iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Документы
ЦВ № 24 (468) декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Тарасий: Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей

17 декабря за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского.

 

Слово архимандрита Тарасия (Владимирова) при наречении во епископа Балашовского и Ртищевского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Предстоя перед Вами, Святейший владыка, и сонмом архипастырей Святой Христовой Церкви, я всецело полагаюсь на Промысл Господень обо мне, недостойном и грешном, дерзающем ныне воспринять высочайший подвиг епископского звания и право называться вам собратом и сослужителем.

Осознавая свою немощь и сокрушаясь о ней, я смиренно благодарю Бога о свершившейся обо мне Его святой воле и, отвечая на Ваш призыв, прошу благословения и святительских молитв на предстоящие мне труды. Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей, особенно велика ответственность за их исполнение, но все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), ибо сказано: Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав. 1, 9).

Благодаря своим родителям, бабушке, которая когда-то в детстве впервые привела меня в храм в честь Рождества Христова на праздник Преображения Господня, я обрел веру, определившую весь мой жизненный путь. И потому сегодня, сознавая многотрудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, а на помощь благодати Духа Святаго, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Господь определил мне служить на Саратовской земле. Здесь начинался мой путь в Церкви уже как учащегося духовной семинарии, здесь я был призван к монашескому житию, приняв постриг от архиепископа Александра (Тимофеева) с именем Тарасий в честь святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского, здесь же был возведен в священный сан. Мое дальнейшее послушание до сего дня проходило под омофором нынешнего архипастыря земли Саратовской Высокопреосвященнейшего митрополита Лонгина, явившего мне высокий пример архиерейского служения, достойного и самоотверженного и вместе с тем вдохновляющего и направляющего к стремлению неустанно трудиться на благо Церкви.

С волнением и трепетом принимаю сегодня, Ваше Святейшество, из Ваших рук попечение о воссозданной на Саратовской земле Балашовской кафедре. И с особым чувством вспоминаю о великих пастырских трудах тех предшественников, коим по Божьему произволению была вверена эта кафедра. Их подвиг, жертвенная любовь к пастве, самоотверженное послушание и умение быть верными Богу во всем до самого смертного часа побуждают меня снова спросить себя: смогу ли и я до конца дней моих быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы, выражаясь языком апостола Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Сегодня, призванный к высокому архиерейскому служению, молю Господа об укреплении сил, о возможности внести хотя бы малую часть в то дело духовного окормления паствы, ради которого жертвенно трудились священномученик Иаков (Маскаев), епископ Балашовский, и митрополит Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков). Их служение пришлось на страшные годы гонений Церкви Христовой. Они, жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира, явили высшую свободу в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею. И не только мученичество, но и твердость, и решимость в стоянии за правду Христову в иных различных обстоятельствах указывают мне сегодня на необходимость неукоснительно следовать их примеру, идя тернистым, но единственно верным путем, дабы неосужденно предстать перед престолом Божиим.

Господь судил нам жить в иное время, когда нет видимых гонений, когда есть возможность свободно трудиться на ниве Христовой, во благо Его Церкви, и то, насколько благодарно и плодотворно воспользуемся мы этим драгоценным даром, станет истинной мерой и судом для нас. Действительно, исторические условия изменились, появились новые возможности, однако возникли и новые трудности. Сегодня вокруг нас много людей, не вошедших в ограду Церкви, а есть и такие, кто, приняв крещение, по сути отдалился от Церкви, кто живет законами мира сего, законами потребления и бездуховности, не чувствуя и не понимая того, что есть иная, истинная жизнь.

Непростительно и страшно не исполнить свершающуюся обо мне, грешном, волю Божию о неустанном служении людям, нуждающимся в любви и заботе. Выражая Вам, Ваше Святейшество, свою глубокую сыновнюю благодарность за эту великую честь послужить Церкви Христовой на многотрудном епископском поприще, я еще раз смиренно прошу Ваших молитв обо мне, чтобы по милости Божией была ниспослана мне благодать Духа Святаго и мое служение было полезно для Церкви и спасительно для моей души. Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Обещаюсь, ведя стадо Христово по многотрудному и тернистому пути, строго соблюдать каноны и уставы Святой Церкви. Заверяю, что даже до последнего издыхания пребуду верным Матери-Церкви и ее Богозаповеданному единству.

Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки Ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тарасию, епископу Балашовскому и Ртищевскому

Преосвященный епископ Тарасий!

Ныне, в день памяти великомученицы Варвары, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя наитием Духа Святого чрез возложение архиерейских рук ты возведен на служение Русской Православной Церкви в высшем иерархическом чине. По воле Божией, благой, угодной и совершенной (ср.: Рим. 12, 2), ты стал продолжателем апостольского служения и пастырем пастырей словесных овец.

В этот знаменательный для тебя день епископской хиротонии, совершившейся по чину церковному, соединяющему с молитвой и тайнодействием поучение, прими и сохрани в своем сердце слова напутствия на предлежащий тебе многотрудный подвиг.

Святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом храме, научает новопоставленного епископа идти «между страхом и радостию, как между двумя оградами от уныния и дерзости, узким, но безопасным путем» (Речь к Преосв. епископу Дмитровскому Кириллу по рукоположении его). Дабы соблюсти непорочно до конца дней своих данные тобой ныне великие обещания архиерейской присяги, пребывай непрестанно в молитве, испрашивая свыше всеукрепляющей помощи у Подателя всяческих благ, Творца неба и земли.

Более десяти лет назад по окончании духовной семинарии ты отрекся от мира, принял монашеский постриг и был посвящен в духовный сан. Долгие годы служил настоятелем в Саратове, исполняя со тщанием все возложенные на тебя послушания. Своими плодотворными трудами, милосердным отношением к ближним ты снискал искреннюю любовь клира и паствы. Решением Священного Синода ныне тебе определено иметь попечение о Балашовской и Ртищевской епархии.

Тебе потребуется большое мужество и твердая решимость, дабы в современном мире, изнемогающем под бременем проблем и внутренних противоречий, праведно и непорочно пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Как ты сам указал в своей речи при наречении, «страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей». Действительно, власть, неразрывно сопряженная с видимыми знаками силы и достоинства, способна принести немало соблазнов и искушений. Посему будь бдителен и не принимай тщеславных помыслов, пребывай в скромности и остерегайся высокомерия в отношениях с клиром и паствой, вверенных твоему попечению. Но более всего бегай корыстолюбия и привязанности к деньгам, от неистовой страсти к которым, по выражению Иоанна Златоуста, гибнет вселенная.

Пусть важной составляющей твоего служения станет творение дел любви и милосердия: заботься о больных и бездомных, опекай сирот, помогай по мере возможности всем нуждающимся и обездоленным.

В особом твоем попечении нуждается подрастающее поколение. Искренним вниманием к их проблемам, отеческой заботой и пастырской мудростью располагай их к доверительному общению. Поощряй юношество к участию в различных социально значимых проектах и начинаниях Церкви. Сегодня молодежь жаждет добрых и вдохновляющих примеров, способных дать твердые нравственные ориентиры и указать верный путь. Пусть твое спасительное свидетельство о Христе, о непреходящих евангельских истинах получит живой отклик в молодых душах.

Развивай миссионерское служение в епархии, взаимодействуя с правоохранительными органами, с системой исполнения наказаний и со структурами Вооруженных сил, поддерживая сотрудничество с местным руководством. Тебе предстоит вести диалог со светским обществом, выступать в средствах массовой информации, свидетельствуя об истине евангельской веры и о непреходящем значении православных духовных ценностей.

Всеблагой Промысл Божий даровал тебе опытного наставника — ревностного архиерея Высокопреосвященного митрополита Лонгина. Руководствуйся его советами и впредь. Постарайся стать достойным продолжателем его трудов, стремясь сохранять единство духа в союзе мира (ср.: Еф. 4, 3).

Пусть укрепляет тебя пример жертвенного исповеднического служения митрополита Вениамина (Федченкова) и епископа Вениамина (Милова), возглавлявших Саратовскую и Балашовскую епархию в непростые для Русской Православной Церкви 50-е годы ХХ века. Уповай на действенные молитвы и ходатайство ко Господу священномученика Иакова (Маскаева), твоего предшественника по Балашовской кафедре.

Помни о том, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят не столько на слова, сколько на дела наши» (Беседа 8-я на книгу Бытия). Стремись возрастать духовно, мужественно и неуклонно восходи по лествице добродетелей, дабы стяжать от Господа благодатный дар и способность наставлять своих ближних на стезе покаяния и спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12).

Прими ныне этот епископский жезл, знаменующий ниспосланную тебе свыше всеукрепляющую силу Божию, и преподай свое первое архипастырское благословение людям, молившимся за Литургией о предстоящем тебе служении. Аминь.

 

Биография

Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Сергей Николаевич Владимиров) родился 18 июля 1974 г. в с. Телешовка Рассказовского р-на Тамбовской обл.

После окончания техникума работал ветфельдшером в колхозе до призыва в 1993 г. в ряды Вооруженных сил.

В 1995–1996 гг. обучался в духовно-пастырском училище при Казанском мужском монастыре в Тамбове, в 1998–2002 гг. — в Саратовской духовной семинарии. 26 августа 2001 г. по благословению архиепископа Саратовского и Вольского Александра игуменом Мануилом (Илюшиным) пострижен в монашество с именем Тарасий в честь св. Тарасия, архиепископа Константинопольского. 12 сентября 2001 г. архиепископом Саратовским Александром рукоположен во иеродиакона, 7 февраля 2002 г. — во иеромонаха. В августе 2003 г. назначен клириком архиерейского крестового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. В июне 2004 г. назначен настоятелем Свято-Никольского храма, что на Елшанском кладбище, г. Саратова. В 2004–2007 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В октябре 2004 г. назначен настоятелем храма Сретения Господня в п. Елшанка г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля Свято-Никольского храма. В июле 2007 г. назначен настоятелем храма Рождества Христова г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля храма Сретения Господня. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Балашовским и Ртищевским.

29 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи