iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Документы
ЦВ № 24 (468) декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Тарасий: Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей

17 декабря за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского.

 

Слово архимандрита Тарасия (Владимирова) при наречении во епископа Балашовского и Ртищевского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Предстоя перед Вами, Святейший владыка, и сонмом архипастырей Святой Христовой Церкви, я всецело полагаюсь на Промысл Господень обо мне, недостойном и грешном, дерзающем ныне воспринять высочайший подвиг епископского звания и право называться вам собратом и сослужителем.

Осознавая свою немощь и сокрушаясь о ней, я смиренно благодарю Бога о свершившейся обо мне Его святой воле и, отвечая на Ваш призыв, прошу благословения и святительских молитв на предстоящие мне труды. Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей, особенно велика ответственность за их исполнение, но все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), ибо сказано: Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав. 1, 9).

Благодаря своим родителям, бабушке, которая когда-то в детстве впервые привела меня в храм в честь Рождества Христова на праздник Преображения Господня, я обрел веру, определившую весь мой жизненный путь. И потому сегодня, сознавая многотрудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, а на помощь благодати Духа Святаго, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Господь определил мне служить на Саратовской земле. Здесь начинался мой путь в Церкви уже как учащегося духовной семинарии, здесь я был призван к монашескому житию, приняв постриг от архиепископа Александра (Тимофеева) с именем Тарасий в честь святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского, здесь же был возведен в священный сан. Мое дальнейшее послушание до сего дня проходило под омофором нынешнего архипастыря земли Саратовской Высокопреосвященнейшего митрополита Лонгина, явившего мне высокий пример архиерейского служения, достойного и самоотверженного и вместе с тем вдохновляющего и направляющего к стремлению неустанно трудиться на благо Церкви.

С волнением и трепетом принимаю сегодня, Ваше Святейшество, из Ваших рук попечение о воссозданной на Саратовской земле Балашовской кафедре. И с особым чувством вспоминаю о великих пастырских трудах тех предшественников, коим по Божьему произволению была вверена эта кафедра. Их подвиг, жертвенная любовь к пастве, самоотверженное послушание и умение быть верными Богу во всем до самого смертного часа побуждают меня снова спросить себя: смогу ли и я до конца дней моих быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы, выражаясь языком апостола Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Сегодня, призванный к высокому архиерейскому служению, молю Господа об укреплении сил, о возможности внести хотя бы малую часть в то дело духовного окормления паствы, ради которого жертвенно трудились священномученик Иаков (Маскаев), епископ Балашовский, и митрополит Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков). Их служение пришлось на страшные годы гонений Церкви Христовой. Они, жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира, явили высшую свободу в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею. И не только мученичество, но и твердость, и решимость в стоянии за правду Христову в иных различных обстоятельствах указывают мне сегодня на необходимость неукоснительно следовать их примеру, идя тернистым, но единственно верным путем, дабы неосужденно предстать перед престолом Божиим.

Господь судил нам жить в иное время, когда нет видимых гонений, когда есть возможность свободно трудиться на ниве Христовой, во благо Его Церкви, и то, насколько благодарно и плодотворно воспользуемся мы этим драгоценным даром, станет истинной мерой и судом для нас. Действительно, исторические условия изменились, появились новые возможности, однако возникли и новые трудности. Сегодня вокруг нас много людей, не вошедших в ограду Церкви, а есть и такие, кто, приняв крещение, по сути отдалился от Церкви, кто живет законами мира сего, законами потребления и бездуховности, не чувствуя и не понимая того, что есть иная, истинная жизнь.

Непростительно и страшно не исполнить свершающуюся обо мне, грешном, волю Божию о неустанном служении людям, нуждающимся в любви и заботе. Выражая Вам, Ваше Святейшество, свою глубокую сыновнюю благодарность за эту великую честь послужить Церкви Христовой на многотрудном епископском поприще, я еще раз смиренно прошу Ваших молитв обо мне, чтобы по милости Божией была ниспослана мне благодать Духа Святаго и мое служение было полезно для Церкви и спасительно для моей души. Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Обещаюсь, ведя стадо Христово по многотрудному и тернистому пути, строго соблюдать каноны и уставы Святой Церкви. Заверяю, что даже до последнего издыхания пребуду верным Матери-Церкви и ее Богозаповеданному единству.

Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки Ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тарасию, епископу Балашовскому и Ртищевскому

Преосвященный епископ Тарасий!

Ныне, в день памяти великомученицы Варвары, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя наитием Духа Святого чрез возложение архиерейских рук ты возведен на служение Русской Православной Церкви в высшем иерархическом чине. По воле Божией, благой, угодной и совершенной (ср.: Рим. 12, 2), ты стал продолжателем апостольского служения и пастырем пастырей словесных овец.

В этот знаменательный для тебя день епископской хиротонии, совершившейся по чину церковному, соединяющему с молитвой и тайнодействием поучение, прими и сохрани в своем сердце слова напутствия на предлежащий тебе многотрудный подвиг.

Святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом храме, научает новопоставленного епископа идти «между страхом и радостию, как между двумя оградами от уныния и дерзости, узким, но безопасным путем» (Речь к Преосв. епископу Дмитровскому Кириллу по рукоположении его). Дабы соблюсти непорочно до конца дней своих данные тобой ныне великие обещания архиерейской присяги, пребывай непрестанно в молитве, испрашивая свыше всеукрепляющей помощи у Подателя всяческих благ, Творца неба и земли.

Более десяти лет назад по окончании духовной семинарии ты отрекся от мира, принял монашеский постриг и был посвящен в духовный сан. Долгие годы служил настоятелем в Саратове, исполняя со тщанием все возложенные на тебя послушания. Своими плодотворными трудами, милосердным отношением к ближним ты снискал искреннюю любовь клира и паствы. Решением Священного Синода ныне тебе определено иметь попечение о Балашовской и Ртищевской епархии.

Тебе потребуется большое мужество и твердая решимость, дабы в современном мире, изнемогающем под бременем проблем и внутренних противоречий, праведно и непорочно пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Как ты сам указал в своей речи при наречении, «страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей». Действительно, власть, неразрывно сопряженная с видимыми знаками силы и достоинства, способна принести немало соблазнов и искушений. Посему будь бдителен и не принимай тщеславных помыслов, пребывай в скромности и остерегайся высокомерия в отношениях с клиром и паствой, вверенных твоему попечению. Но более всего бегай корыстолюбия и привязанности к деньгам, от неистовой страсти к которым, по выражению Иоанна Златоуста, гибнет вселенная.

Пусть важной составляющей твоего служения станет творение дел любви и милосердия: заботься о больных и бездомных, опекай сирот, помогай по мере возможности всем нуждающимся и обездоленным.

В особом твоем попечении нуждается подрастающее поколение. Искренним вниманием к их проблемам, отеческой заботой и пастырской мудростью располагай их к доверительному общению. Поощряй юношество к участию в различных социально значимых проектах и начинаниях Церкви. Сегодня молодежь жаждет добрых и вдохновляющих примеров, способных дать твердые нравственные ориентиры и указать верный путь. Пусть твое спасительное свидетельство о Христе, о непреходящих евангельских истинах получит живой отклик в молодых душах.

Развивай миссионерское служение в епархии, взаимодействуя с правоохранительными органами, с системой исполнения наказаний и со структурами Вооруженных сил, поддерживая сотрудничество с местным руководством. Тебе предстоит вести диалог со светским обществом, выступать в средствах массовой информации, свидетельствуя об истине евангельской веры и о непреходящем значении православных духовных ценностей.

Всеблагой Промысл Божий даровал тебе опытного наставника — ревностного архиерея Высокопреосвященного митрополита Лонгина. Руководствуйся его советами и впредь. Постарайся стать достойным продолжателем его трудов, стремясь сохранять единство духа в союзе мира (ср.: Еф. 4, 3).

Пусть укрепляет тебя пример жертвенного исповеднического служения митрополита Вениамина (Федченкова) и епископа Вениамина (Милова), возглавлявших Саратовскую и Балашовскую епархию в непростые для Русской Православной Церкви 50-е годы ХХ века. Уповай на действенные молитвы и ходатайство ко Господу священномученика Иакова (Маскаева), твоего предшественника по Балашовской кафедре.

Помни о том, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят не столько на слова, сколько на дела наши» (Беседа 8-я на книгу Бытия). Стремись возрастать духовно, мужественно и неуклонно восходи по лествице добродетелей, дабы стяжать от Господа благодатный дар и способность наставлять своих ближних на стезе покаяния и спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12).

Прими ныне этот епископский жезл, знаменующий ниспосланную тебе свыше всеукрепляющую силу Божию, и преподай свое первое архипастырское благословение людям, молившимся за Литургией о предстоящем тебе служении. Аминь.

 

Биография

Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Сергей Николаевич Владимиров) родился 18 июля 1974 г. в с. Телешовка Рассказовского р-на Тамбовской обл.

После окончания техникума работал ветфельдшером в колхозе до призыва в 1993 г. в ряды Вооруженных сил.

В 1995–1996 гг. обучался в духовно-пастырском училище при Казанском мужском монастыре в Тамбове, в 1998–2002 гг. — в Саратовской духовной семинарии. 26 августа 2001 г. по благословению архиепископа Саратовского и Вольского Александра игуменом Мануилом (Илюшиным) пострижен в монашество с именем Тарасий в честь св. Тарасия, архиепископа Константинопольского. 12 сентября 2001 г. архиепископом Саратовским Александром рукоположен во иеродиакона, 7 февраля 2002 г. — во иеромонаха. В августе 2003 г. назначен клириком архиерейского крестового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. В июне 2004 г. назначен настоятелем Свято-Никольского храма, что на Елшанском кладбище, г. Саратова. В 2004–2007 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В октябре 2004 г. назначен настоятелем храма Сретения Господня в п. Елшанка г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля Свято-Никольского храма. В июле 2007 г. назначен настоятелем храма Рождества Христова г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля храма Сретения Господня. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Балашовским и Ртищевским.

29 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00