выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Культура
Напрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (1677г., иконописец Ивашка и др.)
24 июня 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Иконы XVII века: сто шедевров во дворце Алексея Михайловича

В деревянном Дворце Алексея Михайловича Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) развернул выставку «Иконы эпохи первых царей династии Романовых». В трех небольших залах посетителям демонстрируют 99 шедевров русской иконописи XVII века из собрания МГОМЗ. Впрочем, внимание в экспозиции привлекают не только иконы.

Каждый из трех главных объемных экспонатов вполне мог бы занять главный стенд на самой престижной московской выставке, посвященной деревянному зодчеству. Собранные же вместе, они и вовсе придают событию статус экстра-класса. Два из них происходят из Соловецкого монастыря: это Царские врата, вырезанные мастером Троице-Сергиевой лавры Львом Ивановым во время царствования Михаила Федоровича, и напрестольная сень 1677 в виде восьмигранной короны из Спасо-Преображенского собора.

Походную же церковь из Серпуховского Высоцкого монастыря музей-заповедник демонстрирует вообще впервые. «Основанная князем Владимиром Андреевичем Храбрым в 1374 году обитель в течение нескольких столетий служила местом сбора русских войск для отражения набегов кочевников, - рассказывает главный хранитель МГОМЗ Ольга Полякова. – Эту походную церковь по традиции выносили из монастыря на высокий окский берег для молебна ратников. Мы только что отреставрировали ее, в ней не хватает лишь Казанской иконы Божией Матери (к сожалению, не сохранившейся)».

Собственно же иконы написаны в разное время трудившимися в различных иконописных центрах мастерами, сильно различавшимися по опыту и по профессиональному уровню. Они никогда не принадлежали царям, однако каждая так или иначе связана с занимавшими престол представителями рода Романовых. Вот двухчастная икона Преображения – Сошествия Святого Духа на апостолов. Она попала в музей из московского храма Николы на Щепах – церкви Государева дровяного двора (именно отсюда и происходит «щепной» топоним). Вот храмовая икона церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове (написана в начале XVII века), спасенная при закрытии той первым директором музея «Коломенское» Петром Барановским. Как известно, старший брат Петра Алексеевича Федор почитал Симонов монастырь, располагавшийся тогда на известном нам как Старое Симоново месте, и даже имел в нем собственную келью для уединения. Вот образ Ветхозаветной Троицы со Спасом Вседержителем из Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине, попавший в Коломенское в 1927 году. Представители царского рода Романовых вряд ли когда-либо молились перед этой иконой. Зато на обороте сохранилась надпись, свидетельствующая о ее написании в 1677 году «первым царским изографом» Симоном Ушаковым совместно с Никитой Павловцем по заказу Богдана Хитрово. Этот вельможа возглавлял в те времена Оружейную Палату, а Ознобишино как раз относилось к его родовой вотчине (из упомянутого храма в экспозиции представлена еще одна икона – двухчастная, Воздвижения Господня – Апостола Филиппа).

Естественно, оказалось на выставке и множество икон из храмов бывшего царского села Коломенское и соседних Садовников и Дьякова. Несомненная жемчужина этой части коллекции – прошедшие процедуру научной реставрации Царские врата XVII века из дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. «Что вы чувствуете, когда видите их в окружении других экспонатов?» - спросил корреспондент «ЦВ» нынешнего настоятеля этого храма игумена Алексия (Иванова), пришедшего на открытие выставки. «Чувство одно: забрать, - развел руками о. Алексий. – Но... как???»

Выставка открыта до 27 октября. Адрес: проспект Андропова, 39, вход через КПП-6 (от ст.м. «Каширская»)

24 июня 2013 г. 10:00
Ключевые слова: выставка, икона, Москва, Романовы
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи