгария).

 

10 сентября 2021 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00