выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
фото Maрии Темновой

Три проблемы фандрайзинга в России. Как правильно собирать пожертвования

Фандрайзинг требует знания форм договоров и налогового законодательства. Именно от формы договора зависит, насколько эффективной будет деятельность некоммерческой организации. О видах договоров и проблемах, с которыми сталкиваются получатели пожертвования, рассказывает председатель совета
НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты РФ Дарья Милославская.

Общая ситуация

В наш совет часто обращаются люди, которые профессионально занимаются сбором пожертвований. И на основе задач, которые нам с ними приходится решать, я определила три проблемы, которые, на мой взгляд, являются основными.
Первая проблема — это несистемность нашего законодательства. С одной стороны, существует государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Например, в 2014 году им на реализацию проектов предоставят 266 млн рублей. А с другой — все принимаемые нормативные акты не поддерживают НКО, а, наоборот, создают препоны для их работы. В частности, это ограничение иностранного финансирования и отсутствие законодательного регулирования интернет-пожертвований. Если, например, какой-то человек (физическое лицо) пожертвовал через Интернет некую сумму и хочет получить налоговый вычет (есть специальный список расходов, неся которые вы можете вернуть свой подоходный налог), то даже если пожертвование совершено с помощью именной карты, эти средства всё равно не будут восприниматься налоговой инспекцией как пожертвование с последующим налоговым вычетом. Эта проблема обсуждается очень давно, но пока никак не решена.

Вторая проблема — это неясность и множественность терминологии форм пожертвований. Это грант, пожертвование, субсидия, целевое поступление, доход от предпринимательской деятельности. Очень часто для получателя пожертвования все эти термины означают одно и то же. Потому что для него это те деньги, на которые некоммерческая организация осуществляет свою деятельность независимо от того, откуда они ­пришли.
Конечно, если эту проблему языка снять и назвать всё одним словом, например «пожертвование», то всем будет проще. Но в ближайшем будущем этого тоже не планируется. И поэтому нужно понимать, на какой юридической основе жертвователь и получатель пожертвования строят свое сотрудничество.
И третья проблема — полное непонимание законодательства теми, кто его читает.
Эта проблема возникает из первых двух, поскольку один и тот же термин в разных законах имеет разный смысл. Например, термин «доброволец». Доброволец есть в законе № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», есть в законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В законе № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» уже использовано понятие «волонтер», и сейчас появится волонтер, который будет участвовать в охране общественного порядка. И у каждого «добровольца» в каждом законе свой смысл. У нас нет системы соотнесения общеупотребительной лексики с юридической лексикой. Если человек захочет посмотреть, что означает слово «собственность», он заглянет в словарь или «Википедию». Но это же слово в Налоговом кодексе несет совершенно иную юридическую нагрузку. Поэтому давайте разберемся, что означает каждый вид договора и какой из них удобней всего использовать религиозной организации, когда она начинает заниматься фандрайзингом.

Формы договоров

Итак, юридической основой взаимодействия между жертвователем и получателем пожертвования является договор. И, как мы сказали выше, важно разбираться в формах договоров. Потому что очень часто нам, юристам, приходится сталкиваться с тем, что организация вынуждена отказываться от пожертвований, объясняя это сложностями в законодательстве, которые не позволяют использовать полученные средства по своему усмотрению.
Есть основные условия, единые для всех договоров, — это сроки, цена, стороны договора. А есть индивидуальные особенности, которые важны для каждого договора в отдельности. Например, в чем разница между договором-грантом и договором-пожертвованием. И как сделать так, чтобы для налоговых инспекторов было абсолютно ясно, когда мы обязаны платить налоги, а когда нет?

Пример. Не так давно налоговой инспекцией проверена одна крупная организация, которая получала большие суммы пожертвований от международной организации. Налоговая инспекция признала поступающие организации средства грантами, и поскольку международная организация не была включена в список2, утвержденный правительством РФ, то предложила обложить поступившие средства налогом. Соответственно, организации был предъявлен к уплате в бюджет налог, штрафы и пени в значительных суммах.

Договор-пожертвование (ДП). Это форма договора, который чаще всего используют религиозные организации. В чем его особенность? ДП никаким образом не предполагает каких-то взаимовыгодных условий. Никаких отчетов, взаимных обязательств, никакого серьезного взаимообщения между жертвователем и получателем пожертвования там не прописывается. Нельзя, например, писать: мы вам жертвуем некую сумму, а вы придите и что-то нам сделайте. Или: дайте нам свои книги. Или: пусть воскресная школа организует для нас концерт. Или: мы даем вам на помощь людям средства, а вы Иванову, Петрову, Сидорову обязательно помогите. То есть если наличествует какая-то взаимная услуга, спрятанная под пожертвование, то это сразу будет признано договором-услугой либо признание договора недействительным, либо последуют налоги, штрафы, пени. Поэтому нужно указать только, кто, кому и что перечисляет и на какую цель. И эта цель должна быть общеполезной. Например, на помощь нуждающимся или пострадавшим от стихийных бедствий.

Единственное, что можно указать в таком договоре, — это пункт об отчете о целевом использовании пожертвования. Например, если сказано «помощь нуждающимся», то если получатель пожертвования на эти средства купил оргтехнику, то отвечает за это еще и жертвователь. Поэтому получатель пожертвования готовит для жертвователя отчет о целевом использовании средств, прилагая к нему копии финансовых документов. Если это адресная помощь, то в отчетный документ лучше вписать паспортные данные получателя пожертвования, предварительно взяв у него согласие на их обработку, это мы говорим о строгом соблюдении закона.

Таким образом, если ваша организация получает пожертвования, обязательно проследите, чтобы в договоре-пожертвовании не было никаких взаимных обязательств. Это принципиально.
Договор-грант (ДГ). Грант, согласно закону о благотворительной деятельности 1995 года, — это благотворительное пожертвование.

Однако в Налоговом кодексе термин «грант» определяется по-другому и не имеет никакого отношения к благотворительности. Таким образом, особенность заключения ДГ в том, что для получения гранта в Налоговом кодексе перечислены специальные сферы, грантовое финансирование которых не облагается налогом.
В частности, социальная помощь, образование, наука, культура, спорт (кроме профессионального спорта), искусство, оказание гражданам бесплатной юридической помощи и др.
В то же время поддержка молодежных движений, привлечение добровольцев, создание рабочих мест для молодежи, с точки зрения налогового инспектора, грантом не является. И в случае работы с такими направлениями нужно заключать договор-пожертвование.

Договор-субсидия. Субсидию обычно распределяют государственные органы исполнительной власти. Субсидия — это оплата тех услуг, которые организация готова выполнить за получаемые деньги. Поэтому, в отличие от договора-пожертвования, в договоре-субсидии должны быть и отчеты, и взаимные обязательства, и финансовая отчетность, и возможность контроля расходования средств со стороны тех, кто эту субсидию предоставляет. И если вы, например, глава молодежной организации, ваша задача проверить, чтобы всё это было прописано в договоре. В том случае, если каких-то условий в договоре не будет, то для налогового инспектора это станет большим вопросом. И если вы не сможете ответить на этот вопрос, организации придется оплачивать штрафы. Поэтому при составлении такого договора надо быть достаточно внимательными.

И наконец, договор-пожертвование на создание целевого капитала.
Для создания целевого капитала должен быть создан специальный фонд, например поддержки православного образования. В этот фонд в первый год нужно собрать как минимум 3 млн рублей. Затем собранные средства передаются в управление управляющей компании, которая в течение десяти лет этими деньгами управляет. Она может 10% отдавать фонду, чтобы тот развивал православное образование. Через десять лет эти деньги можно у управляющей компании забрать (а там уже проценты набежали) и расходовать их на то, для чего этот фонд и был создан. В таком договоре указывается конкретная сфера, конкретный срок, в договоре могут быть указаны и конкретные получатели.
Такими образом, это четыре основных договора, которые могут быть заключены между НКО и жертвователем с учетом названных особенностей.

Договор-присоединение

Есть еще один договор, который стоит особняком от этих четырех и относится к краудфандингу4. Если получатель пожертвования проводит какую-то интернет-акцию по сбору пожертвований, то ему необходимо составить договор-присоединение и разместить его на своем сайте. В договоре указывается, что он согласен получить деньги при (или на) определенных условиях на определенные цели. И в этом случае получение денег будет признаваться совершенно законным. Этот договор спасет организацию от претензий налоговых инспекторов в случае, если она получает пожертвования через Интернет, в церковный ящик или еще каким-то образом.
По поводу церковных ящиков нужно знать, что для установки ящика для пожертвований никаких особенных условий законодательством не предусмотрено. Для этого требуется: 1) приказ (или постановление), в котором указано, что этот ящик существует, кто отвечает за его размещение и хранение, 2) должен быть акт вскрытия этого ящика. Акт вскрытия каждый раз подписывается тремя сотрудниками организации, одному из которых поручается положить деньги на счет в банке. При выполнении этих условий претензий у налоговой инспекции не будет. И в этом случае, как и при интернет-пожертвовании, никакой социальный вычет (то есть возвращение жертвователю подоходного налога) невозможен.
Но при краудфандинге могут появиться «подводные камни», о которых тоже нужно знать. Во-первых, налоговой инспекции может быть неясен источник пожертвования для данного получателя пожертвования. И если выяснится, что эти пожертвования делает иностранная компания (или частное иностранное лицо), то этому получателю пожертвования нельзя прямо или косвенно соприкасаться с политической деятельностью. Предположим, некий храм в Брянской области получил от иностранца пожертвования. К настоятелю может прийти налоговый инспектор и поинтересоваться, откуда пришли деньги? На основании чего они поступают? Должен быть договор-присоединение. Есть? Очень хорошо.
Но вдруг выясняется, что этот батюшка сфотографировался с человеком, который участвует в избирательной кампании в мэры или депутаты. А в условиях, когда при размытости терминологии никто не знает, что такое «политическая деятельность», факт получения храмом пожертвований от иностранца может быть рассмотрен с позиции закона «Об иностранных агентах»3. Поэтому священнику в данном случае нужно быть внимательным при общении с политиками. К религиозным организациям закон об агентах прямо не относится, но осторожней быть все равно надо, может быть нарушение избирательного законодательства.
Таким образом, здесь мы постарались рассмотреть наиболее важные вопросы, с которыми приходится сталкиваться нашим фандрайзерам. Однако при желании их все можно решить, особенно если помнить, что неразрешимых проблем не бывает, а первый шаг уже дорога.

Примечание:
1 Фандрайзинг, иногда фандрейзинг (от англ. fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
2 Постановление от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов.
3 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
4 Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd — толпа, funding — финансирование) — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Справка
Дарья Игоревна Милославская, к.ф.н., председатель совета НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты РФ. Родилась 23 апреля 1972 г. Окончила историко-филологический факультет РУДН, затем юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор более 60 публикаций по вопросам права, лингвистики, а также общих вопросов деятельности СМИ и НКО. За большой личный вклад в развитие благотворительности в России и активную гражданскую позицию награждена золотым почетным знаком «Общественное признание». Имеет благодарность Президента России и благодарность председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Справка о налоговых льготах, установленных
Налоговым кодексом РФ религиозным организациям

Глава 25 Налог на прибыль организаций Налогового кодекса РФ
Статья 251 Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
Религиозные организации являются плательщиками налога на прибыль (пункт 1 статьи 246 НК РФ).
Однако при определении налоговой базы по налогу на прибыль религиозными организациями не учитываются доходы:
— в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (подпункт 27
пункта 1 статьи 251 НК РФ);
— имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (подпункт 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
Глава 30 Налог на имущество организаций Налогового кодекса РФ
Статья 381 Налоговые льготы
В пункте 2 статьи 381 НК РФ предусмотрено, что религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности.
Таким образом, имущество религиозных организаций, применяемое в иных целях, облагается налогом на имущество.
Разъяснение о порядке применения льготы по налогу на имущество, предусмотренной для религиозных объединений в пункте 2 статьи 381 НК РФ, дано ФНС в письме от 23.08.2012 г. № БС-4–11 / 13927@:
«От налога на имущество освобождаются религиозные организации. Льгота касается имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
В частности, к нему относятся культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Кроме того, налогом не облагается движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В собственности религиозных организаций могут находиться земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, денежные средства и иное имущество. К последнему, в частности, может относиться библиотека, инвентарь, холодильники, компьютеры, автомобили, сельхозтехника и др.

Таким образом, если церковь не осуществляет иную деятельность, отличную от религиозной, то всё имущество (основные средства), находящееся на ее балансе, не признается объектом налогообложения.
Если организация осуществляет иные виды деятельности (например, производство и продажу предметов религиозного назначения), то основные средства (инвентарные объекты), используемые полностью для этих видов деятельности, являются объектом налогообложения.
В случае, когда один и тот же объект используется одновременно для религиозной (культовой) и иной деятельности, то к нему применяется льгота как по объекту религиозного назначения».
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками в том числе и для определенных некоммерческих организаций. Как правило, ставка по налогу для религиозной организации устанавливается в размере ноль процентов.

Глава 31 Земельный налог Налогового кодекса РФ
Статья 395 Налоговые льготы
В соответствии с пунктом 4 статьи 395 освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Следовательно, религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на них расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения. К объектам религиозного назначения относят здания (строения, сооружения), которые предназначены для богослужений (храмы, часовни и другие культовые постройки), молитвенных (дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника и т. д.) и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний и религиозных почитаний (паломничества) и иной религиозной деятельности.
Объектами благотворительного назначения являются здания (строения, сооружения), используемые в благотворительных целях, например благотворительные столовые или больницы, православные детские дома, общеобразовательные учреждения, имеющие, согласно учредительным документам, статус благотворительных организаций (Письмо Минфина России от 24.05.2005 г. № 03‑06‑02‑02/41).
Если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, помимо объектов религиозного и благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения, освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения. Разъяснение по этому вопросу дано Минфином России в письме от 24.05.2005 г. № 03‑06‑02‑02/41.

Глава 28 Транспортный налог Налогового кодекса РФ
Транспортный налог является региональным налогом и устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты.
Плательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 НК РФ являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Льготы по транспортному налогу не предусмотрены.
Следовательно, религиозные организации со стоимости принадлежащих им транспортных средств должны уплачивать транспортный налог.
Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования налогоплательщиком, устанавливать для налогоплательщиков пониженные налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ.
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 августа 2012 г. № БС-4-11/13927 «О порядке применения предусмотренной пунктом 2 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогу на имущество организаций»

Текст письма размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet (http://www.nalog.ru)

Юридические рекомендации автора могут быть
использованы для сбора пожертвований

Статья Дарьи Милославской в целом отражает ситуацию, сложившуюся в настоящее время в российской сфере фандрайзинга (сбора пожертвований). Автор приводит доступные формы договоров, которые может заключать получатель пожертвования, поясняя некоторые особенности и смысл использования каждого из них. Также показаны особенности, о которых необходимо знать при сборе пожертвований через Интернет, что особенно актуально в связи с распространением этой формы благотворительности. Необходимо уточнить, что нормы так называемого закона «Об иностранных агентах» не применяются к религиозным организациям, но применяются к иным формам НКО, в том числе учрежденным религиозными организациями. В остальном юридическая практика автора и пояснения по применению законодательства позволяют использовать эту статью применительно к сбору пожертвований религиозными организациями.
Наталья Старинова,
старший юрист Синодального отдела по благотворительности

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи