Далеко не всё в нашей духовной жизни обрело свое подлинное место и значение. Главное и второстепенное нередко тесно переплетаются, причем второстепенное берет верх, умаляя важнейшие задачи христианской жизни. Одной из таких проблем стала «отчитка», получившая в последние годы широкое распространение. Какое место она занимает в нашей церковной жизни? Публикуемая статья стала итогом серьезных дискуссий, в которых приняли участие священники и монашествующие известных русских монастырей.
В последние два десятилетия жизнь нашего общества существенно изменилась. Государственная идеология, неотъемлемой частью которой был атеизм, ушла в прошлое, и на волне общего подъема интереса к духовным вопросам многие люди обратили свои взоры к Церкви, стали в ее лоне искать решения своих духовных проблем. Вполне объяснимо, что человека, только пришедшего в Церковь, очень впечатляет открывшаяся реальность существования духовного мира, в котором, по слову Достоевского, «борются дьявол с Богом, а поле битвы — сердца людей». Но, к сожалению, человек, не имеющий духовного опыта, не всегда может отделить главное в духовной жизни от второстепенного, распознать за внешней формой ее духовное содержание. Годы безбожия сделали свое дело, и зачастую представления у людей о религии, вере и Церкви весьма поверхностные и искаженные. Не всегда люди, именующие себя христианами, ясно осознают, что главная цель христианской жизни — это спасение души, соединение человека с Богом, вхождение в Царство Небесное, а не что-то другое.
В последнее время довольно широко распространилась практика «отчитки бесноватых», которая привлекает очень многих. Представления о ней и раньше были сильно искаженны и мифологизированы, и сегодня они во многом остаются такими. Что же такое отчитка и как к ней относиться?
Отчитка, если сказать кратко, это молитвенная помощь, которую предлагает Церковь одержимым нечистыми духами. Именно Церковь является обладательницей благодатного дара, врученного ей Самим Господом Иисусом Христом, Который, «призвав двенадцать учеников Своих, ...дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Мф. 10, 1). Но Господь также предупреждает: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).
«Диавол ходит, как
рыкающий лев, ища,
кого поглотить...»
Человечество сталкивалось с реальностью существования злых духов с самого начала своего существования. В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов мы видим много упоминаний о бесах, «духах злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), которые противостоят Богу и пытаются всеми способами вредить людям.
Учение Церкви говорит, что бесы могут лишь подталкивать ко злу, но не имеют власти насильно заставить человека совершить грех. Однако иногда бывает, что нечистый дух получает некоторую власть над человеком, парализует его волю, заставляет совершать безумные поступки, выкрикивать хульные или бессвязные слова, мучает физически, зачастую лишает возможности приступать к Таинствам и вообще прикасаться к святыне. В этом случае есть основания говорить об одержимости человека нечистым духом, о бесновании.
Изгнание демонов описано еще в Ветхом Завете, например, в книге Товит. Евангелие свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос изгонял бесов из недужных и предрекал, что его верные ученики и последователи «именем Моим бесов изгонят» (Мк. 16, 17). Апостольская проповедь также сопровождалась изгнанием нечистых духов, которые «из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян. 8, 7).
Помощь одержимым нечистыми духами, заклинание бесов именем Христовым практиковались и в первые века христианства. Древняя апостольская Церковь была богата духовными дарованиями, которые сильно оскудели в наше время. И дело не в том, что благодать отступила от Церкви, а в том, что христиане стали расслабленными духовно и гораздо менее способны к тому, чтобы воспринимать благодатные дары Божии. В древней Церкви существовало особое служение «экзорцистов», «заклинателей», которых даже рукополагали в клирики. В их обязанности входило помогать священнику во время Таинства крещения — читать особые «заклинательные» молитвы. И вообще оказывать помощь одержимым нечистыми духами. Впоследствии этот чин церковнослужителей был упразднен в связи с изменениями в литургической жизни Церкви. В современной практике «запретительные» молитвы в чине оглашения человека, готовящегося принять крещение, читает священник. Так что в определенном смысле сам священник и является тут «экзорцистом». Свт. Игнатий (Брянчанинов) так отвечает в одном из своих писем на вопрос о бесовском наваждении: «никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении».
Известны древние запретительные молитвы, надписанные именами Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых. Известно также «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», которое содержится в Большом Требнике митрополита Петра Могилы. Впрочем, оно не получило большого распространения, в частности потому, что никогда не рассматривалось как единственно возможное в подобных случаях.
Господь открыл нам в Евангелии, что «сей род (бесы — Г.Б.) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). А преподобный Иоанн Пророк говорит так: «Пусть он (бесноватый — Г.Б.) и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо “много может молитва праведного споспешествуема”» (Иак. 5, 16).
Из близких к нам по времени святых, по чьим молитвам исцелялись одержимые, можно назвать прп. Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и многих других. Но никакого специального чина отчитки они, насколько известно, не практиковали. Лишь горячо молились об одержимых, и Господь по их молитвам даровал исцеления. Во все времена христиане в болезнях душевных и телесных прибегали в молитве к помощи святых, Божией Матери, Спасителю и по Промыслу Божию получали просимое. Известно много случаев исцелений от святых мощей, от чудотворных икон Божией Матери.
Молиться об одержимых может любой священник. Но вот как-то особо делать акцент на «отчитке» он имеет право только при наличии благословения на это от своего епископа. И тому есть очень серьезные основания.
«Иисуса знаю,
и Павел мне известен,
а вы кто?»
Предание Церкви свидетельствует о том, что повелевать со властью нечистым духам — это особый дар благодати Божией, который подается только святым людям, одержавшим победу в духовной брани с сатаной. Да и те никогда самочинно не выходили на такое служение, так как считали по смирению, что изгонять бесов — выше их меры. Что сказать в таком случае о нашем времени?
Священник, решившийся отчитывать бесноватых, как бы «вызывает огонь на себя». Бес непременно затаит злобу на своего «обидчика» и будет всячески мстить ему. Если приступать к такому делу без должного рассуждения, оно может обернуться духовной катастрофой как для священника, так и для тех, кому он пытается помочь. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими… Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим».
Очевидно, что к отчитке нельзя прибегать без очень веских к тому оснований. В частности потому, что священнослужитель, обманувшийся относительно своей духовной меры, находится в немалой опасности. В обольщении находятся и люди, доверившиеся такому «чудотворцу». В таком случае церковное священнодействие превращается в театрализованное представление, где главным режиссером является сам дьявол.
За одержимость часто ошибочно принимают истеричность, экзальтацию или душевную болезнь. Поэтому решать вопрос о необходимости отчитки в каждом конкретном случае должен опытный духовник совместно с православными врачами-психиатрами. Но на практике, к сожалению, это происходит далеко не всегда. И вот, больной психически, экзальтированный или просто невежественный человек годами ходит по отчиткам, безо всякой для себя пользы, а иногда получает немалый вред. В то время как путь к исцелению или обретению им внутреннего равновесия принципиально иной.
«Ищите же прежде
Царства Божия…»
Многие люди, страдающие одержимостью (или думающие, что страдают), убеждены, что стали жертвой колдовства. Церковь не отрицает существования колдунов, знающихся с нечистой силой. Но никогда не акцентирует внимание на их деятельности, потому что Церковь обращена к Богу, а не к темным силам. И человеку предлагает ту же обращенность: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54, 23). Живущий по-христиански человек защищен благодатью Божией, и темным силам непросто найти к нему «ключик». В то время как грехи делают человека открытым бесовскому воздействию.
Иногда в отчитке начинают видеть решение всех своих духовных и прочих проблем, панацею на все случаи жизни. Озабоченность поиском «сильного» священника-«экзорциста» затмевает в сознании человека необходимость выстроить свою жизнь по евангельскому образцу. Но отчитка это не «православное целительство», потому что это не есть некое магическое действие, предполагающее гарантированный результат. Отчитка — это молитва Церкви о недужном.
По слову прп. Кассиана Римлянина, «нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как завладев наперед их умами и помышлениями», То есть дьявол чаще всего получает подобную власть не без допущенной человеком погрешности. В Евангелии описано, как Христос, прежде чем явить чудо исцеления расслабленного, говорит: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи» (Мф. 9, 2). Этот пример свидетельствует о том, что любая болезнь находится в непосредственной связи с греховным повреждением природы человека. Так что истинной причиной одержимости могут быть нераскаянные грехи, лежащие на совести впавшего в беснование. В таком случае успешность исцеления человека непосредственно связана с его решимостью очистить свою жизнь от всего греховного.
Господь Свом Промыслом обращает во благо даже само зло. И одержимость может быть дана человеку как спасительный крест для очищения его души. Или являться своего рода увещеванием свыше — для осознания человеком тяжести содеянных грехов, для изменения образа жизни. Прибегнув к Таинствам Церкви — исповеди, причастию, соборованию, выстроив свою жизнь по Евангелию, страдающий одержимостью человек очень часто освобождается от демонского насилия без всякой отчитки. Если не сразу, то постепенно. И наоборот, если он не оставляет греховную жизнь, то даже и изгнанный по молитвам Церкви нечистый дух «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя (снова в человека — Г.Б.), живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 45).
Церковь говорит, что сама по себе одержимость не является грехом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».
К сожалению, на практике сегодня отчитка одержимых часто производит впечатление скорее массового беснования, нежели свидетельства силы Божией и действенности церковных молитв. Бывает, что подобная практика используется как средство для возбуждения интереса к христианству, интереса явно нездорового. И как результат — «на отчитку к старцу» отправляются порой целые автобусы паломников. Подавляющему большинству из них никакая отчитка совершенно не нужна. Это серьезная проблема, которая не раз уже рассматривалась нашим священноначалием.
Не поиск «чудес», а кропотливый труд по очищению своей души от страстей является истинно христианским деланием. Только на этом пути возможны по-настоящему реальные и позитивные, а не эфемерные или пагубные результаты. Господь слышит все наши молитвы. Он знает все, что нам полезно и в чем мы нуждаемся. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 32–33).