выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Документы
31 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Последование благодарственного молебного пения на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык

Последование благодарственного молебного пения ко Господу Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа или во ин день.

Диакон: Благослови, Владыко.

Иерей возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный:

Трисвятое по Отче наш:

Приидите, поклонимся: Трижды.

И начинаем пети пророчество святаго пророка Исаии:

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: Яко с нами Бог.

Чтец: Услышите до последних земли: Яко с нами Бог.

Могущии покаряйтеся: Яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: Яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: Яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: Яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: Яко с нами Бог.

Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: Яко с нами Бог.

И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: Яко с нами Бог.

И уповая буду на Него, и спасуся Им: Яко с нами Бог.

Се аз и дети, яже ми даде Бог: Яко с нами Бог.

Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: Яко с нами Бог.

Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: Яко с нами Бог.

Яко Отроча родися нам. Сын, и дадеся нам: Яко с нами Бог.

Егоже начальство бысть на раме Его: Яко с нами Бог.

И мира Его несть предела: Яко с нами Бог.

И нарицается имя Его, велика совета Ангел: Яко с нами Бог.

Чуден Советник: Яко с нами Бог.

Бог крепок. Властитель, Начальник мира: Яко с нами Бог.

Отец будущаго века: Яко с нами Бог.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: Яко с нами Бог.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: Яко с нами Бог.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: Яко с нами Бог.

Чтец: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.

Диакон: Миром Господу помолимся: до прошения: О плавающих:

К обычным прошениям присоединяем особая:

- О еже исправитися молитве нашей сей, яко кадилу пред Спасителем нашим Богом, и приятися сей жертве сердец и устен, исповедающихся Господеви в день спасения, услышавшему нас в день печали, Господу помолимся.

- О еже непреобориму и победительну всегда над враги Отечеству быти, и мир и славу утвердити в земли нашей, Господу помолимся.

- О еже даровати нам благодать от ныне и до века верою и любовию возвещати спасение и силу и Царство Бога нашего и область Христа Его, подавшему стране нашей силу и воздавшему нам радость спасения Своего, Господу помолимся.

- О избавитися нам:

- Заступи, спаси, помилуй:

- Пресвятую, Пречистую:

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:

Посем, Бог Господь, и явися нам: со стихами.

Тропарь, глас 4:

Благодарни суще, недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:/ Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Слава, тропарь, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы православным христианом на сопротивныя даруя/ и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

И ныне, Богородичен, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Пророчества Исаиина чтение.

Вонмем.

Тако глаголет Господь на царя Вавилонска: ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу, взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли. Видевшии тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады ея разсыпа, плененых не разреши. Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити ассириан на земли Моей, и на горах Моих, и будут в попрание и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их отымется. Сей совет, егоже совеща Господь на всю вселенную, и сия рука на вся языки вселенныя. Яже бо Бог Святый совеща, кто разорит? И руку Его высокую кто отвратит?

Прокимен, глас 7: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса.

Стих: Сказал еси в людех силу Твою.

Стих: Рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.

Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.

И паки: Кто Бог велий:

Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение:

Диакон: Вонмем.

Братие, не достанет ми повествующу времени о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне, и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и о других пророцех, иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша о немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса.

Иерей: Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа, глас 7: Господь крепость люд ем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви славу и честь.

Таже Евангелие от Матфея, зачало 98-99 (сборное).

Рече Господь Своим учеником: услышати имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык и царство на царство, и будут глади и пагубы, и тpуси по местом. Вся же сия начало болезнем. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же ради прекратятся дние оны.

По Евангелии ектения: Рцем вси:

По Еще молимся о богохранимей стране нашей: присоединяем прошения особая:

- Еше молимся, о еже прияти Господу Спасителю нашему исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, яко не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но и в годину искушения, пришедшаго на Отечество наше и на всю вселенную, избавил ны есть, и внегда, обышедше, обыдоша нас врази наши, явил есть нам спасение Свое.

- Сам и ныне, Господи Сил! За еже разрушити Тебе врага и местника и спасти и прославити державу Российскую и Церковь утвердити, якоже из уст младенец, от всех нас угодныя Тебе соверши хвалы, души наша во спасение Твое исчезающия, яко всесожжение приими, глас радости нашея услыши и во предняя, усердно молимтися, от дней печали помилуй.

- Еще молимся о победоносных вождех и воинех наших, и о всех ревнителех веры и правды в годину искушения души своя за братию свою положивших, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния живот вечный и венцы нетления, нас же всех в их дусе и вере и единомыслии утвердит.

Возглас: Услыши ны. Боже, Спасителю наш:

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей же со всею церковию со всяким вниманием и умилением глаголет молитву сию велегласно:

Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный/ и правду храняй и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония и неправды и грехи на время мало оставль нас, милостию велиею помиловал еси/ и, посетив жезлом неправды наша, яко щедрит отец сыны, тако ущедрил еси нас, призрел бо еси на скорбь нашу и на потребление царствующаго града Москвы, в немже от лет древних призвася имя Твое и на моления наша, яже не на наша правды уповающе, повергохом пред Тобою, но на щедроты Твоя многия. Господи, и дал еси нам хребет нечестивых сопостатов, благочестивое же воинство наше венчал еси оружием благоволения Твоего, да от лица его, исчезающе, исчезнут, яко дым врази Твои, любящии же Тебе возсияют, яко восток солнца в силе своей. Видехом, Господи, видехом, и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог и несть разве Тебе, Ты убиеши и жити сотвориши, поразиши и исцелиши и несть, иже измет от руку Твоею./ Темже утвердися сердце наше в Господе нашем,/ вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем./ Благодарим Тя, Господи, яко наказуя, наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас/ Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения/ твердо и непрестанно имети в себе,/ яко да в Тебе утверждены сыновним страхом и верою и любовию и Твоею крепостию ограждении выну, якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое.

Утверди благословение Твое на державе Российстей и Дух Твой Благий да почиет на ней выну. Подаждь пастырем Церкве Русския святыню, правителем суд и правду, народу мир и тишину, законам силу и вере преспеяние. О, Премисердный Господи, пробави милость Твою, ведущим Тя, но непщующим Тебе явлен буди, еще же и врагов наших сердца к Тебе обрати и всем языком и племеном во Единем Истиннем Христе Твоем познан буди, да от восток солнца до запад всеми убо языки, единем же сердцем вси языцы восклицают Тебе гласом радования и возглашает велиим гласом:

И возглашает велиим гласом:

Слава Тебе, Богу, Спасителю всех во веки веков.

Лик: Аминь.

Диакон: Премудрость.

Лик: Честнейшую Херувим:

Слава, и ныне: Господи, помилуй. Трижды. Благослови. И глаголется отпуст обычный.

Диакон же возглашает многолетие Патриарху, властем и народу.

Таже: Во блаженном успении вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему императору Александру Первому и всем вождем и воином на поли брани жизнь свою за державу Российскую положившим, и сотвори им вечную память.

Лик: Вечная память. Трижды.

Таже: Христолюбивому Всероссийскому победоносному воинству, многая лета.

Лик: Многая лета. Трижды.

И абие песнь святаго Амвросия, епископа Медиоланскаго, сиесть: Тебе Бога хвалим:

Певаему же многолетию, начинается звон и бывает по уставу.

31 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00