выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Церковь
архимандрит Виленский Леонтий (Карпович)
20 мая 2011 г. 14:02
версия для печати версия для печати

"Непоколебимый защитник Православия". К прославлению архим. Виленского Леонтия (Карповича)

15 мая в Свято-Петропавловском соборе Минска было совершено прославление преподобного Леонтия (1580-1620), архимандрита Виленского, исповедника, в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. Божественную литургию и чин канонизации возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

По малом входе митрополит Филарет огласил определение Святого Синода Белорусской Церкви от 4 апреля 2011 года о причислении архимандрита Леонтия (Карповича) к лику местночтимых святых в чине преподобных. «Взирая на подвиг святых угодников Божиих, которых мы почитаем и прославляем, и ныне прославленного Виленского исповедника, будем оставаться верными Церкви Христовой, не ослабляя сил в проведении жизни своей в смирении, стяжании любви друг ко другу», - сказал по окончании богослужения митрополит Филарет.

Будущий архимандрит Леонтий (в миру Лонгин Федорович Карпович) родился в Пинске около 1580 года в семье священника, происходил из шляхетского рода. Он был энергичным защитником Православия в период введения унии, возглавлял типографию Виленского православного братства.

В 1610 году типография напечатала книгу Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В материалах Святого Синода отмечается, что книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму.

«Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых были заметны даже после его праведной кончины», - говорится в материалах к прославлению подвижника.

Стойкость исповедника сломить не удалось, и его выпустили из тюрьмы. Монашеский постриг Лонгин Карпович принял с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре стал во главе Виленского Свято-Духова монастыря. В обители архимандрит Леонтий учредил общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывал молодежь в духе верности Православию. Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник, по красноречию его считали подобным Златоусту.

В 1620 году Великое княжество Литовское посетил Иерусалимский патриарх Феофан. Архимандрит Леонтий (Карпович) был в числе избранных на епископское служение и наречен епископом Брестским и Владимирским.

Из-за тяжелой болезни Виленский архимандрит, однако, не смог отправиться в Киев для хиротонии. Он уже предчувствовал свою близкую кончину и по настоянию братства послал к патриарху своего постриженика инока Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий вернулся в Вильну в сане архимандрита через несколько месяцев, однако уже не застал в живых своего учителя. В материалах Святого Синода говорится, что архимандрит Леонтий преставился ко Господу 24 сентября 1620 года и его тело оставалось непогребенным шесть недель.

Архиепископ Мелетий совершал отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха».

Жизненный путь архимадрита Леонтия (Карповича) Святым Синодом Белорусской Православной Церкви 29 ноября 2005 года было поручено детально и предметно исследовать клирику Свято-Духова кафедрального собора протоиерею Сергию Гордуну. Накануне прославления на сайте Sоbor.by были опубликованы тропарь, кондак и молитва преподобному Леонтию.

20 мая 2011 г. 14:02
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00