iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59
Церковь
схиигумения Варвара (Трофимова)
ЖМП № 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Ее душа была открыта Богу..." Прот. Артемий Владимиров о схиигумении Варваре

Схиигумения Варвара (Трофимова, +08.02.2011) более полувека несла свое монашеское послушание по благословению преподобного Серафима Вырицкого. Духовная связь с этим мужем «разума и силы» не прерывалась у будущей игумении Пюхтицкой обители никогда. Получив от него в напутствие большую просфору, она вступила в благословенные пределы Журавлиной горы — Куремяэ — 1 августа 1952 года, в день преподобного Серафима.

Никогда ни на минуту не пожалела послушница Валентина (впоследствии монахиня Варвара) о своем решении посвятить жизнь Господу, любить Которого всеми силами души научили ее благочестивые родители Алексий и Мария, честные и скромные труженики небольшого городка Чудова Новгородской области. От них матушка восприняла как Божий дар различные таланты, приумноженные во сто крат неустанными трудами по благоустроению Пюхтицкого монастыря. Такой и запечатлелась она в моей памяти: бодрой, никогда не унывающей, энергической личностью, сильной сознанием своей немощи, благодушной и терпеливой в скорбях, умевшей тонким и теплым юмором снимать сердечную тугу приходивших к ней людей.

Спад гонений на Церковь в Советской России после Великой победы 1945 года был непродолжительным. В ту суровую эпоху нелегко было пронести по жизни искру веры, тем паче свечу иноческого служения. Духовное счастье матушки Варвары — в окружении ее «мудрыми девами с возжженными светильниками в руках». Это и богомудрая игумения Нина, настоятельница Виленского монастыря, где сестра Варвара была пострижена в мантию в 1958 году и где она по крупицам в течение 12 лет, как трудолюбивая пчела, собирала мед благодатной мудрости, молитвы к Богу и служения людям. Там прошла первая встреча с отцом Николаем Гурьяновым, который впоследствии поселился на всем известном ныне островке Залит и никогда не оставлял матушку и ее обитель своим попечением, равно как и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерской обители. Этих насыщенных рассудительной любовью пастырей матушка именовала своими духовными отцами и «друзьями во Христе».

Чем объяснить столь непререкаемый нравственный авторитет Пюхтицкой матушки, которую многие называли игуменией игумений современных женских обителей России? Думается, ее причастностью с юных лет к нелегким монастырским послушаниям на пюхтицких покосах, на уборке осенних плодов, на скотном дворе… Годами матушка опытно дознавала как человеческую немощь, так и благодать соборного труда, отзывающегося в сестринских сердцах миром и благодарением Создателя.

Четыре года ученичества в Пюхтицах и 12 лет духовного окормления у виленской старицы (игумении Нины) были основанием для Святейшего Патриарха Алексия II поручить монахине Варваре управление ставшей родной для нее Пюхтицкой обителью. В 1968 году будущий Патриарх Алексий II возвел монахиню Варвару в сан игумении в таллинском Александро-Невском соборе на праздник Богоявления.

Примечательно, что Пюхтица была излюбленным местом детских паломничеств как для Святейшего Патриарха Алексия II, так и для Святейшего Патриарха Кирилла. В тесном соработничестве со Святейшим Патриархом Алексием II прошли 40 лет игуменства матушки Варвары, вплоть до кончины Первосвятителя в декабре 2008 года. Узкие рамки некролога не позволяют нам подробно рассказать о возведенных матушкой храмах, монастырских зданиях, благоустроении жизни обители, которой в 1990 году было даровано звание ставропигиальной. Понимая значение полюбившегося ему с детства места явления чудотворной иконы Успения Божией Матери для судеб православия в Балтии, Патриарх Алексий II с отеческой заботой поддерживал все начинания неутомимой в трудах матушки Варвары.

И поныне монастырь, будучи райским уголком Святой Руси, по справедливости считается одной из самых ярких достопримечательностей Эстонского государства, о чем выразительно свидетельствует соболезнование сестрам обители, присланное Президентом Эстонии Т.Х. Ильвесом. Вспоминая свою последнюю встречу с настоятельницей, состоявшуюся несколько лет назад в Куремяэ, он пишет об игумении Варваре как о «ясном, духовно чистом человеке, чья душа была открыта Богу и служению ближним». В послании Президента сказано, что матушка сделала обитель «местом поддержки тысяч людей», тем самым способствуя возрождению духовности в Эстонии. Несомненно, что эти важные в устах государственного лидера слова совсем не дань дипломатической вежливости. Тысячи сердец принесли ко гробу новопреставленной святую дань благодарности за труд любви, в течение более четырех десятилетий проповедуемой делами, а не словами. По мысли игумении Варвары, вверенная ей священноначалием обитель Богоматери призвана служить дарами русского гостеприимства и монашеского хлебосольства ближним и дальним — всем, кого только ни приведет к пюхтицким вратам Царица Небесная.

И сейчас, взирая на портрет почившей настоятельницы, мы не можем оторвать глаз от ее убеленного и умягченного скорбями лица. Ее материнский взор пронизан той светлой печалью и сострадательностью любви, которые всего лучше говорят о том, что евангельская соль не оскудела в сердцах духовных наставников наших. «Игумения Варвара, — сказал при вести о кончине матушки митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, — собирала не только камни для зданий, но и духовную пищу, подавая ее людям, которые искали такой пищи и приезжали за ней в монастырь».

Место своего упокоения схиигумения Варвара нашла близ алтаря Никольского кладбищенского храма, совсем неподалеку от овеянного преданиями богатыря-дуба, под сенью которого была обретена в XVI веке чудотворная икона Успения Божией Матери.

Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!

6 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59