выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Церковь
Епископ Ирийский Даниил
ЦВ № 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Ирийский Даниил

26 апреля 2010 г. в городе Ири (штат Пенсильвания, США) после продолжительной болезни отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев.

Будущий епископ Дмитрий Борисович Александров родился 15 сентября 1930 г. в Одессе в семье военного. Его дед со стороны матери был губернатором Аляски во времена императорской России. В 1938 г. отец Дмитрия Александрова был арестован большевиками и расстрелян.

Во время войны Одесса в 1944 г. была оккупирована румынской армией. В этот период Дмитрий начал активно участвовать в церковной жизни и петь в хоре. В том же году его мать вместе с ним была вынуждена уехать в Румынию.

После окончания войны они жили в лагере для беженцев в Австрии, а в 1949 г. переселились в США, в штат Нью-Джерси. Здесь Дмитрий знакомится с известным старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым. У него он учится древней технике иконописи и вместе с ним ездит по приходам, расписывая храмы.
Позднее Дмитрий Александров поступил на учебу в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, которую окончил с отличием в 1958 г.
В 1965 г. митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает Дмитрия Александрова во иерея. Отец Дмитрий окормляет единоверцев в поселке Чураевка (штат Коннектикут), одновременно занимаясь иконописью и церковной архитектурой. Ему принадлежат проект Иоанно-Предтеченского собора в столице США Вашингтоне, иконостасы в Коренной пустыни в Магопаке, Троицком храме в городе Вайнленде, Свято-Владимирского храма-памятника на Владимирской горке, Покровского храма в Пало-Алто и другие. В 1969 г. он начинает издавать журнал «Наследие», посвященный вопросам церковного искусства.

Отец Дмитрий принимает большое участие в преодолении разделения Русской Церкви со старообрядцами. Его перу принадлежит проект резолюции, которая впоследствии была принята на III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1974 г., резолюция о снятии прещений со старообрядцев. Благодаря этой резолюции в 1983 г. одна из самых больших старообрядческих общин за пределами России — в честь Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания) — присоединилась к Русской Зарубежной Церкви.

В 1988 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принимает решение хиротонисать отца Дмитрия во епископа Ирийского. Это второе за 300 лет посвящение епископа для окормления старообрядцев (первое — св. новомученика Симона (Шлеева)). Перед хиротонией о. Дмитрий принимает монашеский постриг с именем Даниил. Хиротония была совершена 26 августа 1988 г., и тогда же епископ Даниил переезжает в Ири.

Епископа Даниила, человека с гениальными и разнообразными талантами, можно назвать православным «человеком Ренессанса». Помимо иконописи и архитектуры, он был ведущим знатоком знаменного распева, отличным переводчиком (кроме прочего, он переводил на русский язык басни Эзопа), автором литературных произведений и эрудированным богословом, знатоком канонических правил и церковной истории. Он мог не только разработать проект иконостаса или паникадила, но и собрать это металлическое паникадило, а также сам занимался резьбой по дереву.

Будучи близко знаком как со старым, так и с новым обрядами, владыка Даниил считал, что представление о различии между ними сильно преувеличено. Он любил говорить, что это не два разных обряда, а две разновидности одного и того же обряда.

Владыка Даниил видел большую опасность в тенденции среди некоторых православных, в том числе и представителей епископата, предсказывания «последних времен». Он напоминал о прямом запрещении Господа «испытывать времена и лета»: «Тем не менее находятся умники, которые пытаются установить время Второго пришествия и конца мира. При этом некоторые представляют чудовищно наивное оправдание: о дне, мол, и часе рассуждать запрещено, но можно рассуждать о годе и месяце».
Небезынтересны высказывания приснопамятного владыки относительно благодати и безблагодатности (из Докладной записки епископа Даниила Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей от 14/27 апреля 1998 г., архив издательства «Русский пастырь»): «Будет крайней смелостью, чтобы не сказать больше, утверждать, что “где-то нет никакой благодати”, т.е. требовать от Бога, чтобы Он не смел оказывать милость определенным людям. Понятия “безблагодатность” нет в Книге правил. Оно мне не встречалось у святых отцов».

До воссоединения двух частей Русской Церкви епископ Даниил неофициально приезжал в Россию, посещал единоверцев и молился вместе с ними. И российские единоверцы неоднократно посещали владыку в Ири. В отношении Московского Патриархата епископ Даниил давно, еще в годы воинствующего безбожия, считал, что между ним и Зарубежной Церковью должно быть установлено евхаристическое общение, однако он боялся, что если, помимо такого общения, будет еще и «присоединение», то Зарубежная Церковь может быть поглощена и может потерять свойственный ей дух свободы и соборности. После подписания «Акта о каноническом общении» в мае 2007 г. к нему в Ири приезжали посланники одной из раскольнических групп и пытались его убедить к ним присоединиться и вместе с «епископом» Агафангелом Пашковским создать собственный Синод. Епископ Даниил отверг все эти предложения и остался верен Русской Зарубежной Церкви.

По характеру владыка всегда был прост и доступен в общении, у него не было никаких личных амбиций, жил он очень скромно, был прямолинеен и лишен какого-либо притворства. На отпевании владыки Даниила один иеромонах отметил: «Жизнь епископа Даниила нам показывает, что священнослужитель Церкви Христовой не должен быть конформистом, человекоугодником или искателем выгоды».

Теперь он предстоит перед Тем, Кому Одному старался угождать в течение своего служения.
Отпевание новопреставленного епископа Даниила было совершено в праздник Преполовения в старообрядческом Христорождественском храме епископами Георгием Мейфильдским и Иеронимом Манхеттенским.

Господь да упокоит душу новопреставленного Своего служителя Преосвященного епископа Даниила.

Сан-Франциско, США
 

29 мая 2010 г.
Ключевые слова: РПЦЗ, Северная Америка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи