выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Церковь
епископ Петропавловский и Камчатский Артемий
ЖМП № 5 май 2011 /  5 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах

3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.
10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.
Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан.

Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению.

Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри.

Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды,,текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

Ваше Святейшество! Прежде всего позвольте мне выразить Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили на меня свой взор и оказали мне великую честь быть епископом Церкви Христовой. Мне определено быть правящим архиереем в епархии, которую ранее возглавляли замечательные миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и митрополит Нестор (Анисимов). Их пример беззаветного служения на окраинах нашей великой Родины будет вдохновлять меня на предстоящие пастырские труды.

Господь призывает ныне меня через Вас, Ваше Святейшество и Ваши Высокопреосвященства, по словам святителя Николая Японского, «на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения православию».

Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Его Промысл всегда ведет ко благу и спасению, избирая для каждого тот путь, на котором мы можем принести плод,,ово убо сто,, ово же шестьдесят, ово же тридесять (Мф. 13, 8).

Промысл Божий закаливал мою душу в двенадцатилетнем служении нашему Отечеству в Вооруженных силах на дальних рубежах Средней Азии, где я молодым лейтенантом встретил опытных командиров и хороших друзей, воспитавших во мне верность долгу и профессионализм в работе. Именно там, в Алма-Ате, Господь соединил меня и с первыми наставниками протоиереями Евгением Бобылевым, Валентином Сазоновым, Владимиром Шкляром и особенно с протоиереем Александром Осокиным (ныне епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом), которые исправили мой путь и поддержали в трудное для моей души время духовного становления.

Большую благодарность хочу выразить и наместнику Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии архимандриту Никону (Фомину), где я принял монашеский постриг и священный сан, где произошло мое духовное рождение в монашеском звании.

Особую благодарность хочу выразить архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, десять лет воспитывавшего меня и наставлявшего как наместника монастыря и епархиального сотрудника, своего помощника, благодаря чему я смог приобрести опыт в устроении церковной жизни.

Благодарю всю братию Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, всех, с кем я трудился на Сибирской земле, возрождая обитель в полевых условиях и учась монашеской жизни. За пятнадцать лет мы вместе прошли путь от первого временного храма в армейской палатке до прекрасного Троице-Владимирского собора, который является сейчас одной из жемчужин города Новосибирска. Низко кланяюсь своим родителям: отцу и маме, которые дали мне жизнь, воспитание и образование и свое родительское благословение на служение Богу и Его Святой Церкви.

Теперь, предстоя перед Вами, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, и осознавая высоту предстоящего мне служения и меру ответственности пред лицом Господа и перед вами, прошу горячо помолиться обо мне в день моей хиротонии у престола Божия, чтобы мне никогда и ничем не очернить высокое звание архиерея, быть хранителем святого православия и церковного единства.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Артемию (Снигуру), епископу Петропавловскому и Камчатскому

Преосвященный епископ Артемий!

Благоволением Божиим и избранием Священного Синода ныне ты призван к высшему церковному служению в сане епископа.

С этого момента твое имя, подобно новому звену, включено составной частью в цепь апостольского преемства, которым во все времена незримо соединяется каждый новорукоположенный архиерей с поколением учеников и самовидцев Господа Иисуса Христа.

Предлежащее тебе служение велико и неподъемно для слабых сил человеческих; оно исполнено обширных забот и попечений, а подчас связано с тяжкими скорбями и испытаниями. И ты всё это почувствуешь на своем собственном опыте. Тебе надлежит вседневно и всечасно, по слову пророка, смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8). Однако в этой же покорности воле Божией заключен и залог преуспеяния, ибо, как засвидетельствовал апостол Павел с дерзновенным упованием на всесильную помощь свыше, все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Поэтому в час хиротонии, возложив на главу твою руки, собравшиеся в алтаре архипастыри соборно молились, дабы ниспослал Господь благодать Святого Духа на тебя и даровал тебе Свою силу, ибо никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).

Начиная со священномученика Игнатия Богоносца в творениях святых отцов из века в век красной нитью проходит утверждение непреложной экклезиологической истины: где епископ, там и Церковь; и где Церковь, там епископ.

Это деятельное сопряжение Божеского и человеческого в том высоком служении, на которое ты поставлен, да станет для тебя источником сил, потребных для твердого стояния в вере и неустанной проповеди Слова Божия, неленостного попечения о верных чадах Церкви и спасении душ заблудших, заботы о ближних и противоборства пагубным лжеучениям века сего, для сохранения в православной общине единства духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Совершая это делание со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), по слову апостола Павла, непрестанно возгревай в душе своей памятование о Крестном подвиге Господа Иисуса Христа, о трудах святых апостолов, о ревности по Бозе великих святителей Церкви Русской, которые да будут тебе немеркнущими путеводными примерами в исполнении тобою своего долга пред Богом, Отечеством и людьми.

Помни, что архипастырское призвание не есть простое осуществление духовно-административной власти, но прежде всего явление нашему миру власти любви, заповеданной от Господа. «Призовем страх Божий в помощь нашему служению, но призовем также, и наипаче призовем, любовь», — говорил святитель Московский Филарет в своем слове по совершении епископского рукоположения. Ибо научает нас апостол: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И потому да будет твое епископское благовестие исполнено силы любви ко Господу и к ближним.

За неполные двадцать лет трудов в ограде церковной ты подвизался на ниве храмового строительства, прошел путь монастырского служения от послушника до наместника обители, получил академическое духовное образование, был миссионером, помощником управляющего епархией и заместителем председателя епархиального суда, участвовал в работе Поместного Собора Церкви нашей в 2009 году.

Ты получил за короткое время под водительством мудрого архипастыря надежные знания и достаточный опыт, чтобы ныне самостоятельно в непростых условиях реализовать всё то, что Бог через твоих родителей заложил в твою природу, и то, что обрел ты, учась в школах и на жизненном опыте своем.

Ныне смотрением Божиим и благословением священноначалия ты направляешься в дальневосточные пределы нашего Отечества. Твой великий предшественник на Камчатской кафедре святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири, да будет твоим покровителем и ходатаем за тебя пред Господом и Пречистой Его Матерью в ожидающих тебя трудах.

Особое внимание должен ты уделять проповеди Евангелия среди людей невоцерковленных, крещеных, но практически неверующих и мало верующих, которые лишь по происхождению и культурным традициям относятся к православным. Но одновременно ты должен обращать свою проповедь к тем народам, культура которых не связана с православной традицией. Эти малые народы Дальнего Востока ныне находятся в непростом положении. А потому обращенная к ним проповедь о Христе — проповедь любви должна особо сопровождаться делами милосердия, благотворительности и соучастия в скорбях. Прилагай усилия к открытию новых приходов, строительству храмов на огромной территории Камчатки. Перед тобой и твоими сослужителями огромное поле деятельности. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, созидание межнационального мира и общественного согласия, пастырское окормление военнослужащих и пребывающих в местах заключения — все эти направления епархиальной работы ждут дальнейшего усовершенствования. Тебе вместе с духовенством и благочестивыми мирянами надлежит усердно трудиться ради того, чтобы в душах людей изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19), продолжая также ревностные труды твоего непосредственного предшественника Преосвященного Игнатия, архиепископа Хабаровского и Приамурского.

Твои заботы должны простираться на немощных и страждущих, на дальних и на ближних, и прежде всего на членов православных общин. Без служения скорбящим и нуждающимся не может быть подлинно христианского благочестия, ибо, как учит святой апостол, если кто о своих... не печется,,тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

Прими же, новопоставленный епископ Святой Церкви, сей жезл как знамение разумной строгости архипастырского правления и одновременно духовной опоры при твоем восхождении на новые ступени самосовершенствования и благослови народ Божий, который разделил с нами сугубую молитву о твоем предстоящем служении.

Сам Пастыреначальник Христос да упасет тебя и вверенное тебе словесное стадо, промыслительно указуя стези верные и спасительные.


Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий (Александр Николаевич Снигур) родился 5 сентября 1962 г. в городе Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный институт и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов.

17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона, а 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы — во иерея.

31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии.

17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области).

19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии.

В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 15) избран епископом Петропавловским и Камчатским.

5 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония, Дальний Восток
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00