iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Документы
хиротония епископа Серафима
ЦВ № 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Серафим: Всецело предаю себя водительству Святого Духа и Божией Матери

22 мая Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. За богослужением архимандрит Серафим (Глушаков) был хиротонисан во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.

Слово архимандрита Cерафима (Глушакова) при наречении во епископа Воскресенского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!
В сей знаменательный день и час моей жизни, благоговея пред всемогущим Промыслом Божиим, волей и избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода, призываюсь я, недостойный, на высокое и ответственное поприще епископского служения.
Стоя перед вами, я сознаю большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (ср.: Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Взыскуя ответа на вопрос: «Почему я, Господи?» — на ум приходят слова Христа Спасителя, сказанные Его ученикам: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37–38). Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть всем для всех (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).
Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце, обращая ныне свой мысленный взор на прожитые годы.
С благодарностью вспоминаю своих родителей, сумевших привить мне уважение и любовь к христианскому образу жизни и церковному благочестию. С душевной теплотой вспоминаю духовные наставления дивных псково-печерских старцев — архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Мелхиседека, оставивших в моей душе глубокий след.
Практически всё мое пастырское служение проходило в Самарской епархии, где я нес свои послушания по строительству и устроению Свято-Воскресенского мужского монастыря, благочинного епархиальных монастырей, возглавлял отдел по связям с общественностью. Теперь же смею надеяться, что опыт, приобретенный мною под руководством архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, который по-отечески взращивал меня все эти годы, послужит мне на новом церковном послушании под омофором нашего Святейшего отца, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Вступая на новую ступень служения Русской Православной Церкви, я всецело предаю себя водительству Святого Духа, Божией Матери и своему небесному покровителю преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.
Ваше Святейшество! Сыновне, трепетно благодарю Вас за оказанное мне огромное доверие и честь быть епископом Церкви Христовой. С Божией помощью и под Вашим первосвятительским руководством надеюсь усердно потрудиться на новом послушании в претворении всех начинаний и проектов, которые совершаются сегодня во вверенной Вам Русской Православной Церкви.
Ваше Святейшество, милостивый отец! Боголюбивые архипастыри! Смиренно испрашиваю ваших святых молитв, чтобы быть мне достойным делателем в вертограде Христовом, а посему смиренно молю коленопреклоненно: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму, епископу Воскресенскому

Преосвященный епископ Серафим!
Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос благоизволил призвать тебя к высокому и ответственному епископскому служению. Ныне, в Неделю о самарянине, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, за Божественной литургией, совершенной в сей обители силою, действием и наитием Святого Духа, возложением на твою главу архиерейских рук и соборными молитвами ты возведен на высшую степень иерархического служения. С сего дня ты епископ Русской Православной Церкви, наш собрат и сослужитель.
От сердца, исполненного благодарности и любви к Небесному Отцу, ты можешь вместе с апостолом Павлом свидетельствовать: Благодатью Божией есмь то, что есмь (1 Кор. 15, 10). Памятуя о сем даре, ниспосланном свыше, неустанно прилагай усилия к тому, чтобы он не был в тебе тщетным. А посему, не ослабевая в усердии, стремись, по слову апостола, иметь ум Христов (1 Кор. 2, 16) и те же чувствования, какие во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).
В минувшие годы, исполняя различные послушания в Самарской епархии, ты прошел школу пастырского, административного, педагогического и общественного служения. Отныне тебе предстоят еще большие труды. Велика эта честь, велика и ответственность. Твое служение будет успешным, если знания, способности и всю свою жизнь ты посвятишь делу Божию. В твоих действиях не должно быть ничего личного и лицемерного. Возвещай Евангелие Царствия Божия в духе и истине, всё исполняй в неукоснительном послушании. С твердым упованием на помощь и водительство Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения неси свое служение, содействуя единству Церкви, сохранению иерархического управления на всей территории Церкви нашей. Куда бы Господь ни поставил тебя, везде помни о том, что надлежит блюсти единство Церкви как великую сокровищницу и основу всей нашей духовной силы.
Средоточием твоего архиерейства всегда должно быть молитвенное предстояние Алтарю Господню. Божественная Трапеза да будет для тебя огнем, попаляющим тернии всех прегрешений, источником сил и вдохновения, хлебом жизни вечной.
Подобно апостолам, союзом любви соединенным, старайся и ты пребывать в любви Христовой. Как их преемник ты должен относиться ко всем с той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (ср.: 1 Кор. 13, 4–6).
В сегодняшнем евангельском чтении Господь Иисус Христос после беседы с самарянкой, обращаясь к Своим ученикам и последователям, говорит: Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4, 35–38).
Пусть запечатлеются в твоем сердце эти слова Господа. Войди и ты в труд тех, кто трудился до тебя в месте твоего послушания. Поистине, жатвы много. Перед нами огромное поле деятельности. Это не только совершение богослужений и проповедь евангельской истины. Сегодня еще многие люди блуждают во тьме неведения и соблазна, в поисках ложных богов, вкушая в погоне за сомнительными удовольствиями «временную греха сладость», которая разрушает и душу, и тело человека. Особенно подвержены этим искушениям неокрепшие души молодых людей. К ним в первую очередь должно быть обращено твое архипастырское слово, слово, подтвержденное личным примером жизни по правде Божией. Они жаждут воды, текущей в жизнь вечную (ср.: Ин. 4, 14).
Для подавляющего большинства наших современников Церковь является тем институтом, который пользуется наибольшим доверием. Это радует и одновременно налагает на всех православных христиан — от мирянина до Патриарха — особую ответственность за каждое слово и дело. Люди нуждаются в словах утешения и ободрения, но не в меньшей степени они ждут от нас дел христианской любви и милосердия. Посему забота о больных и престарелых, нуждающихся и одиноких должна стать важнейшей составляющей твоего служения.
Храни верность архиерейской присяге, помни о той великой ответственности, с которой сопряжены предстоящие тебе труды, не неради о пребывающем в тебе даровании... О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4, 14–16).
По примеру Святителя Николая, в день памяти которого Господь сподобил тебя принять благодать архиерейского служения, стремись и ты быть «правилом веры и образом кротости» для пасомых. Твердо верь, что по молитвам сего великого святого Всещедрый Господь будет восполнять оскудевающие человеческие силы, подавая всё благое и потребное для достойного прохождения предлежащего тебе поприща. Да согреется сердце твое Божественной любовью, дабы ты смог принести добрые плоды усердных трудов на ниве Христовой.
В сей священный момент прими архипастырский жезл как видимое свидетельство твоей епископской власти и от полноты дарованной тебе благодати преподай первое благословение предстоящим людям, молитвенно соучаствовавшим в твоей личной пятидесятнице. Аминь.

Епископ Воскресенский Серафим (Федор Михайлович Глушаков). Родился 19 марта 1969 г. в городе Караганде. В 1986 г. поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании учебы стал послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
16 февраля 1992 г. архиепископом Ульяновским и Мелекесским Проклом рукоположен во диакона. 5 июля 1992 г. архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем строящегося Воскресенского собора города Самары. В 1992 г. закончил Куйбышевский государственный педагогический университет.
23 июня 1998 г. принял монашеский постриг. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2002 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 2003 г. после преобразования Воскресенского собора в Свято-Воскресенский мужской монастырь назначен наместником монастыря.
В 2004 г. с отличием окончил юридический факультет Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.
В 2010 г. возведен в сан архимандрита.

9 июня 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00