iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Документы
ЦВ № 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Николай: В великом смущении и трепете стою ныне пред вами

1 сентября за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе Магадана Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского.


Слово архимандрита Николая (Дутки) при наречении во епископа Находкинского
и Преображенского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

Божиим смотрением и избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода определено мне, недостойному, быть епископом Церкви Христовой.

В великом смущении и трепете стою ныне пред вами, памятуя о том, как Преподобный Сергий, подобно великим святым Церкви Божией, будучи твердым в вере и сильным в духе, стяжав обильные дары Святого Духа, и тот страшился высоты этого служения, со смирением отказываясь от предложения стать на ступень архиерейского служения.

Надеясь на Бога и памятуя Его слова, обращенные к пророку Исаие: Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9–10), прошу Всевышнего о Его неоскудеваемой помощи ко мне, грешному.

Что же могу сказать о себе и чем похвалиться, разве только немощами своими. Кто-то может сказать, что это исповедание духовной нищеты, постоянно повторяющееся в подобных случаях, есть только дань приличию или даже некое лукавство совести. Но это истинная правда — говорить в эти священные и трепетные минуты именно то, что переживаешь. И осознание этой немощи и недостоинства вкупе с пониманием высоты и ответственности служения не может меня не страшить.

С глубоким смирением молитвенно взываю к Престолу Небесного Отца: Отче! Не моя воля, но Твоя да будет (ср.: Лк. 22, 42).

Перед моими глазами сейчас в один миг проносится вся моя недолгая жизнь. Скажу лишь, что она связана со служением Церкви Христовой. Родился я в простой крестьянской семье, где труд и вера были главными принципами жизни, а любовь и уважение к ближним передавались из поколения в поколение. С юных лет родители приобщили меня к храму Божию, где я научился петь и читать, постепенно возгораясь желанием посвятить свою жизнь иночеству. Обучаясь на III курсе Московской духовной семинарии, был принят в монашеское братство Свято-Троице-Сергиевой лавры, послужив в ней 15 лет. Последние десять лет несу послушание во Владивостокской епархии.

И в этот ответственный и благодатный для меня день хочу низко поклониться Вам, Ваше Святейшество, с великой благодарностью и любовью за оказанное высокое доверие ко мне, немощному.

Благодарен и всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тем, через кого действовал в моей жизни Господь.

Благодарю архиепископа Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры, за его помощь и заботу обо мне в то время, когда я был насельником обители. Благодарю всю братию лавры, с кем трудился и учился монашеской жизни.

Низко кланяюсь своим телесным родителям, которые вырастили меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой.

Благодарю Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского, за снисхождение к моим немощам и недостаткам, за наставления мне быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (ср.: 1 Тим. 4, 12).

С глубоким смирением кланяюсь и вам, богомудрые архипастыри Церкви Христовой, смиренно прошу: вознесите свои молитвы Пастыреначальнику Христу Спасителю, чтобы благодать Святого Духа неотступно пребывала со мною, дабы мое служение было во славу Божию, для благоденствия Церкви Русской на Дальнем Востоке и для спасения моей души.

С покорностью преклоняю свою главу под благодатное осенение ваших святительских рук, ибо в Церкви Христовой никто сам собою не приемлет этого великого дара Святого Духа (ср.: Евр. 5, 4).

Видя в этом избрании, которого я не искал, волю Божию, смиренно «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю», да поможет мне Всемилостивый Господь по вашим молитвам достойно совершать это великое служение и самому достичь нетленных благ, уготованных Богом всем любящим Его.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Николаю, епископу Находкинскому и Преображенскому

Преосвященный епископ Николай!

Изволением Святого Духа и решением Священного Синода ныне возложением на твою главу рук архипастырей по усердной соборной молитве совершилась твоя личная Пятидесятница в Свято-Троицком кафедральном соборе города Магадана в день его великого освящения. Ты облачен в новые одежды, знаменующие препорученный тебе небесный дар совершителя таин в Доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Больше четверти века ты трудишься на ниве Господней. Ты нес послушания певчего и старшего иподиакона у Преосвященных архиереев в Черновицкой епархии; приняв пострижение в обители Преподобного Сергия Радонежского, там же ты исполнял диаконское служение, приобщался к монашескому деланию. Уже почти десять лет на восточном порубежье России, во Владивостокской епархии, ты, подобно доброму пастырю, полагаешь душу свою за овец (ср.: Ин. 10, 11) словесных.

Теперь ты встал на путь апостолов Христовых. Епископам требуется безусловная покорность, совершенное послушание и всецелая преданность воле Божией — качества, которые Сам Господь дарует испытуемым.

Помни о том, что мир, в котором нам надлежит нести свой крест, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Но ты не бойся в мире иметь скорбь, мужайся, ибо с тобой Христос, победивший этот мир (ср.: Ин. 16, 33). Уповай на помощь Господа, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5).

Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (ср.: Тит. 2, 15).

Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления — цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро (ср.: Пс. 33, 14–15). Взыщи мира и обрети его. Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (ср.: 2 Тим. 1, 13).

Однако всякое церковное делание в обществе может быть успешным только в том случае, если на приходах есть сплоченные в любви братья и сестры во Христе, подтверждающие свою веру делами милосердия. Твои заботы должны простираться на страждущих и немощных, ибо без служения нуждающимся и скорбящим не может быть христианского благочестия. Прежде всего этот труд любви (Евр. 6, 10) должен касаться членов православных общин. Святой апостол учит: Если кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Вот почему служение милосердия должно простираться в первую очередь к членам наших приходов, среди которых много немощных, одиноких, людей преклонного возраста, прошедших трудный жизненный путь и к концу дней своих мало что имеющих.

Особое внимание ты должен уделять подготовке достойных кандидатов в клир и духовному совершенствованию молодых священнослужителей, ибо, по слову пророка Малахии, уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7).

Используй приобретенный в монашестве и пресвитерстве опыт, но не ослабевай в усердии и сам ревнуй о больших дарованиях. Руководствуйся в этом правилами святителя Василия Великого, который учит, что «предстоятель слова не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься пред ними, а напротив того, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномудрию пред ними» (Нравственные правила. 70, 24).

Да поможет тебе Господь достигнуть Царства Небесного крестным путем святительского служения, послушания Церкви, подвигом веры и постоянной молитвы.

Теперь приими в руки свои жезл сей, и да будет он тебе жезлом спасения. И благослови от полноты снизошедшей на тебя благодати народ, принявший ныне участие в молитве о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

 

Биография
Епископ Находкинский и Преображенский Николай (Николай Иванович Дутка) родился 23 мая 1966 г. в г. Черновцы (Украина). В 1984–1986 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР. После демобилизации исполнял послушание старшего иподиакона в Черновицкой епархии при управляющем епархией епископе Антонии (ныне архиепископ Уральский и Гурьевский). Одновременно работал делопроизводителем в канцелярии. В 1987–1990 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1989 г. зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры. 3 января 1991 г. архимандритом Феогностом, наместником лавры (ныне архиепископ Сергиево-Посадский), в Троицком соборе пострижен в монашество с именем Николай, в честь прп. Николая исповедника, игумена Студийского. 
7 мая 1991 г. в Трапезном храме Свято-Троицкой лавры архиепископом Корсунским Валентином (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) рукоположен во иеродиакона. В 2002 г. направлен на церковноприходское послушание во Владивостокскую епархию. В 2002 г. управляющим Владивостокской епархией епископом Вениамином (ныне архиепископ) рукоположен во иеромонаха и назначен священником в Свято-Успенский храм г. Владивостока. В 2008 г. стал настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери г. Находки.  Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 69) избран епископом Находкинским и Преображенским.

23 сентября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00