iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
Святейший Патриарх Кирилл
ЖМП № 11 ноябрь 2016 /  19 ноября 2016 г. 13:15
версия для печати версия для печати

Жизнь как служение

Жизнь Патриарха нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Первосвятителя не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. Семьдесят лет ― важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви и одновременно повод оглянуться назад и посмотреть, какие изменения произошли в церковном организме, понять, где находится церковный корабль и что еще предстоит сделать. ПДФ-версия.

Избрав будущего Патриарха для священнического, а затем и святительского служения, Господь в избытке излил на него благодатные дары Святого Духа, дал ему всё необходимое, чтобы достойно вести вверенную паству ко спасению. Будучи еще совсем молодым человеком, в 29-летнем возрасте, он стал ректором духовной академии и епископом, а спустя десять лет — правящим архиереем, которому пришлось в буквальном смысле из руин поднимать Смоленскую епархию и с нуля создавать Калининградскую. В трудный период распада страны митрополит Кирилл возглавил Отдел внешних церковных сношений и долгие годы определял всю внешнюю, а в значительной степени и внутреннюю политику Русской Церкви.
В то время в Церкви не было разветвленной структуры профильных отделов, комиссий и иных синодальных учреждений, поэтому Отдел занимался оперативным управлением — от контактов с главами зарубежных религиозных организаций и участия в работе международных структур до выстраивания отношений с чиновниками, государственными и общественными организациями внутри страны, налаживания системы церковной благотворительности, катехизации, духовного окормления представителей различных профессиональных и социальных категорий. Деятельный и энергичный характер руководителя помогал всему Отделу справляться с этой титанической работой. Уникальное свойство Патриарха Кирилла в том, что, будучи глубоко укоренен в церковной традиции, он — и в молодости, и в зрелом возрасте — был и остается очень открытым человеком, способным к диалогу с необычайно широким спектром людей, в том числе далеких от Церкви.
Личный путь Патриарха неразрывно связан с путем, которым шла и продолжает идти Русская Православная Церковь. В речи после интронизации он говорил: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам».
Эти слова содержат жизненное кредо Патриарха. Они основаны не только на личном опыте святительского служения, но и на опыте сотен поколений людей, вставших на путь следования за Христом и жертвенного служения людям — начиная от апостолов и заканчивая нашими современниками. Всех, кто в какой-то момент своей жизни понял, что быть преемником апостолов, подлинным служителем Церкви — значит отречься от себя, отречься от всего личного, от мечты о личном счастье и личном благосостоянии и пойти крестным путем.
Чтобы лучше понять это, попробуем посмотреть, как изменилась церковная жизнь с февраля 2009 года.
Церковное управление
За время предстоятельства Святейшего Патриарха Кирилла в структуре церковного управления произошли радикальные перемены. Конкретизированы направления деятельности, разделены сферы ответственности руководящих органов Церкви. Перед подразделениями Московского Пат­риархата ставятся более четкие задачи, Святейший Патриарх детально вникает в тематику и проблематику их работы. И сегодня благодаря реформированной системе управления все члены Церкви — миряне и духовенство всех уровней — имеют возможность деятельно участвовать в огромной миссионерской работе, которая состоит в том, чтобы просвещать людей, нести им слово Божие, помогать им найти смысл жизни.
Принципиально изменилась система разработки и принятия решений и документов общецерковного значения. Уже на первом заседании Священного Синода, состоявшемся через два месяца после избрания митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси, была создана комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а на следующем заседании утверждены положение, состав и президиум присутствия и определен круг вопросов, входящих в его компетенцию. Они охватывают весь спектр церковной жизни, включая взаимодействие Церкви, государства и общества.
С возникновением Межсоборного присутствия в обсуждение актуальных вопросов церковной жизни, требующих решений Собора или Синода, оказалось вовлечено максимальное число людей. Происходит это следующим образом. Сначала та или иная тема обсуждается в профильной комиссии Межсоборного присутствия, далее выводы кладутся на бумагу. После обсуждения документа на различных экспертных уровнях и в редакционной комиссии, которую возглавляет сам Патриарх, текст публикуется в Интернете и рассылается во все епархии. Затем отзывы систематизируются и полученный анализ передается вновь в редакционную комиссию, которая перерабатывает документ с учетом поступивших отзывов. Новая редакция рассматривается президиумом, а затем пленумом Межсоборного присутствия. Наконец документ предлагается на рассмотрение и утверждение Священному Синоду или Архиерейскому Собору. Последним из наиболее резонансных документов, разработанных Межсоборным присутствием и одобренных Архиерейским Собором 2016 года, был текст «Об участии верных в Евхаристии», упорядочивший практику подготовки мирян ко святому причащению.
Работа Священного Синода и Архиерейского Собора приобрела с началом нового патриаршества системный характер. Хотя по регламенту Архиерейский Собор должен созываться не реже одного раза в четыре года, за семь лет, прошедших с февраля 2009 года, состоялось уже три собора: в 2011, 2013 и 2016 годах. Кроме того, в связи с активизацией церковной жизни в 2010 и 2015 годах были созваны два Архиерейских совещания, на которых обсуждались актуальные проблемы, стоявшие перед Церковью, и итоги реализации решений Архиерейских Соборов. Таким образом, архиереи Русской Православной Церкви встречаются в полном составе практически ежегодно.
На Архиерейском Соборе 2011 года было принято определение об образовании нового органа управления — Высшего церковного совета, в состав которого вошли руководители синодальных учреждений и наиболее важных подразделений Московской Патриархии. Аналогом современного Высшего церковного совета было одноименное учреждение, созданное Всероссийским Церковным Собором в 1917 году, которое, однако, не смогло реализовать свои задачи из-за гонений и вскоре было упразднено. Нынешний Высший церковный совет уже доказал свою востребованность в качестве совещательного и исполнительного органа. Совет помогает Патриарху в деле оперативного управления церковным организмом между созывами Священного Синода.
Существенные изменения произошли в системе синодальных и пат­риарших учреждений, функции отделов и управлений получили более конкретное описание. Были образованы новые отделы и управления, и скорректирована компетенция уже существовавших органов. За истекший период созданы синодальные отделы: по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по тюремному служению, по монастырям и монашеству; Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; уточнены функции Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; упорядочена деятельность финансово-хозяйственного управления; разграничены сферы деятельности Издательского совета и Издательства Московской Патриархии; образованы Патриарший совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, Комиссия по вопросам физической культуры и спорта, а также Наградная ­комиссия.
В целях более тщательной проработки вопросов, связанных с различными аспектами церковной жизни и взаимодействия Церкви с профессиональными и социальными группами, учреждены экспертные советы «Экономика и этика»; по церковному искусству, архитектуре и реставрации; церковно-общественные советы по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, по защите от алкогольной угрозы; комиссии по вопросам принесения святынь, по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Для оперативного и грамотного решения в рамках Патриархии административных, хозяйственных, кадровых, юридических, протокольных и информационных вопросов сформирован административный секретариат Московской Патриархии. С целью повышения эффективности контроля за деятельностью зарубежных епархий и приходов из Отдела внешних церковных связей в качестве самостоятельного органа выделено Управление по зарубежным учреждениям, при котором действует паломническая служба Московской Патриархии.
В итоге всё многообразие церковной деятельности оказалось четко структурировано и разделено на предельно конкретные зоны ответственности. При этом, несмотря на возросший документооборот, Патриарх не упускает из виду ни малейшей детали церковной жизни и лично принимает участие в рассмотрении и уточнении вопросов, возникающих в деятельности церковных структур. Практически все бумаги, отсылаемые в патриаршую канцелярию, возвращаются с его конструктивными пометками, которые выдают глубокое знание Предстоятелем текущей ситуации и вдумчивый подход к решению проблем.
Создание митрополий, разделение и «разукрупнение» епархий
Говоря об изменениях в церковной жизни последних лет, нельзя не сказать об административной реформе, связанной с разделением епархий и появлением митрополий на территории Российской Федерации.
Существовавшая ранее система административного деления была во многом наследием советского периода истории Церкви, когда ее проповедническая и миссионерская активность ограничивались государством. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Перед Церковью открылись многие двери, которые ранее были закрыты; миссионерские возможности неимоверно возросли, но появилось и много новых вызовов. Чтобы отвечать на них и решать насущные задачи церковной жизни, епископы должны быть ближе к священникам и мирянам, лучше понимать трудности, с которыми они сталкиваются, и возможности, которыми они обладают. Чтобы действительно стать отцом вверенной его попечению паствы, епископ должен регулярно посещать приходы епархии, встречаться и разговаривать со священниками и прихожанами, знать их нужды и чаяния. А это возможно только в том случае, если епархии территориально станут меньше, а число епископов увеличится.
О том, что архиереи должны быть ближе к народу, Святейший Патриарх Кирилл постоянно говорил с самого начала своего патриаршества. «Будь ближе к людям, внимай их нуждам и чаяниям»: такие или похожие слова проходят лейтмотивом через все его наставления новорукоположенным архиереям.
Решение об увеличении числа епархий было принято Священным Синодом в 2011 году и одобрено Архиерейским Собором в 2013 году. В итоге, если в 2009 году Русская Православная Церковь насчитывала 69 епархий в Российской Федерации, на сегодня их число составляет 181.
Соответственно увеличилось и число епископов. Прекрасной иллюстрацией этих перемен служит настенная карта «Православная Россия» и веб-атлас православных храмов, представленный общественности в октябре текущего года.
Для координации функций епархиальных структур, упрощения процесса церковного управления, а также облегчения взаимодействия церковных институтов и светской власти на местном уровне многие епархии были объединены в митрополии. Архиереи епархий, входящих в состав митрополий, регулярно встречаются для обсуждения насущных вопросов, и митрополиту усвоены определенные координирующие функции.
Проводимая реформа не навязана сверху, а является ответом на реальные запросы паствы. Процесс создания новых епархий происходит не спонтанно, но лишь после тщательного изучения ситуации в конкретном регионе.
Будучи правящим архиереем города Москвы, Патриарх реформировал и систему управления своей епархией. По его инициативе Московская епархия разделена на викариатства по числу городских административных округов (с двумя исключениями: два округа Новой Москвы объединены в Викариатство новых территорий, а Зеленоград отнесен к Северо-Западному викариатству).
Церковь и общество
Описывая свершения Святейшего Патриарха, нельзя пройти мимо трех прорывов за годы его патриаршества. Речь идет о введении в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого началось преподавание Основ православной культуры, утверждении теологии в качестве научной специальности в системе высшего светского образования и возрождении в Российской армии института военного духовенства.
Чтобы реализовать эти три проекта, потребовался долгий путь, на который Патриарх вступил еще в бытность председателем ОВЦС. Будучи уверен, что образование — это система передачи фундаментальных ценностей, знаний и опыта предыдущих поколений, Патриарх на протяжении длительного времени на разных площадках настойчиво призывал к тому, чтобы в учебные программы были включены Основы православной культуры, равно как и основы культур других традиционных религий России. «Это отнюдь не борьба за цеховые интересы, это не отстаивание ведомственных интересов — это забота о будущем России, потому что это один из предметов, который, наряду с литературой и историей, и должен формировать духовный и культурный профиль нации», — подчеркивал Пат­риарх.
В итоге лед тронулся. Новое начинание получило поддержку со стороны центральной власти, деятелей науки и культуры, религиозных объединений и общественных организаций. Сегодня преподавание ведется в 4–5 классах общеобразовательной школы. В планах — преподавание ОРКСЭ с 1 по 11 классы.
Однако недостаточно закрепить Основы православной культуры и другие модули ОРКСЭ в школе и подготовить комплекты учебников, важно обеспечить качественное преподавание этого предмета. Нужны высококвалифицированные профессионалы, тесно связанные с религиозной традицией, понимающие ее изнутри. Именно поэтому уже в 2012 году Предстоятелем Русской Православной Церкви был определен круг задач по развитию теологии в системе вузовского образования.
Решение этих перспективных задач означало непростой путь взаимодействия с государственными органами управления образованием, дискуссий в научно-академическом сообществе, осмысления современного мирового опыта, согласования позиций на межрелигиозном и конфессиональном уровнях. Благодаря поддержке предложений Патриарха Президентом России В.В. Путиным удалось, двигаясь шаг за шагом, закрепить статус теологии как самостоятельного направления подготовки аспирантов, включить ее в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются имеющие государственное признание ученые степени кандидата и доктора наук. К середине 2016 года этот процесс был завершен открытием первого в системе Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК) теологического диссертационного совета и созданием экспертного совета ВАК по теологии. В последнем важную роль сыграли авторитет высшей церковной власти и сотрудничество Русской Православной Церкви с традиционными религиями в рамках работы Межрелигиозного совета России.
На заседании Высшего церковного совета 25 августа 2016 года Патриархом были намечены новые перспективы развития теологии в вузах. Предстоит серьезная организационная, экспертно-аналитическая и научно-методическая деятельность, направленная на обеспечение высокого уровня защит по теологии, синхронизацию церковной и светской систем аттестации научно-педагогических кадров и в целом на укрепление позиций теологии как полноценной отрасли знания, отвечающей задачам государства и Церкви.
Одновременно с введением ОРКСЭ в школьное образование и включением теологии в научно-образовательное пространство нашла поддержку и инициатива Патриарха Кирилла о воссоздании института военного духовенства. Накануне принятия властью решения об этом, по информации Минобороны, 64% российских военнослужащих считали себя верующими. Из них 83% называли себя православными, 6% — мусульманами, остальные — буддистами и иудеями. Еще до появления института военного духовенства Минобороны подтверждало: в частях, куда регулярно приходит священник, улучшается психологическая обстановка, сокращается количество случаев «неуставных отношений», повышается сознательность и ответственность военнослужащих.
Сегодня в Вооруженных силах продолжается активное формирование института военного духовенства. На штатной основе служат более 145 православных священнослужителей. Это примерно 75% от общего числа помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Все новоназначенные священники в обязательном порядке проходят переподготовку на базе Военного университета Министерства обороны, получая теоретические знания о работе армейского организма и практические навыки. По данным социологических исследований, служение военного духовенства становится всё более востребованным, а развитие военно-церковных отношений перерастает в настоящее соработничество священника, командования и личного состава.
Рождественские чтения как крупнейший общественный форум
Международные Рождественские чтения за последние семь лет превратились в крупнейший ежегодный форум, в ходе которого в рамках десятков направлений, секций и конференций обсуждается широкий круг связанных с верой и Православием проблем науки, культуры, эконо­мики.
Четыре года назад возник новый формат — доверительное, подробное обсуждение насущных вопросов развития страны и Церкви иерархами и первыми лицами Федерального собрания и правительства России. Получившее наименование Рождественских парламентских встреч и проведенное первый раз в закрытом режиме, это направление Рождественских чтений очень быстро стало одним из самых популярных. Теперь Рождественские парламентские встречи проходят в Федеральном собрании и в Государственной думе при участии глав обеих палат.
Приведем лишь один пример из программы Рождественских встреч 2016 года. В стенах Федерального собрания Святейший Патриарх, обращаясь к депутатам от имени Церкви, призвал парламентариев принять решение о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. «Церковь продолжает призывать к выведению абортов из системы обязательного медицинского страхования, — подчеркнул Патриарх, — к исключению из свободной продажи химических абортивных средств, к проведению обязательных консультаций женщины, обратившейся с просьбой сделать аборт, с психологом, призванным не просто поговорить с женщиной, но и постараться отговорить ее от этого рокового шага. По оценкам экспертов, все эти меры могут позволить как минимум троекратно сократить число абортов в России». После выступления Предстоятеля Русской Церкви вокруг этого вопроса завязалась широкая общественная дискуссия.
С прошлого же года парламентские встречи стали и частью региональных программ Рождественских чтений: подобные экспертные обсуждения состоялись в Государственном собрании Якутии, Новосибирском областном правительстве и Законодательном собрании Забайкальского края.
Реформа духовного образования
За годы патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла на новый уровень вышла система духовного образования Русской Православной Церкви.
В 2009 году на первом же заседании Синода после интронизации Святейший Патриарх инициирует создание нового высшего учебного заведения Московского Патриар­хата — Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Это учебное заведение было сформировано на основе аспирантуры, действовавшей в Отделе внешних церковных связей со времен приснопамятного митрополита Никодима. В трудные советские годы аспирантура готовила церковные кадры для международной деятельности. Многие из аспирантов стали видными церковными иерархами. На новый вуз Патриарх возложил ряд задач, связанных с развитием богословской науки и подготовкой профессиональных кадров в области церковного управления и внешних связей. Впервые в истории Церкви перед духовной школой была поставлена задача разработки и реализации программ высшего и дополнительного образования для архиереев, руководителей епархиальных структур, сотрудников синодальных и епархиальных учреждений.
Уже спустя первые 5 лет после работы Общецерковной аспирантуры, подводя итоги на заседании ее наблюдательного совета, Патриарх отмечал, что инициатива создания Общецерковной аспирантуры была «обусловлена насущной необходимостью образования и повышения квалификации кадрового резерва нашей Церкви. Мне и моим собратьям-архипастырям в то время было совершенно очевидно, что повышение квалификации высших и средних кадров Церкви, а также взращивание нового поколения ответственных служителей — это задача первостепенной важности, без решения которой мы не можем осуществлять никакого планирования, потому что всё упирается в людей. В Русской Церкви катастрофически не хватало квалифицированных богословских кадров, которые бы находились на уровне современной богословской мысли. И вот за прошедшие годы многое сделано для того, чтобы такие кадры появились».
Сегодня под личным наблюдением Святейшего Патриарха в Общецерковной аспирантуре проходят обучение сотни священников и мирян со всей России и из зарубежных стран, проводятся научные конференции, курсы повышения квалификации и семинары для различных категорий церковных работников.
На новый уровень вышла работа Учебного комитета, который систематически контролирует качество образования в духовных школах РПЦ. В течение каждого года Учебный комитет регулярно осуществляет проверки духовных школ. Такая деятельность Учебного комитета должна привести к реализации слов Святейшего Пат­риарха: «Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только чадолюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества».
Учебным комитетом завершена начальная стадия преобразования духовных училищ в семинарии либо в центры подготовки приходских специалистов. Необходимость такого шага Святейший Патриарх объяснил в докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2016 года: «Подавляющее большинство тех епархий, где более 60% духовенства не имеют семинарского образования, — это епархии, где нет семинарий, но есть училища. А вот духовенство тех епархий, где нет ни училищ, ни семинарий, не без трудностей, но всё же стремится повышать уровень образования. Это показывает, что, когда в епархии есть училище, закончившие его клирики не всегда стремятся получать семинарское образование, хотя бы заочно».
Особое внимание Святейший Пат­риарх уделяет внедрению единых стандартов обучения в духовных школах. По инициативе Патриарха в 2013 году была создана межведомственная рабочая группа под председательством ректора Общецерковной аспирантуры, в которую вошли представители ведущих духовных школ. Межведомственная группа разработала ныне одобренный Высшим церковным советом единый учебный план для бакалавриата по направлению «Теология», на работу по которому уже перешли все духовные семинарии. Унификация образовательных стандартов в учебных заведениях Церкви продолжается: на очереди аналогичный шаг в отношении регентских школ, к осуществлению которого планируется поэтапно приступить со следующего, 2017/2018 учебного года.
Развитие духовного образования нашло отражение не только в унификации учебных стандартов. Святейшим Патриархом Кириллом была инициирована масштабная работа по подготовке новых учебников для бакалавриата духовных школ. На заседании Высшего церковного совета 22 ноября 2013 года было принято решение проанализировать и обновить весь корпус учебных пособий для бакалаврской программы. Такое решение было связано с тем, что практически все имеющиеся учебные пособия ориентировались либо на научные достижения XIX века, либо на литературу, написанную в русской эмиграции в ХХ веке.
Беспрецедентный по своему объему проект предполагает написание не менее 50 учебников, которые призваны вывести учебный материал на уровень, соответствующий современному состоянию богословской науки и высоким образовательным стан­дартам.
Первосвятительские визиты
Ежегодно Святейший Патриарх посещает свою паству, живущую в различных частях канонической территории Московского Патриархата. У каждой из поездок — насыщенная программа, расписанная буквально по минутам. Святейший Патриарх встречается с самыми разными людьми. Формат этих встреч бывает различным, как и уровень обсуждаемых вопросов.
В России за семь лет предстоятельства состоялось 168 епархиальных визитов Предстоятеля, который посетил не только епархии Центрального региона, Северо-Запада, Юга, Урала и Сибири, но и Дальний Восток и Заполярье. Святейший Патриарх особо подчеркивает важность визитов в отдаленные регионы, так как укрепление и развитие церковной жизни там — тема особого попечения священноначалия Русской Православной Церкви.
Посещая епархии, Святейший Патриарх освящает новые или восстановленные храмы и соборы, знакомится с жизнью монастырей, обсуждает с духовенством проблемы духовной и внутрицерковной жизни. С руководителями регионов он решает вопросы социальной жизни и сотрудничества с епархиями в разных сферах деятельности, а в беседах с представителями иных религий говорит о межконфессиональном сотрудничестве. Не остаются без внимания Предстоятеля военные, социальные, образовательные и научные учреждения.
Например, в этом году, в рамках своего визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх встретился с сотрудниками Российского федерального ядерного центра в Сарове, где принял участие в круглом столе «Вера и наука — взаимодействие во благо России». Патриарх напомнил ученым, что «Церковь — безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом».
При посещении Татарстанской митрополии Предстоятель Русской Церкви общался с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и председателем Духовного управления мусульман республики муфтием Камилем Самигуллиным. Эти встречи важны для успешного развития межрелигиозного диалога, для сохранения мира и взаимопонимания в жизни общества. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в России у Православия и ислама общее понимание нравственных ценностей. Он также подчеркнул, что в лице Православной Церкви мусульмане России всегда найдут поддержку в противостоянии религиозному экстремизму, который пытается «демонизировать ислам в глазах всего мира».
В рамках визита в Мурманскую митрополию Предстоятель ознакомился с жизнью братии Трифоно-Печенгского мужского монастыря Североморской епархии (село Луостари Печенгского района), а затем встретился с моряками Военно-морского флота России. На этой встрече Святейший Патриарх указал на значение силы духа в военном деле, напомнив, что «в нашей истории был трагический момент, когда без единой ракеты и выстрела распалась великая страна, несмотря на мощное вооружение. Это произошло от потери национального самосознания, от разрушения веры и нравственных принципов».
Святейший Патриарх находится в курсе епархиальной жизни Русской Церкви, знает, чем и как живет вверенный ему Богом народ, знаком с этой жизнью не понаслышке и участвует в ней молитвой своего сердца. Ведь слова поддержки, мудрый совет, а иногда и просто теплый, отеческий взгляд способны вселить в человека уверенность в своих силах, пробудить мужество, поверить в себя и довериться Богу.
Патриарх уделяет не меньшее внимание Самоуправляемым Церквам, а также епархиям Русской Православной Церкви, расположенным за пределами Российской Федерации. За несколько прошедших лет он посетил Украинскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь, Автономную Японскую Православную Церковь, побывал в епархиях Белорусского Экзархата и Казахстанского мит­рополичьего округа, в Азербайджане. Украинскую Православную Церковь Святейший Патриарх Кирилл за время своего первосвятительства посетил одиннадцать раз.
Предстоятель приезжает туда не как иностранный гость, не как посол Российского государства, а как отец к своей пастве. Эти визиты незабываемы для тех, кто сопровождает Предстоятеля, но еще большее впечатление они производят на тех, к кому он приезжает. Каждая такая поездка дает мощный импульс для развития церковной жизни, приносит ощутимую духовную поддержку людям.
Еще при своей интронизации Святейший Патриарх говорил о собирании Святой Руси как одной из главных задач Предстоятеля Русской Церкви. Духовное единство многонационального пространства превосходит государственные границы, объединяет людей разных политических взглядов. Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал, что «Церковь никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам… Вместе с тем, находясь вне политической борьбы, Церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества».
Так, например, когда Патриарх посещал Молдову, там обсуждался вопрос об условиях, на которых Евросоюз готов начать переговоры о более тесной ассоциации с этой страной. И одним из условий было принятие закона, который разрешал бы так называемые однополые браки. Патриарх в беседе с Президентом Молдовы поставил вопрос: если сближение, по сути дела, начинается с разрушения ценностного базиса Молдавского государства, молдавского народа, то не стоит ли задуматься о перспективах такого союза, о том, что принесет этот союз молдавскому народу?
Международные визиты
Святейший Патриарх Кирилл совершил мирные визиты в Константинопольскую, Албанскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Сербскую, Болгарскую, Элладскую и Польскую Церкви, побывал в целом ряде стран дальнего зарубежья.
В ходе международных визитов Святейшего Патриарха за пределы канонической территории Русской Церкви его собеседниками становятся политические и религиозные лидеры других стран; круг обсуждаемых вопросов охватывает все главные заботы и тревоги современного человечества.
Одна из ключевых проблем, привлекающих сегодня особое внимание Патриарха Кирилла, — бедственное положение христиан в Северной Африке и на Ближнем Востоке, где полыхает пламя войны. Об этом Святейший Патриарх начал говорить еще пять лет назад во время дружественного визита в братскую Антиохийскую Православную Церковь, когда он встречался с Блаженнейшим Пат­риархом Антиохийским и всего Востока Игнатием IV (ум. 05.12.2012 года), с архиереями, клиром и паствой, проживающими в Сирии и Ливане, а также с государственными деятелями обоих государств. Именно благодаря усилиям Русской Церкви в широкий общеполитический дискурс вошло слово «христианофобия».
Тема гонений и дискриминации христиан вновь вышла на первые полосы СМИ в связи с визитом Предстоятеля в страны Латинской Америки и его встречей 11 февраля 2016 года с Папой Римским Франциском. Два лидера крупнейших христианских конфессий подписали совместную декларацию, которая содержит призыв к мировому сообществу объединить усилия в защите христиан в этих регионах.
Другая важная тема, которая беспокоит Святейшего Патриарха и которая также прозвучала в совместном заявлении в Гаване, — сохранение христианских основ европейской цивилизации, ценностей традиционной семьи, неотъемлемого права на жизнь, уважение человеческого достоинства и сотрудничество в деле их защиты. «Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией», — говорится, в частности, в Совместном заявлении Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла.
Во время своего визита в Армению Святейший Патриарх на заседании президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств отметил: «Мы говорим об экономических и политических кризисах, забывая, что все эти кризисы имеют своей причиной душу человека. Если грех внутри человека, то будет и разлад внутри человеческой личности, будет и разлад в семье, обществе, государстве, во всем роде человеческом. Верующие люди чувствуют, что действительно исчезает понятие греха. Современный человек не знает и не хочет знать, что такое грех, а значит, с легкостью творит дела беззакония».
Своими международными визитами Первосвятитель создает атмосферу сотрудничества, дружбы, доверия и здоровых межконфессиональных отношений, которая позволяет Русской Православной Церкви успешно нести свое свидетельство перед миром. Вместе с тем это не что иное, как проповедь о Христе: ведь в основу своих выступлений, слов, действий и призывов Святейший Патриарх кладет евангельское миросозерцание.
Богословие в камне, или Хроника храмостроительства
Одна из неустанных забот Святейшего Патриарха — храмостроительство, которое в масштабах страны разделилось на три направления: восстановление монастырей — памятников архитектуры и культуры, возведение кафедральных соборов, а с весны 2011 года еще и реализация московской «Программы-200». Благодаря авторитету Церкви и Святейшего Патриарха в решении задач храмостроительства задействованы мощные материальные и административные ресурсы. Предстоятель регулярно встречается с политическими лидерами страны, министрами, военными, руководителями регионов и городов, благотворителями и директорами строительных компаний, стремясь придать этой работе дополнительный импульс.
Только совместными усилиями можно осуществить такие крупные проекты, как восстановление и благоукрашение древних русских монастырей: Соловецкого, Валаамского, Воскресенского Ново-Иерусалимского, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Новоспасского, Иосифо-Волоцкого и др. И здесь важно в каждом конкретном случае правильно расставить приоритеты, оценить имеющиеся ресурсы и капиталоемкость проекта, определить его правовой статус. Если проследить новостную хронику восстановления, становится видно, что попечительские советы и рабочие совещания фондов, взявших на себя обязательства по реставрации, собираются под председательством Святейшего Патриарха ежегодно, а то и чаще.
В заседаниях по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 2010 году принимали участие тогдашний Президент России Дмитрий Медведев и высшие должностные лица правительства. Характерно, что именно на этом совещании Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении определил вектор всей работы, призвав выработать принципы реставрации с учетом научных, культурных и богословских факторов и избежать, таким образом, опасности создать «блестящий новодел, который будет восприниматься многими как некий кич».
Заседания на таком же высоком уровне проходили и в последующие годы. Масштаб работ был таков, что потребовалось шесть лет. И наконец 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря (репортаж о современном облике монастыря см.: ЖМП. 2016. № 5) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Это наглядный пример того, что Церковь и государство стали равноправными партнерами в решении ключевых духовных проблем российского общества, в том числе и в сфере храмостроительства.
Более сложной выглядит ситуация с восстановлением Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, решение которой Святейший Патриарх постоянно держит на контроле. Там, с одной стороны, необходимо юридически урегулировать отношения трех субъектов права: монастыря, музея и муниципального образования. А с другой стороны, в связи с изменением российского законодательства, Соловецкому архипелагу, возможно, будет присвоен статус «религиозно-исторического места», что позволит установить надлежащий режим государственной охраны не только природного, но и духовно-культурного наследия архипелага. «Нужно создавать такой рабочий механизм, который оптимизировал бы все наши усилия, направленные на скорейшую реставрацию монастыря, приведение в порядок поселка и всего того, что создает уникальный облик Соловецкого архипелага и Соловецкого монастыря», — отметил Святейший Патриарх на последнем рабочем совещании по вопросам развития Соловецкого архипелага, которое состоялось на Соловках 20 августа 2016 года.
По мере решения уже поставленных задач Патриарх постоянно намечает новые рубежи. Например, 26 июля 2016 года в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Предстоятель провел рабочую встречу, посвященную вопросам восстановления Костромского кремля, в которой участвовали чиновники разного уровня и бизнесмены.
Другое направление храмостроительства — кафедральные соборы. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что эта задача успешно решается по всей стране. С момента избрания на первосвятительскую кафедру Патриарх освятил соборы в Петропавловске-Камчатском (2010), Магадане (2011), Находке (2012), Ставрополе (2013), Новочеркасске (2015), Уфе (2016), Североморске (2016). Добавим к этому списку и главный храм ВМФ России — великолепный Никольский Кронштадтский собор, восстановленный совместными усилиями Русской Православной Церкви, Военно-морского флота, Министерства культуры РФ, деловых кругов и всего российского народа.
Вместимость всех этих храмов позволяет присутствовать на богослужениях двум тысячам и более человек. Они очень красивы и стали архитектурным украшением городов. Параллельно с освящением уже построенных идет закладка новых храмов.
Наконец, третье направление храмостроительства — «Программа-200». Она стартовала весной 2011 года. В Москве запланировано возвести 200 новых церковноприходских комплексов, которые должны включать в себя не только храмы на 300–500 человек, но и дома причта, помещения воскресных школ и другие здания, необходимые для миссионерской и социальной работы. Самый первый храм в рамках программы — в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Дубровке — был заложен Святейшим Патриархом Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным 29 апреля 2011 года, а освящен 13 декабря 2015 года.
Выполнение программы высветило ряд проблем. Например, выяснилось, что небольшие храмы на 200–300 человек строить нерационально, так как времени и сил на оформление всей документации уходит столько же, как и на храм большей площади, а при богослужении не все могут в нем поместиться. Исходя из заселенности столицы необходимо строить один храм на район. «Наш основной принцип — один храм на 20–30 тыс. населения», — отметил на одном из совещаний «Программы-200» Святейший Патриарх. По мере реализации программы пришлось отказаться от типовых проектов храмов, так как в каждом случае верующие хотели эксклюзивности архитектурного оформления. Строители скорректировали свои планы, и к 2015 году половина храмов строилась уже по индивидуальным разработкам. База проектов «Программы-200» постепенно пополняется разными типами малых и больших храмов, и ее уже используют другие епархии. В настоящее время в рамках «Программы-200» построено 29 храмов, еще в девяти завершены строительно-монтажные работы, 39 храмов строятся.
За важными общецерковными мероприятиями, обсуждениями и встречами с первыми лицами страны не каждому заметны будни первосвятительского служения Предстоятеля. А ведь только в прошлом году Пат­риархом совершено 210 богослужений — в частности, освящены 23 храма и 15 других объектов (закладных камней в основание будущих церквей, памятников, колоколен и иных зданий). В 2014 году Патриарх совершил 214 богослужений (освящены 17 храмов и 19 других объектов), в 2013-м — 237 богослужений (освящено 36 храмов, часовен и закладных камней).
Слова и дела

Регулярно на Пасху и на Рождество Христово, а также в ходе поездок по стране и за рубежом Святейший Пат­риарх посещает государственные и церковные социальные учреждения: хосписы, детские больницы, приюты для сирот и оказавшихся в трудной жизненной ситуации матерей, родильные дома и дома инвалидов. Его Святейшество тепло и непринужденно общается с детьми, родителями и врачами, преподает им первосвятительское благословение и вручает подарки.
В этом году в праздник Рождества Христова Патриарх посетил подопечных Свято-Софийского детского дома для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, а на Пасху — кризисный центр «Дом для мамы» службы «Милосердие», единственный в Москве православный кризисный центр для беременных и женщин с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Слова, с которыми обращается Святейший, всегда очень трогают слушателей: они просты, искренни, идут от сердца. «Дорогие мои, вы живете в том месте, где Бог очень близок к вам, и поэтому в каких-то особенно трудных жизненных обстоятельствах обращайтесь к Господу, Он будет вам помогать. Также обращайтесь к вашим воспитателям, через которых ангелы вместе с вами работают, — сказал, в частности, Святейший Пат­риарх Кирилл воспитанникам, врачам и педагогам Софийского детского дома. — Желаю всем вам помощи Божией, здоровья, мира душевного, а воспитателям и работникам — сил и крепости».
Столичный «Дом для мамы» был открыт по благословению Святейшего Патриарха православной службой помощи «Милосердие» в феврале 2012 года. Одновременно здесь могут жить десять женщин с детьми. Всего за время работы дома тут получили приют 140 человек, 70 малышей родились во время проживания мам в центре. Свыше 4 тыс. женщин получили в «Доме для мамы» за это время социальную, юридическую, гуманитарную помощь. «Проводя консультации в женских учреждениях с теми, кто обращается с просьбой сделать аборт, мы говорим о пагубности этого поступка для человеческой души, ведь убийство — это страшный грех, и раскаяться в нем очень тяжело. Мы напоминаем, что аборт прерывает реальную человеческую жизнь, что ни одно животное не поступает так, как поступают люди со своими детьми. Эти слова часто достигают сознания, и женщины отказываются от рокового шага», — сказал Святейший во время посещения московского центра. Небольшие, рассчитанные максимум на 10–15 подопечных, кризисные центры для мам сегодня есть в 46 епархиях по всей России. Важно, что все люди видят и понимают: призыв Церкви к исполнению Христовых заповедей — не пустые слова, он подкреплен конкретными делами, верой и силой духа. А значит, то, о чем не устает напо­минать Святейший Патриарх: накорми голодного, напои жаждущего, посети больного, — наполнено для каждого глубоким смыслом.
Социальные учреждения Патриарх посещает и в ходе зарубежных визитов. В реабилитационном центре «Солидарность с Панамой» в пригороде Гаваны, который Святейший посетил во время визита в Латинскую Америку, живут 130 детей. Ребята подготовили для высокого гостя из России концерт, а Предстоятель Русской Церкви передал в дар центру инвалидные коляски, ноутбуки, видеопроекторы, развивающие игрушки, сладости, а также иконы Покрова Пресвятой Богородицы для учеников и педагогов. «Бог каждому дает свои дарования. У вас, может быть, нет чего-то, что есть у других детей, но у всех вас есть то, чего нет у очень многих, — у вас есть опыт особенной жизни, — обратился Пат­риарх к детям. — Вы преодолеваете трудности, вы делаете гораздо больше, чем делают ваши сверстники, и, что самое главное, вы даете пример другим. Пожалуйста, запомните мои слова: вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям — вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку». Его Святейшество также поблагодарил руководителей, педагогов и всех тех, кто заботится о детях. Он оставил запись в книге почетных гостей: «Болезнь и физическая ограниченность не могут ограничить бессмертный человеческий дух. Я сердечно благодарю всех, кто трудится в этом святом месте, помогая детям сохранить силу духа и побеждать физический недуг».
Богослужебное творчество и канонизация святых
За почти уже восемь лет служения Святейшего Патриарха на первосвятительской кафедре активно велось богослужебное творчество. Ежегодно разрабатывались новые и утверждались уже имеющиеся молитвенные чины. Были написаны и утверждены 15 текстов служб, в частности священномученику Вениамину Петроградскому и иже с ним пострадавшим, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, святому благоверному князю Владиславу Сербскому, священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому, святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, новомученикам и исповедникам Радонежским, служба и акафист святому преподобному Серафиму Вырицкому. Также утвержден акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица», служба иконе Божией Матери «Свенско-Печерской» и т.д.
Священный Синод утвердил тексты тропарей, кондаков и молитв 11 лицам и иконам, в частности святому праведному Павлу Таганрогскому, священномученику Владимиру Амбарцумову, Божией Матери перед иконой Ее «Косинская», святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским. Кроме того, были утверждены 6 новых редакций текста акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша», акафиста праведному Иоанну Русскому, Честному и Животворящему Кресту Господню и др.
Канонизированы для общецерковного почитания 33 святых, в числе которых — праведный Евгений Боткин (врач царской семьи) и преподобные Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Феофил, Христа ради юродивый, Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, праведный Павел Таганрогский, святая праведная княгиня София Слуцкая, святой благоверный князь Ярослав Мудрый и другие.
* * *
Приведенный выше список деяний Святейшего Патриарха Кирилла и свершений, достигнутых Церковью за время его патриаршества, далеко не исчерпывает всего, что было сделано за эти годы. Список этот можно было бы еще долго расширять и дополнять.
Выдающийся богослов, блестящий проповедник, прирожденный организатор, стоявший у истоков многих современных форм деятельности Русской Православной Церкви, человек огромной личной харизмы — эти качества Святейшего Патриарха отмечают все, кому хоть раз в жизни посчастливилось с ним общаться. Но прежде всего Патриарх Кирилл — добрый пастырь (см.: Ин. 10, 11, 14), дарования которого по мере его нахождения на Патриаршем престоле продолжают раскрываться в масштабах всей Церкви. Весь жизненный путь Патриарха Кирилла — это путь пастыря, «от юности своея» принявшего бремя апостольского подвига, которым жила и живет Церковь Христова.
То, что удалось сделать Первосвятителю за прошедшее время, стало возможным благодаря его самоотверженным, титаническим усилиям, ежеминутно совершаемым в соработничестве с Духом Святым, Который оживотворяет Церковь и действует в ней «до скончания века». Служение Патриарха требует особых благодатных сил. Для несения патриаршего креста недостаточно просто человеческого искусства, умения, интеллектуальных способностей или талантов — нужна сугубая благодать Божия.
Будем помнить об этом и молиться за нашего Патриарха, чтобы Господь продлил дни его жизни и Духом Святым укрепил его во всех благих начинаниях во славу Церкви Христовой.

 

19 ноября 2016 г. 13:15
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30