выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Нищие у храма: привечать или прогонять?
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. В статье приводится ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с целью поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.    
15 августа 2024 г. 15:00
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
История
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность

Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве.

Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл.

С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы.

Доклад архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов» был посвящен одному из важнейших принципов христианской жизни — послушанию. Святитель Игнатий писал, что «послушание старцам, такое, как было в древних веках, сегодня невозможно». Архиепископ Максимилиан, соглашаясь со святителем, обосновывал его позицию опытом святых отцов (надо заметить, что именно эта часть учения святителя Игнатия часто оспаривается или неверно трактуется современными авторами). Докладчик убедительно показал, что сегодня, так же как при жизни свт. Игнатия, нет необходимых условий для послушания, описанного в древних патериках. Такими необходимыми условиями можно считать: наличие опытного духоносного старца, наличие ревностного послушника, наличие благоприятных внешних условий. Архиепископ Максимилиан показал, ссылаясь на мнение наших духовно авторитетных современников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святитель Феофан Затворник, что ни одно из этих условий в наше время не выполнимо. «Мы не имеем того, что имели древние подвижники, и это надо не отрицать, а принимать со смирением», — отметил он. Если же мы станем обманываться на этот счет, то неизбежно столкнемся с такими духовно опасными явлениями как младостарчество и лжестарчество, неверно понятое послушание, фанатизм. Все это может быть крайне губительно для души.

Но, тем не менее, другие формы послушания в наше время возможны, необходимы и спасительны. Одной из форм, «особенно приличествующей текущему времени», Игнатий Брянчанинов считал «жизнь по совету», когда христианин согласовывал сложные жизненные вопросы с духовно опытными благочестивыми людьми — священнослужителями, монашествующими или мирянами. Среди подвижников, пришедших ко спасению этим путем, такие великие святые как Антоний Великий, Василий Великий, Нил Сорский. Еще одной безусловно универсальной для любого времени формой послушания является соотнесение своей жизни с Божественным Писанием и Преданием.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, возглавляющий ныне кафедру, которую некогда занимал сам святитель Игнатий, в своем докладе обратился к его трудам «кавказского периода» и его опыту богословского ответа (словом и делом) на вызовы современной общественной жизни. Докладчик напомнил, что святитель Игнатий занимал Кавказскую кафедру в тревожное и неспокойное время, схожее с нашим. Тем не менее святитель Игнатий много сделал для того, чтобы христианство на Северном Кавказе, находившееся в упадке, вновь «обрело дыхание и жизнь». При этом он занимался не только внутрицерковными вопросами, но и принимал участие в общественной жизни, радел о просвещении народов Кавказа, откликался на «веяния времени» (например, одним из первых указал на опасность нигилизма, на двойственность западной философии). Как заметил архиепископ Феофан, Церкви можно и нужно уклоняться от политики, но уклоняться от участия в жизни общества она не должна. Многочисленные попечения святитель Игнатий сочетал с ревностным монашеским деланием. На основе собственного опыта во время служения на Кавказе он составил свой знаменитый труд «Приношение современному монашеству».

В докладе на тему «Благодарность современного монашества» архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что «святитель Игнатий привнес несомненное вдохновение в жизнь монашества и его времени, и нашей современности. Он опытно прошел путь от человека светского к влюбленности в святых отцов, в их путь». По словам архимандрита Тихона пример святителя Игнатия и сегодня «влечет человеческие души ко спасению и многих — к монашеству».
Темой доклада клирика Владимирской епархии протоиерея Максима Хижего были находящиеся в российских архивах и еще практически не изученные материалы жизни святителя. К числу таких находок можно отнести недавно найденные свидетельства о взаимоотношениях святителя с графом Д.Н. Шереметьевым, государственным деятелем и писателем А.С. Норовым и другими представителями московского дворянства.

Архивные материалы открыли то, что было неизвестно даже современникам — факт плачевного состояния знаменитой Сергиевой пустыни, наместником которой был будущий святитель, огромное число долгов, часть из которых лежала лично на Игнатии Брянчанинове. В связи с этими долгами он проходил по материалам III жандармского отделения как «неблагонадежный подданный». Эти обстоятельства побудили святителя Игнатия просить помощи у семейства Шереметьевых.
Также интересна история взаимоотношений святителя с известным русским писателем и путешественником Авраамием Норовым, собирателем манускриптов, книг и летописей (на базе его собрания впоследствии был создан Румянцевский музей, ставший основой Российской государственной библиотеки). Изучая собранные в экспедициях Авраамия Норова материалы, святитель Игнатий получал дополнительную информацию о наследии святых отцов, которую позже использовал в работе над своими сочинениями «Аскетические опыты» и «О Богоматери».

Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов описал и проанализировал учение святителя Игнатия о молитве, обратив особое внимание на наблюдения святителя об отличии православного опыта богообщения от протестантского и католического.
Архимандрит Алексий (Поликарпов) рассказал о заметках последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) на полях книги святителя Игнатия «Приношение современному монашеству», которые о. Никон сделал, читая книгу в советской тюрьме.
Участники конференции единодушно отметили удивительное совпадение исторической ситуации XIX века, в котором жил святитель Игнатий Брянчанинов, с нашим временем. Очевидно, что труды святителя еще долго не утратят свою актуальность для современных христиан.

 

28 мая 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи