iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

"Церковная" услуга

Во многих городах России действуют «телефоны доверия» для верующих. Позвонившие могут поговорить со священником, получить поддержку и совет в тяжелой ситуации. Теперь эту идею в коммерческих целях решила использовать Московская городская телефонная сеть (МГТС).
8 февраля МГТС объявила о том, что для пользователей платной справочной службы 009 создана новая услуга «В помощь православным». За 35 рублей в минуту каждому абоненту в МГТС готовы предложить «необходимую психологическую и информационную помощь» или просветить его «по вопросам религии». В объявлении сказано, что отныне каждый позвонивший по телефону 009 сможет прослушать православный календарь, жития святых, проповеди и беседы священнослужителей, узнать о церковной жизни и праздниках. Можно получить информацию о паломнических маршрутах, православных вузах, кафе, биржах труда. По желанию вас даже соединят со священником.
Отмечено также, что услуга «В помощь православным» получила благословение епископа Венского и Австрийского Илариона.
Последнее утверждение выглядело странно: зачем владыке Илариону давать благословения в Москве, где правящим архиереем является Святейший Патриарх Алексий? И действительно, через несколько дней епископ Иларион опубликовал заявление, в котором опроверг эту информацию. «МГТС не обращалась ко мне за благословением на телефонную услугу «В помощь православным». Если бы такое обращение поступило, я бы переадресовал руководство компании к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию», — говорится в заявлении. По словам епископа Илариона, его участие в данном проекте заключалось в том, что в 2006 году им был записан ряд проповедей и бесед для прослушивания по телефону.
Одновременно с заявлением епископа Илариона в прессе появился комментарий руководителя Пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского. Он отметил, что созданный МГТС сервис, вероятно, принесет определенную пользу тем людям, кто, не имея возможности быть в храме на богослужении, захочет, тем не менее, прослушать церковную проповедь. «Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении», — подчеркнул о. Владимир.
Он также опроверг информацию о том, что проект получил благословение Предстоятеля Русской Церкви: «Ни Святейший Патриарх Алексий, ни кто-либо из его викарных архиереев не давали благословения на создание подобного сервиса, — сказал о. Владимир. — А использование проповедей епископа Венского и Австрийского Илариона для данного сервиса нельзя считать церковным благословением».
Он также отметил, что клирики храма Святителя Николая в Рогожской слободе, которые, по сообщениям СМИ, якобы отвечают на вопросы верующих по телефону, «также не имеют к этому сервису никого отношения». Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов вообще узнал о появлении этого сервиса только из СМИ.
Однако на сайте МГТС по-прежнему размещена информация: всем, позвонившим в службу «В помощь православным» с 12.00 до 20.00, ответят «священнослужители, работающие в церкви». Нас заинтересовало, кто же это такие и к какой церкви они себя относят. Поэтому мы решили просто позвонить по 009 и задать им свои вопросы лично.
Со второй попытки мы дозвонились до «православного» оператора. Приятный женский голос сообщил нам, что священнослужители будут готовы принимать звонки после Недели Торжества Православия, а до тех пор «они заняты». Сама же оператор может отвечать только на вопросы справочного характера — о праздниках, храмах, святынях. На вопрос о том, кто дал благословение на такую услугу, оператор ответить не смогла, поскольку она является сотрудником МГТС, а не какой-либо церковной организации.
Нам не хотелось бы ставить под сомнение репутацию и порядочность московских священнослужителей, поэтому мы рискнем предположить, что МГТС просто использует их как рекламную вывеску для своей коммерческой деятельности. Действительно, на первый взгляд, идея оперативной связи со священником по телефону выглядит благородной — сколько здесь возможностей для миссионерского служения, для помощи страждущим! Но все портит одна деталь: каждая минута разговора со священником стоит один евро... «Недобросовестное использование авторитета Церкви ради извлечения прибылей недопустимо», — сказал по этому поводу о. Владимир Вигилянский, глава Пресс-службы Патриархии.
В заключение отметим, что помощь верующим людям по телефону — отнюдь не новость и не изобретение МГТС. Год назад мы писали о «телефонах доверия», на которых дежурят служители Православной Церкви. По сути, это служба экстренной помощи, которая оказывается позвонившему в момент обращения, принимая форму доверительных отношений между собеседниками, что особенно ценно для человека в горе или в период тяжелых душевных переживаний.
Помимо Москвы, «телефоны церковного доверия» действуют в Ставрополе, Барнауле, на Алтае, в Воронеже, Екатеринбурге, Нижегородской, Курской областях, Омске, Саратове, в Красноярском крае, Петрозаводске и многих других городах. Ежедневно по «телефонам доверия» обращаются множество людей, причем не только верующие. Часто совета священника просят люди далекие от Церкви. Позвонившие знают, что их обязательно выслушают, помогут напутствием, и при этом звонок останется анонимным и бесплатным.
Возникают новые запросы и потребности людей — и Церковь не стоит на месте и старается отвечать на них адекватными формами социального служения.

Анна Курская
14 февраля 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59