выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Документы
епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий
ЦВ № 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Гурий: В наши дни в Русской Церкви происходят удивительные события

6 ноября за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского.

 

Слово архимандрита Гурия (Федорова) при наречении во епископа Арсеньевского и Дальнегорского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!

Богоносные и богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!

Господь Милосердный призвал меня, недостойного, к высокому епископскому служению в Русской Православной Церкви и, подобно святым апостолам, посланным во вся концы вселенныя для проповеди слова Божиего, направил послужить Ему и Церкви Своей на восточном краю нашей Родины — в Приморском крае.

Оглядываясь на прожитые мною годы, осознаю, что Господь всегда был рядом. С детских лет меня не устраивала материалистическая атмосфера, в которой находилось наше общество. Поэтому мои юношеские годы были наполнены поисками Бога в различных религиозных учениях и философиях. Однако встреча с Ним произошла при размышлении над прочитанным святым Евангелием. После воцерковления прислуживал в храме, читал и распространял духовную литературу, говорил и думал только о Боге. В эти дивные годы Божественной любви и подвигов мне довелось окормляться у духоносных лаврских старцев. Троице-Сергиева лавра стала мне монашеской родиной, а Преподобный Сергий — духовным примером на всю жизнь. Небесным моим покровителем при постриге стал святитель Гурий, архиепископ Казанский, много потрудившийся на ниве христианского просвещения на восточных рубежах тогдашней Руси.

Значительной вехой в моей жизни стало пятилетнее иподиаконское служение в сане иеродиакона у Святейшего Патриарха Алексия II. Его миротворческое святительское служение и неустанные подвиги стали для меня добрым примером служения в Церкви Христовой.

В наши дни в Русской Церкви происходят удивительные события. Увеличивается количество епархий, и правящие архиереи становятся ближе и доступней к своей пастве. Эти позитивные изменения укрепляют и активизируют нашу церковную жизнь, усиливают ее влияние в обществе. Особенно вдохновляют верных чад Церкви труды ее Предстоятеля.

Ваше Святейшество! Глядя на Вашу неутомимость и решительность в принятии решений во благо Церкви и быстроту в выполнении поставленных задач, приходят рассуждения о том, что плоды прогресса и цивилизации, такие как транспорт, средства коммуникации и другие, могут приносить людям духовную пользу и способствовать благовествованию, если находятся в добрых руках.

Господь сподобил меня, имеющего архитектурное образование, участвовать в воссоздании Храма Христа Спасителя и в возрождении других храмов и обителей, а также заниматься приходской жизнью. Вспоминая чудеса Господни и милости по устроении святынь, понимаешь, что это было бы невозможно без помощи Божией, архипастырского благословения и соборного участия всей Церкви.

Епископское служение высокое и неудобоносимое. Каждого христианина Господь призывает ко крестоношению, и мне, немощному, Бог вверяет крест архиерейства. Нести же надо будет не только свой крест, но и деятельно заботиться о своей пастве, по слову Божию: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2), а если надо, то и душу свою положить за овцы (Ин. 10, 11).

Ваше Святейшество! Благодарю Вас за оказанное мне великое доверие и прошу Ваших первосвятительских молитв и благословения на дело моего служения, а также поддержки и покровительства в становлении новообразованной епархии.

Со смирением и почтением кланяюсь и вам, богомудрые архипастыри Божии! Да укрепит меня Господь в соблюдении святоотеческих канонов и уставов, быть верным богозаповеданному единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви и смиренно нести свое послушание.

С благоговением прошу Всемилостивого Бога, да укрепит меня, немощного, в предстоящем подвиге и даст мне сил, мудрости и терпения. С покорностью приемлю данное мне послушание, смиренно преклоняю главу и ничтоже вопреки глаголю.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Гурию, епископу Арсеньевскому и Дальнегорскому

Преосвященный епископ Гурий!

Ныне, в славный день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», великою милостью Божией и наитием Духа Святаго, призываемого сонмом твоих собратьев-архипастырей в возложении их рук на твою главу, ты возведен на высшую иерархическую ступень служения Господу, Его Церкви и людям Его.

Веруем и исповедуем: в тайнодейственном поставлении нового пастыря стада Христова соборно соучаствуют и ликовствуют Церковь Небесная и Церковь земная, свидетельствуя, что Господь избрал Себе мужа по сердцу Своему (1 Цар. 13, 14). Тебе Он препоручает наставлять и вести ко спасению Его словесных овец, ибо дал тебе священство в народе (ср.: Сир. 45, 8).

Будь же управителем сердечным, твердым и мудрым, дабы не посрамить, но возвеличить дело Божие в пределах Арсеньевских и Дальнегорских, дабы не расточить, но приумножить передаваемое в твои руки великое духовное достояние нашей Церкви в далеком Приморском крае. Да обретешь ты своими неленостными и многоразличными трудами на ниве Господней любовь паствы, а при завершении твоего земного служения — добрый ответ на Страшном суде Христовом.

Итак, как человек, как монах и как архиерей ты троекратно призываешься действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудрено ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8). Только при условии следования этому призыву ты заслужишь право в немногих, но бесконечно весомых словах засвидетельствовать в сердце своем вслед за апостолом Павлом: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами.

Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал (1 Тим. 4, 6).

В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии.

Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Всё остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, всё это негодно и презренно в очах Божиих».

По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

Будь же достоин этого призвания и ответственности пред Господом и Его народом. Помни также, что стоящих перед тобою высоких целей ты сможешь достигнуть, соделавшись верным соработником, единомысленным и неленостным сослужителем Высокопреосвященнейшего Вениамина, возглавляющего Приморскую митрополию, в которую входит окормляемая тобою Арсеньевская и Дальнегорская епархия.

Град Арсеньев, где будет утверждена твоя кафедра и где предстоит проходить твоему архиерейскому служению, — это город учащейся молодежи. Поэтому посреди твоих трудов не забывай о том, что работа с подрастающим поколением определена Церковью как одна из ее приоритетных задач, ибо за молодыми людьми — будущее русского православия.

Помни и о том, что социальная работа Церкви есть ее милосердный ответ тем, кто обращается к ней с последней надеждой.

Наконец, не оставляй и не ослабляй твоего архипастырского попечения о возвращении в стадо Христово тех заблудших душ, что погибают для спасения, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Мы знаем, что именно в тех краях ввиду отсутствия в течение долгих десятилетий должного количества приходов появилось много таких, кто совращал русских православных людей в секты и в прочие беззаконные и неблагодатные сообщества. И тебе надлежит трудиться, чтобы вновь вернуть наших православных людей в ограду Соборной Апостольской Церкви, где действием Святаго Духа и совершается спасение.

Прими же сей жезл как видимый символ трудности предстоящего тебе духовного восхождения и равным образом отеческой власти над твоими духовными чадами.

И от полноты преизбыточествующей благодати Божией, ныне таинственно почившей на тебе, благослови народ православный, молитвенно соучаствовавший в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (Владислав Альбертович Федоров) родился 8 ноября 1960 г. в г. Калининграде (ныне г. Королев) Московской обл. в семье служащих. В 1985 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1986–1989 гг. — алтарник и чтец в церкви Преображения Господня на Краснобогатырской улице г. Москвы. 8 апреля 1990 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество. 21 сентября 1990 г. епископом Бендерским Викентием рукоположен во иеродиакона. В 1990–1995 гг. нес послушание старшего иподиакона у Святейшего Патриарха Алексия II.

В 1994–2000 гг. входил в рабочую группу по проектированию и строительству Храма Христа Спасителя.

С 1994 г. — помощник ключаря Храма Христа Спасителя. 8 ноября 1995 г. рукоположен во иеромонаха.  С 1998 г. — преподаватель церковного искусства Николо-Перервинской семинарии г. Москвы. С 2000 г. — настоятель храма вмч. и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД» г. Москвы.  В 2005 г. назначен настоятелем патриаршего Предтеченского подворья в селе Сумарокове Рузского р-на Московской обл. В 2006 г. окончил Московскую духовную академию.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 133) избран епископом Арсеньевским и Дальнегорским.

27 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

 

29 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00