выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Культура
Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII в. Россия. Холст, шелк, золотные, серебряные, шелковые нити, канитель, шитье. Музей им. А. Рублева
ЖМП № 7 июль 2024 /  16 августа 2024 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Образ, созданный нитью

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Живопись нитью». Этот уникальный выставочный проект впервые представляет произведения XV — середины XX века, выполненные из ткани в технике лицевого шитья, из музейных и частных собраний: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. PDF-версия.

— Лицевое шитье — древнее церковное искусство, — рассказывает куратор выставки, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея Елена Давыдова. — В Евангелии сказано, что Богоматерь вышивала катапетасму — храмовую завесу. В Россию это искусство пришло из Византии. Оно мало известно широкому зрителю, поскольку это редкие экспонаты в музейных экспозициях. Из-за особенности техники изготовления и материалов, а также в силу того, что они использовались в богослужебном обиходе, эти уникальные произведения быстро разрушались. Поэтому до нашего времени их дошло немного.

Расцвет искусства лицевого шитья в России пришелся на XVII столетие. Лицевое шитье было занятием элитарным, так как материалы — шелковые ткани и нити — привозили в основном из Италии, поэтому стоили они дорого. И сам труд вышивальщиц (по преимуществу занимались этим женщины) был невероятно кропотливым. К примеру, плащаницу могли вышивать от одного года до трех лет. 

Лицевое шитье развивалось при дворах монархов, феодальной знати и в связанных с ними женских монастырях, а также в богатейших купеческих семьях. Работали вышивальщицы в светлицах — самых светлых комнатах на верхних этажах зданий.

Наиболее известными были царицыны мастерские, которыми руководили государыни. Они определяли сюжет будущего произведения, особенности шитья, подбор нитей, колористическое решение произведения, выбор знаменщика — профессионального иконописца, который знаменовал, то есть изображал, рисунок. Чаще всего это были мужчины. 

— В XVII веке с монаршими мастерскими начинают соперничать мастерские состоятельных семей — Строгановых, Милославских, Гурьевых, Бутурлиных, — поясняет Елена Давыдова. — Промышленники Строгановы, которые заработали свой капитал, торгуя солью, могли привлекать лучших московских и новгородских мастериц. В их северной вотчине в Сольвычегодске было создано множество произведений, представляющих все виды церковных тканей с лицевым шитьем. В мастерской Анны Ивановны Строгановой (1650–1675) лицевое золотное шитье было доведено до высочайшего уровня мастерства. На выставке представлены два произведения этой мастерской: фрагмент «Спас Нерукотворный», который переложен на новую реставрационную основу (вероятно, это была подвесная пелена), и палица с сюжетом «Рождество Богородицы». 

Древнейшим экспонатом выставки является палица 1438–1439 годов «Воскресение — Сошествие во ад» из собрания Музея имени Андрея Рублева. Она была вложена в Спасо-Андроников монастырь на помин души княгиней Ульяной Михайловной, вдовой углицкого князя Василия Владимировича, сына героя Куликовской битвы серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича Храброго, о чем свидетельствует вкладная надпись. 

— Мы видим изящные силуэты фигур, гармоничную компоновку округлых линий, по которой можно сказать, что этот рисунок принадлежит, вероятно, художнику, продолжавшему традиции преподобного Андрея Рублева, — поясняет Елена Давыдова. — Это не случайно, поскольку палица предназначалась для монастыря, где подвизался и около 1430 года был похоронен иконописец. У этого уникального экспоната интересная история возвращения. В конце 1970-х годов в Спасо-Андроников монастырь (тогда уже музей) палицу принес частный посетитель и предложил ее выкупить.

К наиболее интересным экспонатам относится небольшого размера пелена с образом святителя Филиппа, митрополита Московского, которую предоставил Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» из Сергиева Посада. Вероятнее всего, это первая пелена с образом святителя, поскольку она была создана вскоре после перенесения мощей митрополита в 1652 году из Соловецкого монастыря в Москву, в Успенский собор в Кремле. Образ создан после канонизации подвижника на основе иконы, написанной Симоном Ушаковым в 1653 году. Возможно, эта пелена подвешивалась к иконе Ушакова, поскольку известно, что пелены повторяли образы икон. 

Создатели выставки особо отмечают самоотверженный труд реставраторов, которые буквально по крупицам собирали многие памятники лицевого шитья, дошедшие до нас в ветхом состоянии. Во многом благодаря их труду появилась возможность представить широкому зрителю эту самобытную часть русского искусства и культуры. 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Живопись нитью» продлится до 8 сентября 2024 года.

 

 

16 августа 2024 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наша сила в духовном и гражданском единстве
Скадовская епархия была образована в декабре 2023 года и объединила приходы, расположенные в западной части Херсонской области на левом берегу Днепра. Эта территория находится под контролем Вооруженных сил России, но из-за постоянных обстрелов со стороны Украины страдают и гибнут мирные жители, разрушаются их дома. Дроны противника здесь целенаправленно охотятся за врачами местных больниц, бригадами скорой помощи, нарядами МЧС, ударяя по тем, кто приходит людям на помощь. Тем не менее жизнь на этой земле продолжается, развивается не только инфраструктура и социально-экономическая сфера, но и духовная. Как сегодня строится работа епархии, каковы приоритеты и особенности ее духовного служения, рассказал епископ Скадовский и Алешкинский Филарет. PDF-версия.    
21 октября 2025 г. 14:30