выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
схиигумения Варвара (Трофимова)
ЖМП № 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Ее душа была открыта Богу..." Прот. Артемий Владимиров о схиигумении Варваре

Схиигумения Варвара (Трофимова, +08.02.2011) более полувека несла свое монашеское послушание по благословению преподобного Серафима Вырицкого. Духовная связь с этим мужем «разума и силы» не прерывалась у будущей игумении Пюхтицкой обители никогда. Получив от него в напутствие большую просфору, она вступила в благословенные пределы Журавлиной горы — Куремяэ — 1 августа 1952 года, в день преподобного Серафима.

Никогда ни на минуту не пожалела послушница Валентина (впоследствии монахиня Варвара) о своем решении посвятить жизнь Господу, любить Которого всеми силами души научили ее благочестивые родители Алексий и Мария, честные и скромные труженики небольшого городка Чудова Новгородской области. От них матушка восприняла как Божий дар различные таланты, приумноженные во сто крат неустанными трудами по благоустроению Пюхтицкого монастыря. Такой и запечатлелась она в моей памяти: бодрой, никогда не унывающей, энергической личностью, сильной сознанием своей немощи, благодушной и терпеливой в скорбях, умевшей тонким и теплым юмором снимать сердечную тугу приходивших к ней людей.

Спад гонений на Церковь в Советской России после Великой победы 1945 года был непродолжительным. В ту суровую эпоху нелегко было пронести по жизни искру веры, тем паче свечу иноческого служения. Духовное счастье матушки Варвары — в окружении ее «мудрыми девами с возжженными светильниками в руках». Это и богомудрая игумения Нина, настоятельница Виленского монастыря, где сестра Варвара была пострижена в мантию в 1958 году и где она по крупицам в течение 12 лет, как трудолюбивая пчела, собирала мед благодатной мудрости, молитвы к Богу и служения людям. Там прошла первая встреча с отцом Николаем Гурьяновым, который впоследствии поселился на всем известном ныне островке Залит и никогда не оставлял матушку и ее обитель своим попечением, равно как и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерской обители. Этих насыщенных рассудительной любовью пастырей матушка именовала своими духовными отцами и «друзьями во Христе».

Чем объяснить столь непререкаемый нравственный авторитет Пюхтицкой матушки, которую многие называли игуменией игумений современных женских обителей России? Думается, ее причастностью с юных лет к нелегким монастырским послушаниям на пюхтицких покосах, на уборке осенних плодов, на скотном дворе… Годами матушка опытно дознавала как человеческую немощь, так и благодать соборного труда, отзывающегося в сестринских сердцах миром и благодарением Создателя.

Четыре года ученичества в Пюхтицах и 12 лет духовного окормления у виленской старицы (игумении Нины) были основанием для Святейшего Патриарха Алексия II поручить монахине Варваре управление ставшей родной для нее Пюхтицкой обителью. В 1968 году будущий Патриарх Алексий II возвел монахиню Варвару в сан игумении в таллинском Александро-Невском соборе на праздник Богоявления.

Примечательно, что Пюхтица была излюбленным местом детских паломничеств как для Святейшего Патриарха Алексия II, так и для Святейшего Патриарха Кирилла. В тесном соработничестве со Святейшим Патриархом Алексием II прошли 40 лет игуменства матушки Варвары, вплоть до кончины Первосвятителя в декабре 2008 года. Узкие рамки некролога не позволяют нам подробно рассказать о возведенных матушкой храмах, монастырских зданиях, благоустроении жизни обители, которой в 1990 году было даровано звание ставропигиальной. Понимая значение полюбившегося ему с детства места явления чудотворной иконы Успения Божией Матери для судеб православия в Балтии, Патриарх Алексий II с отеческой заботой поддерживал все начинания неутомимой в трудах матушки Варвары.

И поныне монастырь, будучи райским уголком Святой Руси, по справедливости считается одной из самых ярких достопримечательностей Эстонского государства, о чем выразительно свидетельствует соболезнование сестрам обители, присланное Президентом Эстонии Т.Х. Ильвесом. Вспоминая свою последнюю встречу с настоятельницей, состоявшуюся несколько лет назад в Куремяэ, он пишет об игумении Варваре как о «ясном, духовно чистом человеке, чья душа была открыта Богу и служению ближним». В послании Президента сказано, что матушка сделала обитель «местом поддержки тысяч людей», тем самым способствуя возрождению духовности в Эстонии. Несомненно, что эти важные в устах государственного лидера слова совсем не дань дипломатической вежливости. Тысячи сердец принесли ко гробу новопреставленной святую дань благодарности за труд любви, в течение более четырех десятилетий проповедуемой делами, а не словами. По мысли игумении Варвары, вверенная ей священноначалием обитель Богоматери призвана служить дарами русского гостеприимства и монашеского хлебосольства ближним и дальним — всем, кого только ни приведет к пюхтицким вратам Царица Небесная.

И сейчас, взирая на портрет почившей настоятельницы, мы не можем оторвать глаз от ее убеленного и умягченного скорбями лица. Ее материнский взор пронизан той светлой печалью и сострадательностью любви, которые всего лучше говорят о том, что евангельская соль не оскудела в сердцах духовных наставников наших. «Игумения Варвара, — сказал при вести о кончине матушки митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, — собирала не только камни для зданий, но и духовную пищу, подавая ее людям, которые искали такой пищи и приезжали за ней в монастырь».

Место своего упокоения схиигумения Варвара нашла близ алтаря Никольского кладбищенского храма, совсем неподалеку от овеянного преданиями богатыря-дуба, под сенью которого была обретена в XVI веке чудотворная икона Успения Божией Матери.

Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!

6 апреля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00