выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
19 июля 2023 г. 15:15
Да поживут по воле Твоей
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
5 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Сергей Виноградов (1869-1938). Нищие у монастырских ворот. 1929 г.
ЖМП № 7 июль 2024 /  15 августа 2024 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Нищие у храма: привечать или прогонять?

У многих храмов буквально дежурят нищие, выпрашивая у прихожан деньги.
Господь призывает христиан к жертвенной любви и помощи нуждающимся — но как быть настоятелю, если вид и поведение нищих отталкивают и пугают людей? PDF-версия.

Многие настоятели, испробовав разные варианты взаимоотношений с нищими, установили правило: подаяние разрешается просить у церковных ворот, но не в храме и не на прихрамовой территории. «Удаление попрошаек за ворота — это первое, что нужно сделать», — категоричен протоиерей Андрей Дашевский, настоятель храма святого праведного Иоанна Русского в Тихорецке (Краснодарский край).

Таких нищих, как в повестях Гоголя, в наше время уже нет, убежден он, а «те, кто сидят у храма, — просто бездельники, паразитирующие на христианских добродетелях. Поначалу мы искренне пытались им помогать: предлагали устроить на работу, делали документы, устраивали в хороший дом престарелых. Сбегают!» — разводит руками священник. Однажды, в церковный праздник, отслужив службу с большим числом прихожан, отец Андрей оказался в соседнем с храмом квартале и увидел хорошо знакомых ему нищих, которые… рассаживались по такси. «До того случая мне говорили, но я не верил, пока не увидел сам. Машину вызывали к магазину в соседнем с храмом квартале».

Случай яркий, но все же не исчерпывающий всего многообразия возможных ситуаций. На деле выявить «профессиональных нищих» бывает не так-то легко. Не всегда можно быстро разобраться, для кого нищенствование превратилось в добровольно избранный (и, возможно, даже доходный) образ жизни, кто действительно нуждается (несомненно, есть и такие), а кто страдает психическими отклонениями и уже не мыслит себя вне улицы.

Помочь можно не только деньгами

Один из способов понять, что за человек стоит у ворот и просит подаяния, — предложить ему вместо денег конкретную помощь, например накормить. Конечно, это требует времени и десятью рублями тут не обойдешься. Зато, если твердо следовать этому принципу и прихожан настраивать в том же ключе, попрошаек возле храма скоро не останется. 

В 99 процентах случаев нищие возле храмов требуют именно денег и ничего другого — просто потому, что им не хватает на выпивку, объясняет настоятель Успенского храма в Красногорске протоиерей Константин Островский: «Помощь вещами или продуктами они отвергают: "Нет! Дайте денег"». Это не что иное, как манипулирование людьми, которые готовы следовать заповеди просящему у тебя дай (Мф. 5, 42), считает отец Константин. И в таком случае милостыню можно не давать.

Тех прихожан, которых все же мучает совесть, отец Андрей Дашевский благословляет давать нищим пирожки, булочки и другие недорогие продукты, но никаких денег! А помогать он предлагает в магазине старикам, которые покупают самые дешевые продукты: «Этих людей всегда видно. Они ничего не просят, и бывает очень непросто оказать им даже небольшую помощь».

Еще в раннехристианском литературном памятнике «Дидахе» сказано: «Милостыня да запотеет в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому дать», напоминает почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове, многолетний духовник Московской епархии архимандрит Серафим (Кречетов). Он солидарен с отцом Андреем: «Благотворить можно и нужно, но только тому, кому действительно требуется помощь».

Бывает, что и материальную помощь нищие начинают выпрашивать с подозрительной регулярностью. Епископ Пантелеимон (Шатов) вспоминает, как во время его служения в Смоленске в храм пришла цыганка и попросила обувь для своего ребенка. «Мы купили — через две недели она пришла опять с той же просьбой. На ребенке были по-прежнему драные ботинки, куда она дела новые — я не знаю. С такими людьми нужно вести себя очень осторожно», — резюмирует владыка.

Действовать в подобных ситуациях нужно максимально трезво и рационально, полагает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в селе Енотаевке (Астраханская область) иерей Сергий Назаренко: «Нечем оплатить пошлину на паспорт? — Дайте квитанцию, оплачу переводом. Вы местный, но уехали и нуждаетесь в помощи? — Дайте телефон вашего родственника, я с ним встречусь, передам деньги ему в руки, а он вам». Даже продукты он советует давать в открытых пачках, иначе некоторые их могут поменять на самогон.

 «Сейчас я строю новый храм, и новая община сразу решила: никакой милостыни у храма, — рассказывает протоиерей Андрей Дашевский. — Если кто-то обращается за помощью, то сажаем в машину и едем решать вопрос: например, покупаем человеку лекарство и предупреждаем в аптеке, чтобы не принимали его обратно. Нужен билет на проезд — покупаем билет, но без возможности сдать. Принцип такой: помощь — да, деньги — нет».

Осуждать можно только себя

К нищим, которые ведут себя тихо и спокойно, нужно проявлять сострадание и терпение — во всяком случае, не осуждать их, говорит протоиерей Константин Островский. И прихожан советует воспитывать так же: «Если не подаю — потому что времени нет, потому что денег, может быть, с собой нет или потому что последние деньги, а может быть, и жалко этих денег… Себя за это надо укорить. А если подал, надо укорить себя за тщеславие, потому что хоть даже и рубль подашь, а все чувствуешь себя милостивым».

«Понятно, что во многих случаях нищие тратят деньги не на добро. Но ведь и мы тоже очень много тратим не на добро, — рассуждает отец Константин. — Как-то, помню, я гулял по Покровскому бульвару. Подошел ко мне пьяный, попросил денег — я дал ему десять рублей. Честно говоря, стало жалко. Потом второй подошел — я и ему дал десять рублей. Стало совсем жалко. Думаю: так вот пьяным даешь деньги, а они их пропивают. А потом подумалось: вот мне Господь деньги дает — а ведь и я, хотя не пью, много ненужного покупаю, трачу на что ни попадя».

К подаче милостыни случайным нищим он призывает относиться свободно: «Хочешь подать — подай, не хочешь — не подавай». А вот если человек действительно в нужде и тебе об этом доподлинно известно, «тогда, может быть, надо ему все отдать».

Евангелие призывает нас быть милосердными даже к людям падшим, напоминает протоиерей Александр Белый-Кругляков. Всегда можно подойти к нищему и просто поговорить, замечает он: есть люди, для которых внимание священника или просто доброго христианина может оказаться важным. Кому-то можно предложить и конкретную помощь, продолжает отец Александр: «Хочешь, я тебя отправлю в православный реабилитационный центр? Напишу тебе рекомендацию». Другое дело, что чаще всего нищие эту помощь принять не готовы, сожалеет он: «Бродяжническая жизнь для многих — уже не результат безвыходного положения, а личный выбор».

Воспитывать нищих и молиться за них

Священнику бывает проще подать нищему какую-то незначительную сумму, чтобы «не связываться» и как бы «откупиться» от него, рассуждает протоиерей Александр Белый-­Кругляков. Но такое поведение создает почву для будущих конфликтов: нищие наглеют, становятся настырными, сквернословят и проклинают тех, кто им не подал, или подал мало, или подал не всем, дежурящим у ворот, предупреждает протоиерей Андрей Дашевский. Доходит, по его словам, даже до драк: «Было так, что на Пасху из соседнего района приехала большая группа цыган, и конфликт закончился поножовщиной, разбиралась полиция».

 «К сожалению, люди принимают оказанную милость за слабость, и потом попробуй им отказать — хорошо, если просто обидой дело закончится», — говорит иерей Сергий Назаренко.

Но есть и вопрос пастырского попечения об этих людях, продолжает отец Александр ­Белый-Кругляков. Во-первых, священник должен постараться «разглядеть нищих, которые собираются возле его храма, и отделить тех, кому нужно его слово, его поддержка, от тех, кто уже сделал свой нравственный выбор — любым путем собрать денег на выпивку». А во-вторых, «все эти люди должны находиться в молитвенной памяти настоятеля» — и те, что молятся в храме, и те, что стоят за воротами. «Когда настоятель молится о своих прихожанах и работниках храма, о сослужителях, о правящем архиерее, он и этих людей не должен забывать. Они не просто так у ворот сидят», — убежден отец Александр.

Статья подготовлена по итогам публикаций на портале «Пастырь» .

 

15 августа 2024 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00