iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Культура
Фото: patriarchia.ru
14 ноября 2016 г.
версия для печати версия для печати

Игумен Киприан (Ященко): «Наша задача – выловить в мутной воде золотые песчинки»

В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).

-Ваше Высокопреподобие, расскажите, пожалуйста, как создавался фестиваль?

-Более десяти лет назад в храме Христа Спасителя в Зале Церковных соборов состоялся круглый стол, на котором обсуждалась судьба православного кинематографа. В нем участвовали представители государства и Церкви, в числе которых были управляющий делами Московской Патриархии РПЦ Митрополит Калужский и Боровский Климент и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов.

Тогда представители Церкви обратили внимание режиссеров на то, что производимые ими фильмы не только не приближают человека к Богу, но даже не дают ему никаких основ и примеров нравственной и порядочной жизни. В ответ кинематографисты возразили, что кассовое кино для массового зрителя строится на конфликте между добром и грехом. То есть в любом кассовом фильме присутствует определенный набор низменных человеческих страстей. Поскольку представители Церкви были с этим категорически не согласны, кинематографисты предложили нам попробовать создать хоть один такой фильм, который бы учил добру, и пользовался зрительским успехом. Так и родился наш кинофестиваль, как ответ на вызов кинематографического сообщества, потерявшего нравственные ориентиры бытия.

Скоро появился фильм «Остров» (2006 г., реж. Павел Лунгин), а потом фильм «Поп» (2009, реж. Владимир Хотиненко), который посмотрело, соответственно, несколько миллионов зрителей и более трехсот тысяч зрителей. Они не продемонстрировали на экране никакой пошлости. На сегодняшний день таких фильмов очень мало, они появляются не каждый год.

-В чем отличие «Лучезарного ангела» от других православных кинофестивалей?

-Принципиальное отличие в том, что во главе нашего фестиваля стоят священнослужители и миряне, благословленные Святейшим Патриархом: председатель Оргкомитета фестиваля — Светлана Медведева, сопредседатели - министр культуры РФ В.Р. Мединский и архиепископ Верейский Евгений. Кроме того, существует духовный экспертный совет отцов (его возглавляет состав входят протоиереи Владимир Волгин, Александр Ильяшенко, Павел Великанов и другие священнослужители, а также актер Николай Бурляев и сценарист Лев Чернявский), который соборно решает, подходит ли тот или иной фильм для фестиваля. Решение о включении в конкурс принимают как минимум три священника.
Отбор проходит в три этапа. Сначала привлекаются фильмы, которые с точки зрения профессиональных отборщиков-киноведов обладают необходимым художественным уровнем, затем священство рассматривает их с точки зрения духовных достоинств. В конце формируется программа фестиваля - определяются фильмы на конкурс (таких около 80-и) или для специального показа.

-Где можно посмотреть эти фильмы после фестиваля?

-К сожалению, их можно увидеть только на кинофестивалях в других городах. 80-90% фильмов, которые демонстрируются у нас на фестивале, не ставят в прокат, и их не покупают телепродюссеры. Например, в прошлом году победителем фестиваля стал фильм «Находка» (2015, реж. В. Демент, в главной роли Алексей Гуськов), который купили Китай и Франция, но в России он почти нигде не демонстрировался. Несмотря на его глубину и мастерскую игру актеров, он так и не вышел в широкий прокат. К счастью, сегодня его можно найти в Интернете.

-В чем достоинства фильмов, о которых вы говорите?

-В том, что их можно посмотреть до конца без ущерба для своей души. И с этой точки зрения, таких фильмов сегодня, на мой взгляд, один из тысячи. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы выловить в мутной воде золотые песчинки.

-В наше время очень актуальна проблема возрождения семейного кинематографа. Чем тут помог «Лучезарный ангел»?

-Благодаря «Лучезарному ангелу» и другим православным кинофестивалям отобрано около двадцати тысяч фильмов разных лет, которые соответствуют христианскому мировоззрению и подходят для семейного просмотра. Теперь остается создать механизм их распространения. Вероятнее всего он должен быть связан с каким-то интернет-порталом, на котором можно было бы посмотреть такие фильмы без посредника в лице федерального канала и кинопроката.
Мы связываем надежды с конкурсом видео в интернете «Доброе кино», презентация которого состоялась в этом году на фестивале

-Недавно в Издательском совете на круглом столе, посвященном теме современного христианского кинематографа, митрополит Климент предложил снимать фильмы о новомучениках. Как вы расцениваете перспективу появления образов новомучеников в современном художественном кинематографе?

-Прекрасный призыв. Мы уже откликнулись на него: создали документальные фильмы «Отец Арсений», «Первый новомученик Митрополит Владимир» и другие. Думаю, что если бы удалось включить номинацию «Создание фильмов о новомучениках» в конкурс «Православная инициатива», то многие режиссеры и сценаристы проявили бы к этому еще больший интерес. Победители номинации могли бы получать значительные суммы на производство таких фильмов. Например, в рамках нашего фестиваля победитель в номинации «За лучший сценарий» получает два миллиона рублей. Это исключительный пример, таких сумм нет ни в одном аналогичном конкурсе. Да, шедевры пока не появились, но есть неплохие сценарии. К сожалению, из-за отсутствия финансирования на съемки и монтаж, они все ложатся «на полку», так сказать, до лучших времен. Но если есть призыв снимать фильмы о новомучениках, то приглашаю всех подумать над тем, как это можно сделать, просмотрев внимательно всю цепочку: идея- сценарий- съёмка- монтаж- экспертиза- обретение массового зрителя. Хотелось бы пожелать читателям вашего журнала с помощью возможностей международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», киноконкурсов «Доброе кино», «Мы сами снимаем кино» и других творческих инициатив самим поучаствовать в создании нового доброго кино, помочь чтобы лучшие фильмы нашли доброго зрителя, добрых кинопракатчиков, добрых руководителей телевизионных каналов, добрых конструкторов интернет-пространства. В добрый путь всем, кто стремится к добродетелям и лучезарной ангельской жизни.

 

Елизавета Филатова
14 ноября 2016 г.
Ключевые слова: кино
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи