iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Документы
9 сентября 2012 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Война 1812 года – величайший пример не только для России, но и для всей Европы

В воскресенье, 9 сентября, по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение в память об избавлении России от нашествия Наполеона перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. По завершении молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня у Храма Христа Спасителя, который был возведен благодарными потомками в память о великой победе народа нашего над грозным противником, мы благодарственно воспеваем Богу слова, исходящие от сердца. Ведь тогда, 200 лет назад, вопрос стоял не о том, что какая-то чужая армия пришла в страну нашу и уйдет восвояси. Речь шла о самом существовании страны нашей, ее святынь, веры нашей, тех принципов нашего общежития, которые народ впитывает с молоком матери, с теми истинами духовными и нравственными, что пришли к нам от Самого Господа.

Что же это была за война? Враг, во много превосходящий возможности России в военном отношении, перешел наши границы. Более полумиллиона людей, двадесять язык, многие страны Европы под водительством опытного, целеустремленного, жесткого полководца. Полководец тот был непростой. Он взял высшую власть во Франции в результате революции — той самой революции, которая не только стремилась установить справедливый порядок (да так его и не установила), но и стремилась разрушить святыни собственного народа, искоренить из своего народа веру. То был полководец, никак не связанный с христианской традицией, человек, не признающий Бога, и неслучайно, что он, войдя в пределы России и увидев в каждом селении храм, в каждом городе святыни, поставил своей задачей не только пленить народ наш, подчинив его своей власти, но и уничтожить веру. И мы знаем, как осквернялись храмы, как выбрасывались иконы, как спиливались кресты, как уничтожались знаки и символы нашей веры, а значит, и основы нашего бытия духовного и нравственного.

Полководец тот был опытен и вел свои войска к духовному центру нашего Отечества. Ему не нужна была тогдашняя политическая столица России — ему нужно было сердце России с ее святынями, с ее храмами. Он хотел воссесть на престол здесь, в Кремле, и завершить историю Святой Руси. И, почувствовав это, когда враг был еще на дальних рубежах России, народ наш осознал грозную опасность и стал объединяться, забывая скорби, которые были в тогдашней жизни, преодолевая социальные, экономические разделения тогдашнего общества. Простые люди, ведомые генералами, которые зачастую по-французски говорили лучше, чем по-русски, но которые, как и народ, нутром своим осознали грозную опасность, пошли на врага.

На поле Бородинском, великом славном поле победы, за один бой пролилось столько крови, было уничтожено столько людей, как никогда в истории. Народ не щадил жизни своей, люди боролись до последней капли крови, пока хватало сил, потому что понимали, что борются не за свое экономическое благополучие, не за свой двор, не за свою усадьбу, даже не за своих близких и родных, а борются за Родину и за веру. Именно это была величайшая национальная идея, которая объединила всех: и богатых и бедных, и помещиков и крестьян, и генералов и солдат, — элиту, воспитанную в философских и культурных традициях Западной Европы, со своим народом. Рухнули все средостения, народ осознал свое единство и изгнал врага, грозного и непобедимого, и спас от него не только Русь Святую, но и Европу. И как же торжественно встречали наших воинов в Париже! Благороднейший государь император Александр приказал ничего не трогать, ничего не разрушать в столице Франции, чтобы не уподобиться тем, кто, неся якобы Просвещение и передовые идеи на Русь, уничтожал все, к чему прикасалась рука. Потому простые люди и встретили так торжественно наши войска в Париже.

То, что произошло двести лет назад, является величайшим примером и уроком для нас сегодня, и не только для нас — для всей Европы. Нужно только посмотреть на эти события не с хитрым прищуром, не со снисходительной улыбкой и не с презрительной гримасой, а сердцем своим почувствовать, что же было в центре этой борьбы и что принес народ наш на алтарь свободы.

И сегодня в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы. Конечно, никто не начинает войну, ибо силенок еще мало, но некоторые тестируют наш народ на способность защищать себя и свои святыни. Так удивительно все совпало, что именно в этот год мы празднуем 200-летие великой победы, 400-летие преодоления смуты, 1150-летие нашего государства; и верим, что через эти празднования мы не только вспомним события нашей истории, но и попытаемся умом и сердцем стать соучастниками той великой борьбы, которую вели наши благочестивые предки за веру и за Отечество свое. Их пример актуален и сегодня, потому что нас должны объединять идеи, ради которых можно и должно отдать свою жизнь.

Мы сегодня молились о всей исторической Руси, о народах, которые живут на ее просторах, мы молились о современной России, проходящей непростой этап своего развития. Может быть, в каком-то смысле судьбоносно, что в этот год соединились и празднование юбилеев, и горечь от созерцания кощунств и надругательств, и печаль в связи с позицией многих, кто пытался оправдать эти деяния. Пусть Господь дарует нам непреходящие силы, дабы укреплялась жизнь народа нашего, мудрость для преодоления разногласий и разделений, подобно тому, как обладали мудростью наши предки, защитившие в 1812 году наше Отечество.

Мы молились перед чудотворным Смоленским образом Царицы Небесной. Это тот самый образ, перед которым коленопреклоненно молились Кутузов и вся русская армия на Бородинском поле. К Ней они обращали свою молитву, многие погибли, но Она услышала молитву и Покровом Своим покрыла и защитила Русь Святую. Вот и сегодня будем молиться Пречистой Царице Небесной, чтобы всякая вражда, всякие нестроения, всякие разделения ушли из нашего общества, и, вдохновляемые одними и теми идеалами, любя свое Отечество, мы могли идти вперед по дороге жизни, созидая то, о чем мечтали наши благочестивые предки. Благословение Божие да пребывает над всеми нами. Аминь.

9 сентября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00