выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Аналитика
Публичные слушания в районе "Отрадное"
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  30 января 2012 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Москвичи сами строят свои храмы

Строительство двухсот новых храмов в Москве идет полным ходом. Как и обещали городские власти, на 15 площадках в 2011 году были начаты работы. Определены 200 участков, на 65 из них выданы градостроительные планы. По 61 объекту прошли публичные слушания, а на 10 из них местные православные общины регулярно совершают молебны.

В 2012 году, по словам депутата Государственной думы, советника мэра Москвы Владимира Ресина, строительство должно начаться еще на 20 участках. Под руководством Владимира Ресина, который недавно был также назначен советником Святейшего Патриарха Кирилла по вопросам строительства, в конференц-зале Храма Христа Спасителя проводятся еженедельные совещания.

Спальные районы столицы с населением в несколько миллионов человек — особое поле для миссии. С одной стороны, они по-настоящему духовно обездолены, здесь практически нет храмов, что препятствует духовному просвещению огромного количества людей. С другой — там еще сохранились отголоски патриархального уклада жизни, характерного для глубинки и старой Москвы. Их жители, вопреки распространенному мнению не являются безынициативной массой, равнодушной ко всему, что их окружает. На публичные слушания, которые проводятся в связи со строительством новых храмов, собираются сотни местных жителей. Они выражают свое мнение в муниципальной прессе и приходят на стройплощадки: кто поучаствовать в молебне, а кто и просто присоединиться к общему собранию, ведь храм будут строить неподалеку от их собственного жилища.

"Большинство нашего населения отождествляет себя с Православной Церковью. Но что при этом они имеют в виду? Мы должны рассказать тем людям, которые считают себя православными, что быть христианином — это не значит только два-три раза в год приходить в церковь, соблюдать какие-то обряды, печь куличи. Это вся жизнь человека, его поступки должны быть мотивированы религиозным мировоззрением", — замечает протоиерей Михаил Глазов, настоятель Благовещенского храма в Федосьине. Здесь, в районе Новопеределкино, как и во многих других спальных районах города, храмов почти нет, люди добираются на службу около часа общественным транспортом. Но при этом община храма в Федосьине удивляет своей сплоченностью — около 500 человек регулярно собираются вместе, у прихода много социальных проектов: окормление детей-сирот, пациентов больниц, пожилых одиноких людей. Отец Михаил назначен ответственным за строительство нового храма на Чоботовской улице на западе Москвы. По его словам, место там выбрано очень удачно. "Слушания прошли еще в апреле: большинство жителей района положительно отнеслись к идее строительства, ведь на выбранном земельном участке был пустырь", — рассказывает отец Михаил.

Однако недавно городскую общественность встревожили сообщения информационных агентств о том, что против строительства собрано около 500 подписей, а в Интернете создан форум для протестующих. Опрос, проведенный на этом форуме, выявил, что 97 процентов его посетителей выступают против строительства из-за того, что некуда будет поставить машину, а пустырь для этих целей вполне подходит. Причем сколько всего человек участвовало в опросе — не сообщается. Тем не менее мэру города Сергею Собянину было отправлено письмо, в котором заявляется, что 97 процентов всех жителей района против.

"Ранее это место было занято гаражами-ракушками, — рассказал заместитель главы управы Новопеределкина Юрий Носенко. — Потом ракушки убрали. Тогда руководство управы временно разрешило людям ставить на этом пустыре автомобили, так как была большая проблема с парковкой на дворовых территориях". "Сейчас эти доводы уже несостоятельны, — добавляет чиновник, — почти вплотную к площадке строительства обустраивается парковка на 30 машиномест, ведь в связи с программой развития транспортной инфраструктуры города Москвы на всех придворовых территориях будут строиться автостоянки. Наш район не исключение".

В свою очередь протоиерей Михаил Глазов замечает, что "история с автолюбителями возникла уже тогда, когда строительство началось и их попросили переставить машины, до этого они к храму относились индифферентно". "Мы ведь тоже проводили сбор подписей — в поддержку храма высказалось не менее 3000 человек. Нам также известно, что против храма подписи собирались обманным путем — был прямой подлог, когда людям предлагали расписаться за то, чтобы храм был построен в другом, "более красивом и высоком месте". Хотя организаторы протестов прекрасно понимали, что другого места нет и не будет, ведь тот участок, на котором наши противники предлагали построить храм, давным-давно отдан инвестору под строительство жилых домов", — пояснил отец Михаил. Сейчас община будущего храма ждет, когда утвердят архитектурный проект церкви, тогда вопрос со строительством можно будет считать решенным, так как закон на их стороне.

"Я считаю, что подобные истории — показатель нравственного состояния нашего общества", — заявил ЖМП епископ Подольский Тихон, курирующий программу строительства 200 храмов в Москве. "В Новопеределкине в воскресные дни сотни людей теснятся, а иногда и ждут на улице, чтобы поучаствовать в богослужении. Новый храм необходим им как воздух. Уже несколько лет люди обивали пороги, собрали тысячи подписей, чтобы храм появился. И теперь строительство – это не только вопрос уважения к народу. Нам законно выделили участок. И теперь вопрос строительства это не только вопрос уважения к народу, к тысячам людей, подписавшимся под письмами в поддержку храма, но и вопрос уважения к закону. Люди надеются, ждут, появления своей святыни, собирают средства на ее возведение, молятся о своем будущем храме. Думаю нельзя не отозваться на их чаяния, не пойти навстречу их доброму стремлению", — сказал владыка Тихон.
Ход общественного обсуждения строительства на муниципальном уровне свидетельствует о том, что большинство людей, даже если они не выступают против, а голосуют на слушаниях "за", не знает, для чего именно в их районе нужен храм. Священнику, которого назначают ответственным за строительство церкви, теперь просто необходимо будет стать проповедником, принимать деятельное участие в общественной жизни района. Такая миссия не слишком пока привычна и для духовенства, и для мирян. Однако только так, оказывается, возможно выстроить новый храм в Москве. Для современного жителя города, даже если он верующий и воцерковленный человек, выбор между автостоянкой и храмом не так очевиден, как должно было быть: ведь, чтобы возникло желание гармонично выстроить пространство вокруг себя, придется перестроить для начала свою собственную душу.

В качестве еще одного свидетельства этого непростого процесса хотелось бы привести письмо, которое недавно пришло в редакцию ЖМП от участника группы поддержки строительства храма в честь святых Царственных страстотерпцев на Войковской: "Здравствуйте! К вам обращается Филипп Гриль, прихожанин храма Всех святых на Соколе. Я хочу поведать историю начала строительства нового храма в нашем районе. Весной 2011 года мы узнали, что скоро будут проходить общественные слушания по строительству церкви в Шестом Новоподмосковном переулке, владение 7. Велика была моя радость, ведь я живу по соседству с этим местом! Обрадовались и многие другие жители района, которым трудно попасть в переполненные храмы Коптева и Сокола. Слушания прошли в апреле, противников было крайне мало, и районные власти одобрили место строительства. Во время слушаний прихожане договорились просить священноначалие освятить будущий храм во имя царя-страстотерпца Николая II и его августейшей семьи. Прошение с многочисленными подписями жителей района было отправлено епископу Зарайскому Меркурию, который удовлетворил его.

Через несколько месяцев выяснилось, что по выделенному участку проходит газовая труба и что он слишком маленький для типового храма. Тогда активные жители района стали писать в инстанции письма с просьбой разрешить возникшие проблемы. Были обращения к первому заместителю мэра Москвы Владимиру Ресину и епископу Подольскому Тихону. И ответы были получены! Газовую трубу решено перенести, подходящий типовой проект представить. Участок под строительство обнесли забором.Но, к большому сожалению, в районе начали активизироваться противники храма. Они против точечной застройки, вспомнили и о парковках, и о том, что колокольный звон может помешать спать по утрам. В ноябре стройплощадку посетил Владимир Ресин, выслушал обе стороны. Встреча прошла весьма эмоционально, поэтому власти пока взяли тайм-аут и обещали еще раз всё взвесить и изучить. Теперь обе противоборствующие стороны собирают подписи. Я обращаюсь ко всем православным людям с просьбой молиться за нас и наш храм! А тех жителей нашего района, которые хотят принять участие в общественном обсуждении, я прошу не оставаться в стороне, а активнее выражать свое мнение, ведь от этого зависит судьба храма, который так нужен нам всем".

Но общественная дискуссия вокруг строительства храмов помимо дополнительных трудов для муниципальных властей приносит и вполне реальные плоды. Например, в Керамическом проезде на севере Москвы, где первоначально планировали передать участок земли под строительство торгового центра, после общественных слушаний и сбора подписей решено было построить храм. Он будет освящен в честь преподобного Серафима Саровского.

В Южном административном округе, где на Судостроительной улице начато строительство храма святителя Спиридона Тримифунтского, есть свой интересный опыт рождения нового прихода. Здесь быстро сформировалась община, проходят регулярные молебны в маленьком строительном вагончике, переоборудованном под часовню, а недавно во временно установленной палатке была совершена первая Литургия. "Люди узнают о нас, прочитав стенд с объявлением или районную прессу. Община с радостью встречает новых членов — жители района тоскуют по добрососедским отношениям, поэтому приходят к нам охотно. В основном просят о требах. Но и тех, кто желает исповедаться, тоже немало", — рассказывает иерей Михаил Шманов, ответственный за строительство. Священник признается: "Не ожидал такой мощной поддержки людей. Всего через три месяца после закладки храма мы уже служим Литургию — к нам на "Скоропослушницу", в рабочий вторник, пришло более 50 человек". По его словам, внутренняя жизнь храма организовывается "трудами самих прихожан". "Они и полы моют, и участок прибирают. И всё время интересуются, чем еще могут помочь", — рассказал отец Михаил.
Протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Богородицы во Владыкине, который окормляет общину будущего храма в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Отрадном, поведал ЖМП свою историю: "Местная христианская община начала просить о строительстве здесь храма еще 15 лет назад. В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II возвели маленькую часовню на Каргопольской улице во имя Святителя Николая, с тех пор прихожане уже четырежды собирали средства и потихоньку пристраивали к ней помещения. Так своими руками люди строили храм, поэтому к обсуждению организационных тонкостей строительства нам не привыкать. Район у нас большой, здесь есть две мечети, синагога и даже буддийский храм. Когда нас включили в “Программу-200”, то предлагали разные места для строительства, это место уже четвертое. Кажется, нам очень повезло: участок большой, 1,87 гектара. Это самое лучшее, самое живописное место в районе. Смею предположить, что почти никому в Москве не выделяли такой удачный участок, как нам. Почему нам досталось так много земли? Потому что мы всё правильно спроектировали: запланировали и храм, и молодежный центр, и краеведческий музей, которого в Отрадном никогда не было. У нас также разместится памятник архистратигу Божию Михаилу. Но если бы не “Программа-200”, нам, скорее всего, никогда бы не разрешили строить храм на этом месте. Работать с населением тяжело, около 60% жителей района составляют приезжие с Кавказа и из Азии, далеко не все из них христиане, но мы проводим встречи с жителями, договариваемся с управой, регулярно размещаем публикации о будущем храме в местных газетах".

Для разъяснения жителям района позиции многочисленной местной православной общины много делает молодежный клуб, который окормляет отец Сергий. Волонтеры из этого центра своими силами печатают и раздают людям, которые приходят на Пасху, Рождество или на Крещение в церковь, просветительские буклеты и иконы, отвечают на вопросы о вере или направляют за советом к священнику. "Благодаря этой работе о строящемся храме уже знает весь район, поэтому на публичные слушания, которые состоялись 1 декабря, пришло более 200 человек, и все они имели свою осознанную позицию", — отмечает отец Сергий. Глава управы района Отрадное Владимир Литовский после слушаний рассказал корреспонденту ЖМП, что в поддержку строительства церкви уже собрано около 5000 подписей. По его словам, пока строительство в районе не начато, так как не собраны необходимые средства. Как рассказал отец Сергий Ткаченко, прихожане, так как уже известно место будущего храма, решили это особым образом отметить. "Мы притащили туда камень, весил он, кажется, около 500 кг. Теперь там совершаем по праздникам молебны. Люди, которые проходят мимо, спрашивают нас, что тут за камень, а мы им рассказываем о будущем храме", — пояснил отец Сергий.

Пилотные площадки будущих храмов (данные на ноябрь 2011 года):

Восточный административный округ
Преображенское благочиние, епископ Дмитровский Александр
1. Введения во храм Пресвятой Богородицы
ул. Кетчерская, вл. 2
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–3", храм на 500 человек
4 октября Патриарх Кирилл освятил закладной камень. Огорожена территория, вырыт котлован. Работы приостановлены из-за отсутствия финансирования. Каждое воскресенье проводятся молебны об успешном продвижении строительства.
2. Праведного Алексия Московского (Мечева)
ул. Вешняковская, вл. 16
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–3", храм на 300 человек
Подрядчик на площадку пока не выходил.

Юго-Восточный административный округ
Петропавловское благочиние, епископ Воскресенский Савва
3. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
ул. Мельникова, вл. 7
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–2" им. М.В. Посохина, храм на 500 человек.
Цокольный этаж готов, начато возведение стен. Время от времени на стройплощадке проходят молебны,  в частности,  о строителях и в память о погибших  во время теракта.
4. Святой мученицы Татианы Римской
ул. Краснодарская, вл. 50
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–2" им. М.В. Посохина, храм на 400 человек.
Мосгоргеотрест выполнил геологические изыскания. Площадка подготовлена к земляным работам. Установлен Поклонный крест, в сентябре совершен первый молебен.
5. Иконы  Божией  Матери  "Воспитание"
ул.1-я Вольская, вл.2
Индивидуальный проект Товарищества реставраторов "мастерские Андрея Анисимова", храм на 200 человек. Завершен фундамент, идет сбор средств на продолжение работ. Регулярные богослужения по воскресным и праздничным дням совершаются неподалеку в бывшем складском помещении, переоборудованном под храм преподобного Сергия Радонежского

Южный административный округ
Даниловское благочиние, архиепископ Истринский Арсений
6. Святителя Спиридона епископа Тримифунтского
Судостроительная, вл.48
Проект ГУП "МНИИТЭП", храм на 500 человек.
Выполняются работы подготовительного периода. Приступил к забивке пробных свай. Проходят ежедневные молебны с чтением акафистов в часовне, под которую переоборудован строительный вагончик. 22 ноября совершена первая Литургия во временно установленной палатке.
7. Входа Господня в Иерусалим.
Пересечение ул. Михневская и Михневского проезда
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–3", храм на 200 человек. Огорожена территория, вырыт котлован.
Установлена временная часовня, молебны каждое воскресенье и по праздникам.

Юго-Западный административный округ
Андреевское благочиние, епископ Красногорский Иринарх
8. Казанской иконы Божией Матери
Теплый Стан, ул. Островитянова, вл. 1 и 2
Проект ГУП "МНИИТЭП", храм на 300 человек. До революции на этом месте стоял Казанский храм, который был закрыт в 1920-е годы и окончательно разрушен в 70-е. Начаты земляные работы, забиваются сваи. Ведутся согласовательные процедуры с энергосетями, чтобы перенести коммуникации, проходящие по территории участка. 4 ноября отслужен первый праздничный молебен Казанской иконе Божией Матери.
9. Святителя Стефана Пермского
Южное Бутово, пересечение ул. Академика Семенова с Бунинской аллеей.
Проект ГУП "МНИИТЭП", храм на 500 человек. 28 сентября Патриарх Кирилл освятил закладной камень. Начаты земляные работы. По субботам читаются акафисты святителю Стефану Пермскому, молятся также за каждого строителя поименно.

Западный административный округ
Михайловское благочиние, епископ Бронницкий Игнатий
10. Святой равноапостольной княгини Ольги
д. Орлово, ул. Староорловская, д.106
Проект ГУП "МНИИТЭП", храм на 500 человек. Выполнены работы подготовительного периода и разработка котлована. Забиты сваи.
11. Святого равноапостольного князя Владимира
Пересечение ул. Чоботовская с Боровским шоссе
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–2" им. М.В. Посохина, храм на 400 человек. Строительство пока не начато.
12. Иверской иконы Божией Матери
Мичуринский проспект, вл.70
Индивидуальный проект, храм на 800 человек. Еще при жизни Патриарха Алексия II руководство академии ФСБ обратилось в Московскую патриархию с просьбой построить храм рядом с их зданием. Сейчас начаты земляные работы, вырыт котлован, забиты пробные сваи. Планируется, что строительство завершат к концу 2012 года.

Северо-Западный административный округ
Успенское благочиние, архиепископ Егорьевский Марк
13. Всемилостивого Спаса
Пятницкое шоссе, вл. 5
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–2" им. М.В. Посохина, храм на 500 человек. Выполнены работы подготовительного периода. В конце октября началось строительство временного храма силами общины, установлен Поклонный крест. Планируется, что деревянная церковь будет открыта к Рождеству, пока по воскресеньям служатся молебны под открытым небом.
14. Новомучеников и Исповедников Российских
Строгинский бульвар, вл. 14
Индивидуальный проект (автор - В. Захаров), храм на 650 человек. Проводятся работы подготовительного периода и разработка котлована. Во временном деревянном храме регулярно совершаются богослужения.

Северный административный округ
Всехсвятское благочиние, протоиерей Сергий Никитин
15. Преподобного Серафима Саровского
ул. Керамическая, вл. 77
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–3", храм на 200 человек. Идет сбор средств, необходимых для начала строительства.
16. Святых Царственных мучеников Страстотерпцев
6-й Новоподмосковный пер., вл. 7
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–3", храм на 200 человек. Проводятся работы подготовительного периода, установлено временное ограждение.

Северо-Восточный административный округ
Троицкое благочиние, епископ Подольский Тихон
17. Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина"
Пересечение Юрловского пр. и ул. Дежнева
Проект ГУП "МОСПРОЕКТ–2" им. М.В. Посохина, храм на 500 человек. Подрядчик на площадку не выходил, идет сбор средств. На месте будущего храма община собирается по праздникам молебны.
18. Святого благоверного князя Дмитрия Донского
ул. Полярная, вл. 34
Индивидуальный проект, храм на 200 человек. Готов цокольный этаж, началось возведение стен.

Зеленоградский административный округ
Зеленоградское благочиние, протоиерей Владимир Харитонов
19. Благоверного великого князя Александра Невского
Район Крюково, коммунальная зона "Александровка", пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская
Проект ГУП "МНИИТЭП", храм на 300 человек. Подрядчик выполняет работы подготовительного периода. Согласовывается перенесение коммуникаций, проходящих по территории участка.

30 января 2012 г. 14:00
Ключевые слова: Москва, храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00