iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Культура
Фото ЦМиАР
27 августа 2020 г. 11:22
версия для печати версия для печати

Святыня как путеводитель

ХРИСТИАНСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ РЕЛИКВИИ НА ВЫСТАВКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Обычай посещать святые места в Православии известен с глубокой древности, и Русь не исключение. Впрочем, очень долго поклонение вселенским христианским святыням оставалось у наших предков уделом избранных – людей или очень богатых, или принадлежавших к военной либо дипломатической элите. И даже в этих сравнительно узких кругах побывать, к примеру, в Палестине считалось невероятным везением и знаком особой Божией милости. Лаконичная экспозиция в зале временных выставок Музея им. Андрея Рублева предлагает вниманию посетителей связанные с дальними странствиями святыни более позднего Нового времени, когда паломничество стало осознаваться как неотъемлемый атрибут культуры верующего человека.

Выстроенный по географическому принципу экспозиционный ряд в первую очередь привлекает внимание иконописными и резными памятниками, происходящими с Афона и из Святой Земли. Самые разные по технике и использованным материалам, по стилю и манере исполнения, по уровню профессионализма авторов-мастеров, эти произведения дают представление о невероятно широкой гамме мемориальных реликвий, которые богомольцы привозили на Родину. «Паломничество длилось долго, странники везли собой и одежду, и пропитание, поэтому сами такие предметы – их на греческий манер называли евлогии – как правило, исполнялись легкими и небольшими по размеру, – говорит автор выставки заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений музея Жанна Белик. – Наряду с запечатленным евангельским сюжетом собственную значимость в глазах заказчиков приобретали материалы местного происхождения. Так, Гроб Господень традиционно изображали на мраморе, масличном древе или кипарисе, Святую Троицу – на дубе, Крещение – на камне-голыше из иорданских вод, Рождество Христово – на раковинах очень твердого и одновременно хрупкого перламутра».

Иногда же сам факт паломничества побуждал к созданию какой-то особенной мемориальной святыни. В начале ХХ века безвестный странник заказал московским мастерам икону Успения Божией Матери – похоже, обычную для того времени (вместе с фигурами Спасителя, двух архангелов и одиннадцати апостолов), если бы не одна деталь. В нее вставлена привезенная со Святой Земли Плащаница с ликом почившей Богородицы. Довольно точная копия (разумеется, уменьшенная) шитого образа, с которым в то время устраивали крестные ходы по Святому Граду, таким образом становилась своеобразной иконой в иконе и приобретала вторую жизнь. C одной стороны, она напоминала верующему о далеком путешествии, а с другой, оставалась объектом молитвенного почитания. Из той же серии и написанная в афонском Пантелеимоновом монастыре икона Архангела Михаила с дарственной надписью «В честь плавания на броненосце в Адриатическом море Великого князя Михаила Николаевича». Двоюродный дедушка последнего российского монарха посещал греческие земли в 1900 году в 67-летнем возрасте. И явно нетиражный, весьма высокий уровень исполнения позволяет предположить, что икону афониты преподнесли на память именно представителю императорской семьи или кому-то из его ближайшего окружения.

Не следует думать, будто подобный обычай остался в далеком прошлом. «Около десяти лет назад на Афоне вместе с редактором одной из афинских газет мы вознамерились разыскать место старой русской мельницы, где трудился Силуан Афонский. Район поисков был очерчен весьма смутно. Мы располагали лишь воспоминаниями очевидцев, что преподобный Силуан нес на себе мешки с зерном около 10-15 километров от пристани, – вспоминает московский коллекционер икон Андрей Кириков, собирающий также и связанные с земной жизнью угодников Божиих раритеты. – Изрядно поблуждав, мы обнаружили полностью заросшую просеку, по которой и вышли к разрушенной мельнице. Все деревянные постройки, изделия и механизмы оказались изъедены жучком. На камне я нашел единственную целую деталь – втулку от мельничного жернова, которую вместе со старым гвоздем для верхней одежды прихватил с собой. В скиту Буразери невероятно повезло: заказчик готовой иконы преподобного Силуана не стал ее выкупать, и ее разрешили приобрести мне. Уже дома я заказал ярославским мастерам раму, куда попросил вмонтировать втулку и гвоздь. Так иконы стала зримым напоминанием о земном послушании святого и одновременно вместилищем предметов, к которым он, возможно, прикасался».

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ МАТЕРИАЛА ЧИТАЙТЕ В ОДНОМ ИЗ БЛИЖАЙШИХ НОМЕРОВ "ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ"

Выставка открыта до 2 октября

27 августа 2020 г. 11:22
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15