выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Культура
Выставка "Живые" в ДК МЭИ
29 мая 2018 г. 19:30
версия для печати версия для печати

«Живые» свидетельства веры в богоборческую эпоху

В ДК МЭИ открылась выставка «Живые», посвященная жизни христиан в послевоенное время. Здесь собраны самодельные иконы, сделанные из фотографий, самиздатские молитвословы, церковные календари и переписанные от руки акафисты, богослужебная литература, редкие экземпляры Священного Писания, изданные в СССР. В особый отдел экспозиции выделены духовные стихи и иные неканонические, но так или иначе отражающие народную религиозность, тексты. Все эти экспонаты создают наглядное впечатление о богоборческой эпохе и служат прямым доказательством того, что несмотря на репрессии и гонения вера в народе оставалась жива. 

      Однажды, в 1960-х годах сотрудники Государственной публичной исторической библиотеки стали свидетелями загадочного явления. Их читальный зал вдруг превратился в места нашествия странной для библиотеки публики - пенсионерок в платочках. Нет, никакого шума бабушки не производили, наоборот, вели себя тихо. Но, как выяснилось, из всего огромного фонда их интерес вызывала только одна книга - Библия. Когда об этом узнали товарищи, ответственные за идеологическое воспитание, то перед администрацией библиотеки встал вопрос об изъятии «Книги книг» из фондов. Но как это можно, если Библия постоянно в ходу у научной общественности? И тогда придумали компромиссный вариант, как в «Ленинке», где читатели находили Библию и другие религиозные книги не по названию в каталоге, а по шифру, передававшемуся из уст в уста. А в Исторической библиотеке просто переместили карточку из ящика с буквой «Х» - «Христос» - в ящик с буквой «Л» - «легенды о Христе». Библия осталась в библиотеке, но потаенно. Если кто-то ее спрашивал, ему говорили: посмотрите в каталоге на букву «Л». Эту и другие любопытные истории можно услышать на экскурсии на выставке «Живые» в ДК МЭИ.
      «Наша небольшая экспозиция в ДК МЭИ состоит из шести тематических разделов: самодельные иконы, предметы религиозного быта (деревянная пасочница, билет на Пасхальное богослужение в Елоховский сбор, фотографии и др.), богослужебная и религиозная литература, в том числе самиздатская, официальные издания Московской Патриархии, Священное Писание в том виде, в каком оно бытовало на пространстве СССР, и народное религиозное творчество», - рассказывает директор музея «Вера и люди в Советском Союзе» Ксения Толоконникова.
       Самодельные иконы, сделанные из раскрашенных фотографий и вставленные в рамки из подручных материалов, простые люди покупали на колхозных рынках. Наличие икон в домах советских граждан в 1950—1980-е годы не было поводом к административному и тем более уголовному преследованию, однако некоторое давление все же ощущалось. Оно было распределено неравномерно: деревенская бабушка вполне могла иметь в своей избе обихоженный красный угол с иконами, лампадой, вербами и т. д., а городским жителям, особенно представителям интеллигентных, «идеологически значимых» профессий (учителя, врачи, научные сотрудники) подобная роскошь была недоступна. Так появлялись потаенные иконостасы в буфетах и шифоньерах. Но чтобы иметь перед глазами священные изображения, интеллигенция покупала репродукции религиозных картин, например, «Явления Христа народу» Иванова. 
       А после того как в 1960 году в СССР торжественно отметили условное 600-летие Андрея Рублева, «прописку» в советском обществе получили и репродукции его икон. Теперь «Троица» за стеклом книжного шкафа ни у кого не вызывала вопросов - тем более, что советские искусствоведы подробно разъяснили широкому зрителю, как именно следует понимать творчество этого «великого художника Древней Руси».  
Особый интерес у заинтересованного посетителя выставки вызовут самиздатские книги, за перепечатку и распространение которых можно было получить тюремный срок. Например, ксерокопия зарубежного репринтного издания «Пути ко спасению» Феофана Затворника или перепечатанные на пишущей машинке молитвословы. Но большей частью молитвы, самой распространенной из которых был 90-й псалом («Живые помощи») переписывались от руки, с разной степенью грамотности и понимания смысла.
И молитвословы, и Священное Писание в Советском Союзе издавались - но далеко не в том количестве, которое могло удовлетворить спрос (характерно, что тираж в выходных данных не указывался). На черном рынке цена «советской» Библии могла доходить до 200 рублей. А покупка дореволюционного издания Священного Писания у букиниста часто была чревата общением с милицией. «Мама одной из наших собеседниц (музей занимается сбором не только артефактов, но и воспоминаний. - Прим. ред.), будучи студенткой психфака МГУ, купила Библию, - продолжает рассказ Ксения Толоконникова. - К ней подошли милиционеры и поинтересовались, зачем ей эта книга. Она быстро нашлась, показав студенческий билет и ответив, что ее интересует психология верующего человека. И встреча с милицией осталась для ее без последствий». 
       Официальными изданиями Московской Патриархии в 1940—1980-е были Журнал Московской Патриархии, церковные календари и сборник «Богословские труды». Последний издавался с 1960 года и представлял собой уникальное для советской эпохи издание. Достать «Труды» простому православному верующему было почти невозможно. Они, будучи изданы мизерным тиражом, почти нигде не продавались, за исключением редчайших мест — так, по воспоминаниям современников, «Богословские труды» можно было встретить в лавке виленского Свято-Духова монастыря.
      «Однако в них публиковались работы, имеющие действительную богословскую ценность и открывавшие перед читателем иную идеологическую, сравнительно с марксистско-ленинской, реальность, - говорит Ксения Толоконникова. - В частности, это были труды священника Павла Флоренского, Владимира Лосского. Такая «безоглядность» редколлегии и снисходительность цензуры объясняется во многом именно тем, что «Труды», изданные гомеопатическим по советским меркам тиражом, просто не могли найти дорогу к широкому читателю и потому были сравнительно безопасны».
      Что касается церковных календарей, то в них наряду с месяцесловом и необходимыми справочными материалами официального характера помещались богослужебные тексты, среди которых преобладали акафисты, — с тем чтобы в какой-то мере компенсировать нехватку богослужебной литературы, предназначенной для храмового и келейного употребления. Издания в основном распространялись в узком церковном кругу — среди людей, профессионально связанных с храмом.
Выставка организована музеем «Вера и люди в Советском Союзе» и храмом прп. Сергия Радонежского в Крапивниках совместно с Национальным исследовательским университетом «МЭИ». Она продлится до 18 июня. Время для свободного посещения - будни с 10 до 18 часов. Кроме того, можно записаться на субботнюю экскурсию по телефону музея: 8 (916) 889-7250.
Адрес выставки: ДК МЭИ (м.Авиамоторная, Энергетический проезд, дом 3, стр. 1). 
Справка
1945 год. В СССР действует 10 243 храма (Украина — 6072, РСФСР — 2297, Белоруссия — 633, Молдавия - 615, Прибалтика — 343. В остальных республиках- 83). 
1957 год. В СССР действует 13 478 храма и молитвенных дома. Число священников и дьяконов - 12 288 человек.
1966 год. В СССР действует 7 523  храма и 16 монастырей.
1967 год. Число состоящих на регистрации священнослужителей — 7410 человек.
В период 1961-1964 гг. в СССР осуждено по религиозным мотивам 1234 человека.  

 

29 мая 2018 г. 19:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи