iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Аналитика
Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского (Донской монастырь Москвы, февраль 1992 г.)
ЖМП № 2 февраль 2022 /  22 февраля 2022 г. 10:30
версия для печати версия для печати

Как сначала предали забвению, а потом нашли патриаршую могилу

ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАЗАД В МАЛОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ БЫЛИ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО ТИХОНА

Век назад, весной 1922 года, Патриарх Всероссийский Тихон прибыл на поселение в кельи возле Тихвинской надвратной церкви Донского монастыря. Но не как Предстоятель самой много­численной Православной Церкви на свете, а как арестант, заключенный под стражу богоборческой властью, и подследственный по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Семьдесят лет спустя, в феврале 1992 года, в той же обители были обретены мощи прославленного Церковью в лике святителей перво­иерарха. Событие это было сколь чудесным, столь и малоожидаемым. PDF-версия.

Погребение Патриарха Тихона в 1925 году имело одну важнейшую особенность. Без нее не будут понятны поистине драматические перипетии, которыми сопровождалось обретение мощей святителя. «В собор никого не допустили, кроме нескольких митрополитов. А они до самой своей кончины хранили молчание, — рассказывал позднее руководивший в феврале 1992 года раскопками в Малом соборе археолог Сергей Беляев († 2019). — Собор и монастырь были закрыты в конце 1920-х годов. В соборе было устроено общежитие рабочих, и, соответственно, место погребения исчезло, никак не было обозначено. Но уже после закрытия в зимнюю ночь от Малого собора отъехала телега, на которой стоял гроб; этот гроб был довезен до крематория и там исчез. Это породило слухи о том, что тело Святейшего Тихона было вынуто из могилы, доставлено в крематорий и там сожжено»1.

Укрепило эти толки появление в 1932 году обновленческого лжемитрополита Александра Введенского в архиерейском облачении, в котором москвичи сразу же признали сшитый на фабрике братьев Оловянишниковых в 1917 году зеленый интронизационный саккос, в котором Патриарха Тихона хоронили. Патриарх Алексий I после смерти Введенского в 1946 году выкупил облачение у наследников и передал в только создававшийся тогда в Московской духовной академии Церковно-археологический кабинет. Саккос находился в экспозиции с красноречивой подписью «Облачение Патриарха Тихона». И церковные люди постепенно свыклись с мыслью, что подлинное захоронение Патриарха Всероссийского было разорено.

Циркулировали в народе и другие версии о месте погребения первого после длительного синодального периода русского Патриарха. Одни говорили, что его перезахоронили в безвестной могиле в Донском некрополе, другие — что он покоится на Немецком Введенском кладбище. Все эти толки спустя всего лишь одно человеческое поколение так укоренились в коллективной памяти московских верующих, что на панихиде в Донском монастыре в одну из послевоенных весен митрополит Николай (Ярушевич) горько, но вполне уверенно произносил: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет»2.

Поэтому вполне понятно, что даже с освобождением Церкви из-под большевистского гнета священноначалие не спешило благословлять работы по поиску захоронения, а подчиненные не стремились на эту ситуацию как-то повлиять. Вмешался, как часто бывает в подобных случаях, Сам Господь. Поздним вечером 18 ноября 1991 года (в день, когда отмечается годовщина избрания святителя Тихона Патриархом Всероссийским) в Малом соборе вспыхнул опустошительный пожар. «Храм выгорел практически полностью, — вспоминает секретарь Святейшего Патриарха Кирилла по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков. — Войдя под сень собора, я был потрясен: все стены закопчены, своды черные. Вполне вероятной рассматривалась возможность даже вынужденной перестройки всего здания: был ощутимый риск, что сильно пострадали несущие конструкции. Но после дополнительного обследования выяснилось, что можно обойтись без столь кардинальных мер».

Началась кропотливая реставрация, послужившая решающим побудительным мотивом для раскопок на месте возможного патриаршего склепа. Работы стартовали в праздник Сретения Господня. Их ход подробно описали в нескольких интервью Сергей Беляев и несший тогда в сане иеромонаха послушание благочинного обители нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон в своей книге «Несвятые святые и другие рассказы». Вначале под полом взорам археологов предстал отопительный канал, при помощи которого зимой собор обогревался теплым воздухом. Сбоку от него обнаружился склеп с тремя рядами захоронений с дубовым гробом и мощами святого. И только по диагонали от последнего, под плитами, служившими основанием для отопительного канала, оказался патриарший склеп. «Уже ночью приехал Патриарх Алексий II, возглавивший молебен», — вспоминает бывший тогда послушником благочинный Донского монастыря игумен Григорий (Качалов). Спустя несколько дней прошло освидетельствование мощей в присутствии членов Священного Синода, чин же их обретения в обители состоялся 22 февраля.

После частичного утепления Большого собора Донского монастыря они пребывают там постоянно. «Раз в несколько лет ризничий монастыря переоблачает мощи в новые куколь, мантию и омофор, а также меняет подушечку в раке. Поэтому время от времени мне приходится быть свидетелем физического состояния мощей, — продолжает отец Григорий. — Они представляют собой полный костный скелет, прекрасно сохранившийся. Уцелели волосы и борода, на спине — объемная часть телесной плоти. Левую длань по просьбе Зарубежной Церкви мы передали американским православным».

В отреставрированном несколько лет назад Малом соборе хранится исторический раритет — дубовый гроб, в котором мощи обрели три десятка лет назад. Сейчас усилия реставраторов направлены на Большой собор, где, несмотря на разгар восстановительных работ, по-прежнему пребывают святые мощи небесного заступника обители. До конца нынешнего года тут намечено завершить вычинку фасадов с воссозданием утраченных элементов, придать кровле и куполам первоначальные профиль и формы, а также выполнить окраску наружных стен первозданным колером — светло-песочным. Реставрируются и помещения кельи у Северных врат, где пребывал под домашним арестом святитель Тихон и где в настоящее время разместился его музей. Это здание находится в государственной собственности, поэтому заказчик рассчитанных еще на два года работ — городские власти. И пока что увидеть обнаруженные в патриаршем склепе куколь (домашний, который Святейший надевал в келье), митру, панагии (одна из них — работы Карла Фаберже — подарена архиепископу Тихону на прощальном богослужении в 1913 году в Ростове Великом, когда архиерей отбывал из Ярославской епархии в Виленскую) и нательный крест с мощевиками3 невозможно.

— В приведенном в порядок помещении откроется обновленный музей, концепция которого еще разрабатывается. Не назначен пока что и хранитель его фондов, — рассказывает игумен Григорий (Качалов). — Конечно, главной останется постоянная экспозиция на втором этаже: документы, прижизненные фотографии святителя Тихона. На первом этаже планируем размещать временные выставки.

В закрытых на время ремонтно-восстановительных работ фондах находятся и самые драгоценные экспонаты — погребальные литургические одеяния святителя (саккос и мантия), в которых и были обретены его честные мощи. Кстати, со временем археолог Сергей Беляев неопровержимым образом доказал их подлинность. Ссылаясь на свидетельства выдающегося церковного архивиста и историка Михаила Губонина, он установил, что на фабрике Оловянишниковых в ноябре 1917 года изготовили не один, а три одинаковых саккоса разных размеров — по числу претендентов на патриарший престол. Один-то из дубликатов и носил Введенский, а о судьбе третьего до сих пор ничего не известно...

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Интервью телекомпании «Союз»  (дата обращения: 31 декабря 2021 г.).

2 Обретение мощей святителя Тихона // Современники о Патриархе Тихоне: Сб.: В 2 ч. / Сост. и автор коммент. М. Е. Губонин. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 597.

3 Дмитров Иван. Последний приют Патриарха Тихона // Православная Москва. 2017. № 4 (617).


Митрополит Псковский и Порховский Тихон

«Несвятые святые и другие рассказы», глава «Мощи святителя Тихона»

Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха. Потом он сказал мне: «Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи».

Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо...

— Здесь!!! — закричал я что есть силы.

— Всё! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху взволнованный голос Патриарха.

Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.

Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку.

Также читайте на нашем сайте: "Патриарх Тихон сплотил вокруг себя защитников Церкви, благодаря которым она вынесла самые лютые гонения"

22 февраля 2022 г. 10:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00