выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Документы
епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий
ЦВ № 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Гурий: В наши дни в Русской Церкви происходят удивительные события

6 ноября за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского.

 

Слово архимандрита Гурия (Федорова) при наречении во епископа Арсеньевского и Дальнегорского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!

Богоносные и богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!

Господь Милосердный призвал меня, недостойного, к высокому епископскому служению в Русской Православной Церкви и, подобно святым апостолам, посланным во вся концы вселенныя для проповеди слова Божиего, направил послужить Ему и Церкви Своей на восточном краю нашей Родины — в Приморском крае.

Оглядываясь на прожитые мною годы, осознаю, что Господь всегда был рядом. С детских лет меня не устраивала материалистическая атмосфера, в которой находилось наше общество. Поэтому мои юношеские годы были наполнены поисками Бога в различных религиозных учениях и философиях. Однако встреча с Ним произошла при размышлении над прочитанным святым Евангелием. После воцерковления прислуживал в храме, читал и распространял духовную литературу, говорил и думал только о Боге. В эти дивные годы Божественной любви и подвигов мне довелось окормляться у духоносных лаврских старцев. Троице-Сергиева лавра стала мне монашеской родиной, а Преподобный Сергий — духовным примером на всю жизнь. Небесным моим покровителем при постриге стал святитель Гурий, архиепископ Казанский, много потрудившийся на ниве христианского просвещения на восточных рубежах тогдашней Руси.

Значительной вехой в моей жизни стало пятилетнее иподиаконское служение в сане иеродиакона у Святейшего Патриарха Алексия II. Его миротворческое святительское служение и неустанные подвиги стали для меня добрым примером служения в Церкви Христовой.

В наши дни в Русской Церкви происходят удивительные события. Увеличивается количество епархий, и правящие архиереи становятся ближе и доступней к своей пастве. Эти позитивные изменения укрепляют и активизируют нашу церковную жизнь, усиливают ее влияние в обществе. Особенно вдохновляют верных чад Церкви труды ее Предстоятеля.

Ваше Святейшество! Глядя на Вашу неутомимость и решительность в принятии решений во благо Церкви и быстроту в выполнении поставленных задач, приходят рассуждения о том, что плоды прогресса и цивилизации, такие как транспорт, средства коммуникации и другие, могут приносить людям духовную пользу и способствовать благовествованию, если находятся в добрых руках.

Господь сподобил меня, имеющего архитектурное образование, участвовать в воссоздании Храма Христа Спасителя и в возрождении других храмов и обителей, а также заниматься приходской жизнью. Вспоминая чудеса Господни и милости по устроении святынь, понимаешь, что это было бы невозможно без помощи Божией, архипастырского благословения и соборного участия всей Церкви.

Епископское служение высокое и неудобоносимое. Каждого христианина Господь призывает ко крестоношению, и мне, немощному, Бог вверяет крест архиерейства. Нести же надо будет не только свой крест, но и деятельно заботиться о своей пастве, по слову Божию: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2), а если надо, то и душу свою положить за овцы (Ин. 10, 11).

Ваше Святейшество! Благодарю Вас за оказанное мне великое доверие и прошу Ваших первосвятительских молитв и благословения на дело моего служения, а также поддержки и покровительства в становлении новообразованной епархии.

Со смирением и почтением кланяюсь и вам, богомудрые архипастыри Божии! Да укрепит меня Господь в соблюдении святоотеческих канонов и уставов, быть верным богозаповеданному единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви и смиренно нести свое послушание.

С благоговением прошу Всемилостивого Бога, да укрепит меня, немощного, в предстоящем подвиге и даст мне сил, мудрости и терпения. С покорностью приемлю данное мне послушание, смиренно преклоняю главу и ничтоже вопреки глаголю.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Гурию, епископу Арсеньевскому и Дальнегорскому

Преосвященный епископ Гурий!

Ныне, в славный день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», великою милостью Божией и наитием Духа Святаго, призываемого сонмом твоих собратьев-архипастырей в возложении их рук на твою главу, ты возведен на высшую иерархическую ступень служения Господу, Его Церкви и людям Его.

Веруем и исповедуем: в тайнодейственном поставлении нового пастыря стада Христова соборно соучаствуют и ликовствуют Церковь Небесная и Церковь земная, свидетельствуя, что Господь избрал Себе мужа по сердцу Своему (1 Цар. 13, 14). Тебе Он препоручает наставлять и вести ко спасению Его словесных овец, ибо дал тебе священство в народе (ср.: Сир. 45, 8).

Будь же управителем сердечным, твердым и мудрым, дабы не посрамить, но возвеличить дело Божие в пределах Арсеньевских и Дальнегорских, дабы не расточить, но приумножить передаваемое в твои руки великое духовное достояние нашей Церкви в далеком Приморском крае. Да обретешь ты своими неленостными и многоразличными трудами на ниве Господней любовь паствы, а при завершении твоего земного служения — добрый ответ на Страшном суде Христовом.

Итак, как человек, как монах и как архиерей ты троекратно призываешься действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудрено ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8). Только при условии следования этому призыву ты заслужишь право в немногих, но бесконечно весомых словах засвидетельствовать в сердце своем вслед за апостолом Павлом: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами.

Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал (1 Тим. 4, 6).

В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии.

Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Всё остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, всё это негодно и презренно в очах Божиих».

По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

Будь же достоин этого призвания и ответственности пред Господом и Его народом. Помни также, что стоящих перед тобою высоких целей ты сможешь достигнуть, соделавшись верным соработником, единомысленным и неленостным сослужителем Высокопреосвященнейшего Вениамина, возглавляющего Приморскую митрополию, в которую входит окормляемая тобою Арсеньевская и Дальнегорская епархия.

Град Арсеньев, где будет утверждена твоя кафедра и где предстоит проходить твоему архиерейскому служению, — это город учащейся молодежи. Поэтому посреди твоих трудов не забывай о том, что работа с подрастающим поколением определена Церковью как одна из ее приоритетных задач, ибо за молодыми людьми — будущее русского православия.

Помни и о том, что социальная работа Церкви есть ее милосердный ответ тем, кто обращается к ней с последней надеждой.

Наконец, не оставляй и не ослабляй твоего архипастырского попечения о возвращении в стадо Христово тех заблудших душ, что погибают для спасения, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Мы знаем, что именно в тех краях ввиду отсутствия в течение долгих десятилетий должного количества приходов появилось много таких, кто совращал русских православных людей в секты и в прочие беззаконные и неблагодатные сообщества. И тебе надлежит трудиться, чтобы вновь вернуть наших православных людей в ограду Соборной Апостольской Церкви, где действием Святаго Духа и совершается спасение.

Прими же сей жезл как видимый символ трудности предстоящего тебе духовного восхождения и равным образом отеческой власти над твоими духовными чадами.

И от полноты преизбыточествующей благодати Божией, ныне таинственно почившей на тебе, благослови народ православный, молитвенно соучаствовавший в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (Владислав Альбертович Федоров) родился 8 ноября 1960 г. в г. Калининграде (ныне г. Королев) Московской обл. в семье служащих. В 1985 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1986–1989 гг. — алтарник и чтец в церкви Преображения Господня на Краснобогатырской улице г. Москвы. 8 апреля 1990 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество. 21 сентября 1990 г. епископом Бендерским Викентием рукоположен во иеродиакона. В 1990–1995 гг. нес послушание старшего иподиакона у Святейшего Патриарха Алексия II.

В 1994–2000 гг. входил в рабочую группу по проектированию и строительству Храма Христа Спасителя.

С 1994 г. — помощник ключаря Храма Христа Спасителя. 8 ноября 1995 г. рукоположен во иеромонаха.  С 1998 г. — преподаватель церковного искусства Николо-Перервинской семинарии г. Москвы. С 2000 г. — настоятель храма вмч. и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД» г. Москвы.  В 2005 г. назначен настоятелем патриаршего Предтеченского подворья в селе Сумарокове Рузского р-на Московской обл. В 2006 г. окончил Московскую духовную академию.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 133) избран епископом Арсеньевским и Дальнегорским.

27 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

 

29 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00