выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Церковь
епископ Петропавловский и Камчатский Артемий
ЖМП № 5 май 2011 /  5 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах

3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.
10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.
Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан.

Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению.

Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри.

Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды,,текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

Ваше Святейшество! Прежде всего позвольте мне выразить Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили на меня свой взор и оказали мне великую честь быть епископом Церкви Христовой. Мне определено быть правящим архиереем в епархии, которую ранее возглавляли замечательные миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и митрополит Нестор (Анисимов). Их пример беззаветного служения на окраинах нашей великой Родины будет вдохновлять меня на предстоящие пастырские труды.

Господь призывает ныне меня через Вас, Ваше Святейшество и Ваши Высокопреосвященства, по словам святителя Николая Японского, «на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения православию».

Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Его Промысл всегда ведет ко благу и спасению, избирая для каждого тот путь, на котором мы можем принести плод,,ово убо сто,, ово же шестьдесят, ово же тридесять (Мф. 13, 8).

Промысл Божий закаливал мою душу в двенадцатилетнем служении нашему Отечеству в Вооруженных силах на дальних рубежах Средней Азии, где я молодым лейтенантом встретил опытных командиров и хороших друзей, воспитавших во мне верность долгу и профессионализм в работе. Именно там, в Алма-Ате, Господь соединил меня и с первыми наставниками протоиереями Евгением Бобылевым, Валентином Сазоновым, Владимиром Шкляром и особенно с протоиереем Александром Осокиным (ныне епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом), которые исправили мой путь и поддержали в трудное для моей души время духовного становления.

Большую благодарность хочу выразить и наместнику Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии архимандриту Никону (Фомину), где я принял монашеский постриг и священный сан, где произошло мое духовное рождение в монашеском звании.

Особую благодарность хочу выразить архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, десять лет воспитывавшего меня и наставлявшего как наместника монастыря и епархиального сотрудника, своего помощника, благодаря чему я смог приобрести опыт в устроении церковной жизни.

Благодарю всю братию Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, всех, с кем я трудился на Сибирской земле, возрождая обитель в полевых условиях и учась монашеской жизни. За пятнадцать лет мы вместе прошли путь от первого временного храма в армейской палатке до прекрасного Троице-Владимирского собора, который является сейчас одной из жемчужин города Новосибирска. Низко кланяюсь своим родителям: отцу и маме, которые дали мне жизнь, воспитание и образование и свое родительское благословение на служение Богу и Его Святой Церкви.

Теперь, предстоя перед Вами, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, и осознавая высоту предстоящего мне служения и меру ответственности пред лицом Господа и перед вами, прошу горячо помолиться обо мне в день моей хиротонии у престола Божия, чтобы мне никогда и ничем не очернить высокое звание архиерея, быть хранителем святого православия и церковного единства.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Артемию (Снигуру), епископу Петропавловскому и Камчатскому

Преосвященный епископ Артемий!

Благоволением Божиим и избранием Священного Синода ныне ты призван к высшему церковному служению в сане епископа.

С этого момента твое имя, подобно новому звену, включено составной частью в цепь апостольского преемства, которым во все времена незримо соединяется каждый новорукоположенный архиерей с поколением учеников и самовидцев Господа Иисуса Христа.

Предлежащее тебе служение велико и неподъемно для слабых сил человеческих; оно исполнено обширных забот и попечений, а подчас связано с тяжкими скорбями и испытаниями. И ты всё это почувствуешь на своем собственном опыте. Тебе надлежит вседневно и всечасно, по слову пророка, смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8). Однако в этой же покорности воле Божией заключен и залог преуспеяния, ибо, как засвидетельствовал апостол Павел с дерзновенным упованием на всесильную помощь свыше, все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Поэтому в час хиротонии, возложив на главу твою руки, собравшиеся в алтаре архипастыри соборно молились, дабы ниспослал Господь благодать Святого Духа на тебя и даровал тебе Свою силу, ибо никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).

Начиная со священномученика Игнатия Богоносца в творениях святых отцов из века в век красной нитью проходит утверждение непреложной экклезиологической истины: где епископ, там и Церковь; и где Церковь, там епископ.

Это деятельное сопряжение Божеского и человеческого в том высоком служении, на которое ты поставлен, да станет для тебя источником сил, потребных для твердого стояния в вере и неустанной проповеди Слова Божия, неленостного попечения о верных чадах Церкви и спасении душ заблудших, заботы о ближних и противоборства пагубным лжеучениям века сего, для сохранения в православной общине единства духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Совершая это делание со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), по слову апостола Павла, непрестанно возгревай в душе своей памятование о Крестном подвиге Господа Иисуса Христа, о трудах святых апостолов, о ревности по Бозе великих святителей Церкви Русской, которые да будут тебе немеркнущими путеводными примерами в исполнении тобою своего долга пред Богом, Отечеством и людьми.

Помни, что архипастырское призвание не есть простое осуществление духовно-административной власти, но прежде всего явление нашему миру власти любви, заповеданной от Господа. «Призовем страх Божий в помощь нашему служению, но призовем также, и наипаче призовем, любовь», — говорил святитель Московский Филарет в своем слове по совершении епископского рукоположения. Ибо научает нас апостол: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И потому да будет твое епископское благовестие исполнено силы любви ко Господу и к ближним.

За неполные двадцать лет трудов в ограде церковной ты подвизался на ниве храмового строительства, прошел путь монастырского служения от послушника до наместника обители, получил академическое духовное образование, был миссионером, помощником управляющего епархией и заместителем председателя епархиального суда, участвовал в работе Поместного Собора Церкви нашей в 2009 году.

Ты получил за короткое время под водительством мудрого архипастыря надежные знания и достаточный опыт, чтобы ныне самостоятельно в непростых условиях реализовать всё то, что Бог через твоих родителей заложил в твою природу, и то, что обрел ты, учась в школах и на жизненном опыте своем.

Ныне смотрением Божиим и благословением священноначалия ты направляешься в дальневосточные пределы нашего Отечества. Твой великий предшественник на Камчатской кафедре святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири, да будет твоим покровителем и ходатаем за тебя пред Господом и Пречистой Его Матерью в ожидающих тебя трудах.

Особое внимание должен ты уделять проповеди Евангелия среди людей невоцерковленных, крещеных, но практически неверующих и мало верующих, которые лишь по происхождению и культурным традициям относятся к православным. Но одновременно ты должен обращать свою проповедь к тем народам, культура которых не связана с православной традицией. Эти малые народы Дальнего Востока ныне находятся в непростом положении. А потому обращенная к ним проповедь о Христе — проповедь любви должна особо сопровождаться делами милосердия, благотворительности и соучастия в скорбях. Прилагай усилия к открытию новых приходов, строительству храмов на огромной территории Камчатки. Перед тобой и твоими сослужителями огромное поле деятельности. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, созидание межнационального мира и общественного согласия, пастырское окормление военнослужащих и пребывающих в местах заключения — все эти направления епархиальной работы ждут дальнейшего усовершенствования. Тебе вместе с духовенством и благочестивыми мирянами надлежит усердно трудиться ради того, чтобы в душах людей изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19), продолжая также ревностные труды твоего непосредственного предшественника Преосвященного Игнатия, архиепископа Хабаровского и Приамурского.

Твои заботы должны простираться на немощных и страждущих, на дальних и на ближних, и прежде всего на членов православных общин. Без служения скорбящим и нуждающимся не может быть подлинно христианского благочестия, ибо, как учит святой апостол, если кто о своих... не печется,,тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

Прими же, новопоставленный епископ Святой Церкви, сей жезл как знамение разумной строгости архипастырского правления и одновременно духовной опоры при твоем восхождении на новые ступени самосовершенствования и благослови народ Божий, который разделил с нами сугубую молитву о твоем предстоящем служении.

Сам Пастыреначальник Христос да упасет тебя и вверенное тебе словесное стадо, промыслительно указуя стези верные и спасительные.


Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий (Александр Николаевич Снигур) родился 5 сентября 1962 г. в городе Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный институт и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов.

17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона, а 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы — во иерея.

31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии.

17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области).

19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии.

В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 15) избран епископом Петропавловским и Камчатским.

5 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония, Дальний Восток
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00