выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
28 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов, +20.10.2010)

Ночью 20 октября на сорок восьмом году жизни скончался Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский.

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (в миру Николай Владимирович Степанов) родился 2 марта 1963 года в городе Костроме в многодетной семье священника. С малых лет будущий архипастырь был окружен родительской любовью, заботой. Мудрый и ревностный в вере родитель протоиерей Владимир Степанов заложил прочное основание, на котором строилась вся дальнейшая жизнь его сына. Прилежание, послушание и отзывчивость были присущи будущему владыке с самых ранних лет. С детства по благословению отца Николай вошел под своды православного храма и до последнего вздоха оставался верным Церкви Христовой.

Отрочество и юность архипастыря прошли под сенью благодатного Покрова Феодоровской иконы Божией Матери, в день празднования которой ему и было суждено принять позже монашеский постриг. После успешного окончания средней школы, а затем лесотехнического техникума он был призван в ряды вооруженных сил. Эти годы укрепили и закалили его характер. По окончании воинской службы началось его церковное служение. По благословению архиепископа Костромского Кассиана он нес послушание иподиакона, а затем был направлен на учение в ленинградские духовные школы. В 1986 году он окончил духовную семинарию, а в 1990 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы учебы в духовных школах будущий пастырь Церкви получил блестящее богословское образование. Одним из самых его любимых предметов было догматическое богословие. Ему посчастливилось быть учеником известного профессора и исповедника веры протоиерея Ливерия Воронова, уроки и заветы которого он бережно хранил всю свою жизнь.

Уже в студенческую пору стали раскрываться черты, достойные пастырского служения. Благодарная память, уважение и почтительное отношение к учителям и духовным наставникам особо отличали Николая среди многочисленных сверстников. Добрые качества души способствовали избранию его на послушание иподиакона и келейника ректора духовных школ архимандрита Мануила (Павлова). С тех пор их судьбы были неразрывно связаны. И в радости, и в горе владыка был рядом со своим духовным отцом.

В 1990 году владыка Тихон был направлен на стажировку в Свято-Владимирскую православную семинарию в г. Нью-Йорк. В течение года он изучал английский язык и занимался сбором материалов о служении архиепископа Тихона (Беллавина) в Северной Америке. Время, проведенное за рубежом, расширило его кругозор, способствовало приобретению ценных навыков в общении и церковной дипломатии. По завершении стажировки он вернулся к своему духовному отцу архимандриту Мануилу, который вскоре был возведен в сан епископа Петрозаводского и Олонецкого. 28 августа 1991 года в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил совершил иноческий постриг Николая Степанова с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 29 августа 1991 года монах Тихон был рукоположен во иеродиакона, а 1 сентября — во иеромонаха. Указом Преосвященнейшего Мануила иеромонах Тихон был назначен секретарем Петрозаводского епархиального управления и личным секретарем епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила. В течение пяти лет служения он был надежным помощником в архипастырских трудах своего владыки. 16 июня 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан игумена.

За годы служения в Карелии игумен Тихон снискал любовь и уважение епархиальных клириков, прихожан и руководителей региона. Много сил отец Тихон положил для возрождения Петрозаводской епархии. Редкие качества его души способствовали объединению молодых людей и привлечению их в ограду церковную, в чем он видел свою первостепенную задачу как пастырь. Его тщанием и заботами в Карелии было основано православное молодежное движение, открыт Центр православной культуры, создан молодежный хор. Многим молодым людям он помог определиться с выбором жизненного пути.

В 1995 году епископ Мануил назначил игумена Тихона настоятелем восстанавливаемого в г. Петрозаводске Александро-Невского собора. С особым усердием игумен нес это послушание, ярко проявив на новом поприще талант храмоздателя. Но, восстанавливая стены храма, он ни на миг не забывал и о самом главном — о возрождении человеческих душ. Всякое дело он совершал истово, с любовью и терпением.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 27 декабря 1995 года игумену Тихону (Степанову) определено быть епископом Архангельским и Холмогорским. В декабре 1995 года игумен Тихон был возведен в сан архимандрита. 3 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы было совершено наречение архимандрита Тихона во епископа Архангельского и Холмогорского. 4 февраля 1996 года, в Неделю о мытаре и фарисее, за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Тихона во епископа.

14 февраля 1996 года, в канун праздника Сретения Господня, Архангельск встречал нового архипастыря. Тому предстояло положить много трудов по возрождению вновь образованной епархии. На ее огромной территории в то время действовало всего несколько храмов и два монастыря. За четырнадцать лет архиерейского служения владыки количество приходов и священнослужителей увеличилось многократно. В кризисные 1990-е годы заботами епископа Тихона завершено строительство здания Архангельского епархиального управления. При епархии были созданы различные отделы и службы, построено здание епархиальной воскресной школы, в просторных классах которой стали заниматься сотни детей. Было налажено тесное сотрудничество с вузами, общественными организациями, воинскими подразделениями и силовыми структурами Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Владыка глубоко сознавал, что для северного форпоста России — Архангельска — особо важно духовное единение здоровых сил общества, и прилагал все усилия, чтобы наполнить миром сердца власть предержащих. Он был всегда открыт для диалога и поисков мирных путей к созиданию Русского Севера и нашего Отечества.

Преосвященный владыка Тихон нес и общецерковные послушания. Участвуя в межконфессиональном диалоге с представителями Христианских Церквей Баренц-региона, он многократно посещал Скандинавские страны, своим авторитетом умножал друзей Русской Православной Церкви.

Благодаря личным отношениям, которые сложились у владыки с Поморским государственным университетом, в главном корпусе вуза был освящен первый университетский храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Владыка с благодарностью отмечал, что Господь сподобил его служить на родине святого праведного Иоанна Кронштадтского, и в своих трудах укреплялся молитвой великого светильника и молитвенника земли Русской.

В своем архипастырском служении владыка не щадил ни своих сил, ни своего здоровья. Он посещал самые далекие и труднодоступные уголки необъятной епархии от Карского моря, Земли Франца-Иосифа до стен древнего Каргополя.

Владыка всей душой желал посвятить главный храм Поморья небесному покровителю Архангельска Архистратигу Божию Михаилу. Он заложил и освятил основание будущего кафедрального собора и помог возродить храм в душах многих людей, наполнив их добротой, любовью и верой. Заботой о вверенной ему пастве, мыслью о строительстве кафедрального собора жил он до последнего земного часа.

Господь определил владыке прожить короткую, но полную дел и событий жизнь. При всей скромности души его авторитет был высок не только среди духовных, но и среди светских людей. Он близко принимал к своему сердцу и чужое горе, и чужую радость. Здесь, на Соловецкой земле, на русской Голгофе христианское сердце с особой чуткостью ощущает подвиг жертвенного служения, силу веры и силу духа, достигшие высшей степени в судьбах новомучеников и исповедников Российских.

Соловецкая земля, обильно политая кровью мучеников за веру Христову, избрана особым уделом Патриаршего попечительства. Каждое посещение Соловецкого монастыря Первосвятителем Русской Православной Церкви всегда было знаковым событием для Архангельской епархии и лично для правящего архиерея. Владыка Тихон с трепетом и сыновней любовью встречал Пат-риарха. Первое посещение Соловков Святейшим Патриархом Алексием II было напутственным и незабываемым. Избранный на Первосвятительский престол Святейший Патриарх Кирилл в первый год служения посетил святыню Русского Севера. Внимание Святейшего Патриарха еще более вдохновило владыку к дальнейшему созиданию и обустройству епархии и особенно к возведению Михаило-Архангельского кафедрального собора…

Но промыслом Божиим внезапно 20 октября завершился земной путь епископа Тихона. Скорбная весть отозвалась в сотнях душ, с которыми владыку связывали незримые нити любви и дружбы. Осиротевшие сердца почувствовали горечь разлуки с любимым архипастырем. Сотни голосов отозвались на весть о смерти владыки из пределов нашего Отечества и из-за рубежа. Гроб с телом почившего был установлен в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Три дня неиссякаемым потоком люди со слезами шли отдать последний поклон владыке. Гроб архангельского архипастыря был украшен цветами.

В путь всея земли новопреставленного провожали митрополит Астанайский и Алма-Атинский Александр, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Нарофоминский Юстиниан, епископ Петергофский Маркелл, епископ Дубновский Нектарий, Апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), сонм духовенства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Российской Федерации, руководители Архангельской области и Ненецкого автономного округа, мэр Архангельска и главы муниципальных образований, прихожане православных храмов Архангельской епархии. По окончании Божественной литургии был совершен чин отпевания, который возглавил митрополит Астанайский и Алма-Атинский Александр. Гроб с телом почившего архипастыря прощальным крестным ходом обнесли вокруг Ильинского храма, где все эти годы проходило архиерейское служение епископа Тихона. Преосвященный Владыка был погребен за алтарем храма Всех святых г. Архангельска.

Молитвенная память людских сердец, к которым прикоснулась его животворящая любовь, пусть венчает надгробие любимого архипастыря.

Cвященник Валерий Суворов, настоятель Воскресенского храма г. Северодвинска,

Сергей Волохов, личный секретарь епископа Тихона, главный редактор газеты "Архангельский епархиальный вестник"

"Журнал Московской Патриархии", №12, 2010

28 октября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00