выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Адриан: Епископ не может не поддерживать дух патриотизма и верности Отечеству

21 сентября за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Адриана (Ульянова) во епископа Бежецкого, викария Тверской епархии.

 

Слово архимандрита Адриана (Ульянова) при наречении во епископа Бежецкого, викария Тверской епархии

Ваше Святейшество, ваши Высокопреосвященства!

Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне надлежит принять служение епископа в Церкви Христовой.

Великие святители, прославленные в лике святых, с духовным трепетом предстояли пред величием архиерейской благодати.

Сознавая высоту и ответственность предстоящего мне служения, исповедуя пред вами свое недостоинство, я повинуюсь зову Божию и, как монах, покорно, с благоговением принимаю это новое послушание, вверяя свои дела и помыслы воле Божией и вашему водительству и руководству. 30 лет назад в Виленском Свято-Духовом монастыре я принял монашеский постриг, и с тех пор моя жизнь безраздельно принадлежит Церкви, но с сокрушением сердца сознаю, что еще далеко отстою от тех идеалов, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст.

Тем не менее, твердо уповая на безмерную милость Божию, верю, что сила Его будет совершаться и через мою немощь.

Известно, что епископское служение — это не честь и воздаяние, а подвиг и труд. Оно требует чистоты веры, высоты благочестия, силы знания, несокрушимой целеустремленности, ревностного повседневного служения, соблюдения в неповрежденности догматов веры и хранения апостольских преданий, соблюдения церковного единства, без чего невозможно управлять паствой.

Епископ должен быть сильным и твердым, спокойным и проницательным, дабы обнаружить добро там, где оно сокрыто под покровом человеческого несовершенства, видеть зло и коварство под личиной мнимой добродетели, дабы взращивать и развивать первое и искоренять второе. Он должен быть «всем для всех», иметь любящее открытое сердце, способное, по слову апостола, «вмещать всех».

Эти качества непреложны и неизменны для епископа во все времена бытия Церкви Христовой.

Но сегодня, когда люди Церкви, вслед за Святейшим Патриархом, свободно и открыто говорят народу то, что составляет сущность жизни христианина, от епископа требуется направлять общественное сознание на защиту и утверждение духовных ценностей, сплошь и рядом злонамеренно искажаемых и вытесняемых.

Епископ, духовенство не могут ждать, когда пропаганда насилия и разврата похитит души молодежи, они сами должны идти к молодым людям, помогая им обрести веру в Бога и смысл в жизни.

Поэтому сегодня епископ не может не вступать в диалог и сотрудничество со светскими властями в вопросах нравственности, заботы о неимущих, в духовном просвещении, в сохранении нашей великой национальной культуры.

Представляя Церковь, епископ не может не давать нравственной оценки развитию науки, искусства, образования, не может не поддерживать дух патриотизма и верности Отечеству. Вся его деятельность должна содействовать утверждению христианской справедливости через духовное просвещение богатых и бедных, власть имущих и повинующихся, ведущих и ведомых.

Дается много епископу. Как преемнику апостолов ему вверяется полнота власти церковной. Но от всякого, кому много дано, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Это и напутствие, и строгое предупреждение. Через него — трепетное понимание ответственности за каждое слово, за каждый шаг в дарованном мне по милости Божией предстоящем служении.

Благодарю Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые владыки, за высокую честь и доверие, которые вы оказали мне, избрав меня епископом Церкви.

Благодарю архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, под омофором которого служу без малого 20 лет, за его архипастырское благословение.

Прошу вас, святители Божии, вознести о мне молитвы, чтобы Божественная благодать утвердила и укрепила меня в предстоящем служении, чтобы без страха человеческого, но со страхом Божиим соборно со всеми епископами править слово истины и блюсти Церковь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, Который есть путь, истина и жизнь.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Адриану, епископу Бежецкому, викарию Тверской епархии

Преосвященный епископ Адриан!

Благодатью Всесвятого Духа, избранием Священного Синода, возложением на твою главу рук епископов, равно как и совместной молитвой о тебе народа Божия, в сей достопамятный день празднования 200-летия Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга совершилось таинство твоей личной Пятидесятницы. Днесь ты поставляешься на высочайшую свещницу иерархического служения и одновременно сопричисляешься к сонму архипастырей Русской Православной Церкви.

Вместе с архиерейским жезлом, который вручается новому епископу при самом начале предлежащего ему пути, в знамение власти церковной и сопряженного с нею неустанного духовного восхождения ты принимаешь на себя благословенное бремя апостольского служения Господу, Матери-Церкви и ближним.

Тебе предстоит приступить к этому служению в качестве викария в одной из древнейших и особо прославленных в отечественной истории епархий, под духовно-административным водительством опытного правящего архиерея. Будь же ему в его повседневных трудах помощником верным, деятельным и смиренным, неленостно радеющим о славе Божией, о благе Церкви Христовой и о спасении поручаемой твоему попечению паствы.

Помни, что епископское призвание велико и ответственно. Но вместе с тем оно благодатно и утешительно возможностью быть соработником Самому Христу в лоне Его Церкви, неустанно творить добро во Имя Его Святое, стремиться содействовать осуществлению воли Божией о мире и человеке.

И потому нимало не смущайся своей недостаточной на первых порах опытностью в новом служении, всечасно уповая на укрепляющее нас обетование Господа Иисуса Христа, обращенное ко всем Его ученикам и последователям: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие.

Во всецелом согласии с научением апостола всегда будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), пребывай святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников (Евр. 7, 26), старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии».

Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании.

Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия.

Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой.

Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день русского православия, потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества.

Наконец, архипастырь Церкви во все времена призывался к тому, чтобы быть готовым в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 7) твердо противостоять всем разрушительным и душевредным поветриям, всем ложным учениям и соблазнительным обманам своей эпохи, губящим овец стада Христова.

Достижение этих целей возможно только на путях развития и совершенствования приходской жизни, соединяющей отдельных единоверцев в истинно живую общину веры.

И пусть станут немеркнущими образцами в предстоящих тебе трудах великие свершения святых угодников Тверской земли, молитвами и предстательством которых пред Спасителем и Пречистой Его Матерью твое епископское служение да будет востребованным, благоуспешным и долгоденственным.

Людям церковным хорошо известно высказывание апостола Павла, заметившего по поводу архиерейства: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1). Современный человек, особенно стремящийся к архиерейству, чаще всего усматривает в этом речении просто факт неосуждения или, скорее, одобрения в отношении готовности верующего взойти в своей Церкви на высшую иерархическую ступень.

Между тем святитель Димитрий Ростовский в связи с этим остерегает нас от поверхностности и поспешности суждений: «Говорящий так пусть внемлет последним словам апостола: “Доброго дела желает”. Дела желает, а не власти, труда, а не почета, заботы, а не насыщения... Не для того нужно быть архиереем, чтобы величаться и важничать, будучи почитаемым всеми, а для того, чтобы нелицемерно и всегда являть собою образ Христова смирения, чтобы быть поборником истины, не обинуясь, невзирая на лица, всегда быть готовым положить душу свою за Христа и Христову Церковь» (Поучение на память иже во святых отца нашего Гурия, Архиепископа Казанского, месяца октября, в 4 день. Ч. 3 // Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб.: Изд. Сойкина, б. г. С. 786–787).

Да запечатлеется в душе твоей это истинно духовное и подлинно церковное истолкование апостольских слов.

Прими же сей жезл как видимое свидетельство твоей епископской власти и от полноты ныне дарованной тебе благодати преподай первое архипастырское благословение всем предстоящим людям Божиим, молитвенно соучаствовавшим в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Бежецкий Адриан, викарий Тверской епархии (Александр Михайлович Ульянов), родился

30 января 1951 г. в г. Москве. В 1969–1971 гг. служил в Советской армии. В 1975–1979 гг. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» в корректорском отделе

и проходил обучение в экстернате Московской духовной семинарии. В 1980 г. принят в Свято-Духов монастырь г. Вильнюса. В 1981 г. пострижен в монашество епископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым; †1990 г.). В том же году рукоположен во иеродиакона,

в 1983 г. — во иеромонаха. В 1984 г. назначен настоятелем Благовещенского собора г. Каунаса и благочинным Каунасского благочиния. В 1986 г. возведен в сан игумена. В 1988 г. назначен наместником Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. В 1989 г. заочно окончил МДА.

В 1990 г. согласно поданному прошению архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом (Мартышкиным) почислен за штат с правом перехода в другую епархию, после чего возвратился в Москву и до 1993 г. руководил восстановительными работами по храму Бориса и Глеба в Дегунине. В 1993 г. принят в клир Тверской епархии.

В 1994 г. возведен в сан архимандрита, назначен благочинным монастырей и монастырских подворий, управляющим отделом епархиального благоустройства и социального служения, настоятелем архиерейского подворья собора Вознесения в Твери. Преподаватель кафедры теологии Тверского государственного университета.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 71) избран епископом Бежецким, викарием Тверской епархии.

21 октября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00