выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Культура
Михаил Кеслер на презентации сборника "Русский храм. XXI век"
17 января 2014 г. 21:07
версия для печати версия для печати

Вышел в свет сборник «Русский храм. XXI век»

Презентация сборника состоялась 16 января в Музее архитектуры им. Щусева в рамках рождественского фестиваля «Дары». Архитекторы, духовенство, искусствоведы, журналисты, гости, посетившие мероприятие, говорили о проблемах сочетания традиции и новаторства храмовой архитектуры, о решении задачи функциональности храма, изъянах профессионального образования для архитекторов, значении духовного опыта, формирующего архитектурную традицию каждой эпохи. 

Сборник подготовлен к печати редакцией журнала «Храмоздатель» (специализированное приложение к «Журналу Московской Патриархии» о церковной архитектуре и строительстве) и открывает новую издательскую серию “Библиотека журнала «Храмоздатель»”. Составители сборника - архитектор Михаил Кеслер и историк, филолог Валерий Байдин. Среди его авторов - архитекторы, священники, историки и искусствоведы России и Русского зарубежья. Предисловие написал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Издание сборника приурочено к завершающему этапу открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», проходившему в Москве в сентябре-декабре 2013 года. 

«Работая над проектом, мы пытались найти ответ на вопрос, что дает церковному искусству, церковной архитектуре наше время, которое мы привычно называем церковным возрождением, - отметил на открытии презентации ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, - каким оно запомнится будущим поколениям. И одна из задач сборника — просветительская: воспитание не только вкуса, но и воспитание церковной и профессиональной аудитории». Переступая порог храма, человек приобщается не только литургической жизни и Таинствам Церкви, но и великому культурному наследию и сокровищам православной культуры. «Предполагается, что человек сразу начинает читать и понимать язык иконы, устройство храма и формы организации приходской или монашеской жизни… К сожалению, это не так. «Само по себе» это не происходит», - подчеркнул он.

Фокусом в размышлениях о том, как организовать внутреннее пространство храма, должна быть Литургия, убежден настоятель храма преп. Сергия Радонежкого в Семхозе, священник Виктор Григоренко: «Мы должны понимать, что на богослужении нет никаких тайных молитв, что для священника чрезвычайно важно чувствовать, что рядом с ним стоят его братья и сестры во Христе. Поэтому это пространство должно быть доступным для видимости, должны быть низкие царские врата и эта тенденция сейчас есть, когда алтарь отделяют от молящихся алтарные преграды, как было на Руси до XV века». Один из составителей сборника, архитектор Михаил Кеслер отметил, что современным архитекторам, занимающимся проектированием храмов с одной стороны не хватает образования, а с другой у них нет понимания связи между традицией и новаторством. «В сборнике представлены разные мнения, - уточнил Михаил Кеслер, - но безусловно все авторы склоняются к тому, что традиция – свята и требует бережного отношения. С другой стороны, не надо замыкаться на ней, следуя конкретным стилям прежних эпох. Необходимо живо, творчески развивать ее, как это всегда было в русской храмовой архитектуре, которая всегда предлагала новые решения в духе времени, но при этом оставаясь в русле канонической традиции».

Развивая мысль Михаила Кеслера, доктор архитектуры, зав.кафедрой реконструкции и реставрации МАРХИ Алексей Щенков предложил свое видение проблемы взаимодействия новаторства и традиции. По его мнению, дело не в традиции как таковой, а в том духовном опыте, который сформировал эту традицию. «Разные эпохи разными средствами создавали свои версии образа православного храма, которые до сих пор существуют как определенные образцы, - считает Алексей Щенков. - Но взять и сделать что-то новое вне такого духовного опыта - абсолютно безнадежная задача. Новое появится, конечно, но это вряд ли будет отвечать образу и характеру православного храма. Это может получиться только на основе опыта». Но этот опыт должен быть плодом творческого осмысления архитектуры современного храма авторами проектов, их коллег архитекторов, духовенства и искусствоведов. Самая большая опасность, по мнению выступающего, это внешняя формализация образа храма, поиск формы как таковой, если он не основан на духовном опыте. 

В ходе обсуждения выделились две основные темы, вокруг которых шел разговор. Одна, как уже было сказано - это традиция и современность православного храма, его гармоничное сочетание с городским ландшафтом, а другая - внутренняя функциональность храма, его ориентированность на нужды прихода. Иначе говоря, храм должен быть удобен для прихожан и приспособлен для внелитургической деятельности. Этой темы коснулся профессор МАРХИ, почетный архитектор России Сергей Кузнецов. В современном храме должны быть подсобные помещения, где могли бы вести церковную деятельность группы активных прихожан, считает он. Если мало земли, нужно продумать, как эти помещения разместить в одном объеме. То же самое касается гардероба, комнаты для мам и малышей, размещения купелей для крещения взрослых. «Сегодня Русь крестится заново. Взрослые люди крестятся полным погружением, следовательно нужны и соответствующие купели. Вопрос, как их встроить в храм, чтобы не приходилось таскать из одного угла в другой. Образ православного храма формируется в том числе исходя из решения этих проблем»,- считает Сергей Кузнецов.

Сборник "Русский храм. XXI век" - первое современное издание, в котором собраны статьи по храмовой архитектуре России и Русского зарубежья. Цель проекта - привлечение внимания церковной и светской культурной общественности к состоянию современной храмовой архитектуры в России, поиску выходов из замкнутого круга исторических стилизаций, творческому осмыслению проблемы новизны в церковном зодчестве. Организаторами презентации выступил «Журнал Московской Патриархии» и оргкомитет Рождественского фестиваля «Дары». Разговор на тему образа современного православного храма будет продолжен 23 января в Центральном Доме архитектора (ул. Гранатный пер. д.7) в 15-00, где все желающие смогут не только принять участие в обсуждении проектов конкурса, но и увидеть их.

Приобрести сборник можно сборник можно в магазине «Православная книга» по адресу ул. Погодинская, 18, , тел .(499) 245-30-68.

17 января 2014 г. 21:07
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30