iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
История
Филипп Ладвелл
ЖМП № 10 октябрь 2016 /  17 октября 2016 г. 13:40
версия для печати версия для печати

Филипп Ладвелл, первый православный американец в Лондоне

Михаил Сарни

 Одним из самых примечательных людей в трехсотлетней истории Русской Церкви в Лондоне был полковник Филипп Ладвелл-третий, родовитый землевладелец из американской колонии Виргиния. Прихожанин Успенской Греко-Российской Посольской церкви в Лондоне в 1738–1739 и 1760–1767 годах, он был, вполне вероятно, и самым первым из православных американцев.

Двадцатидвухлетний Филипп Ладвелл, прибыв в 1738 году «для взыскания правой веры» в Лондон, 31 декабря того же года был присоединен к Православной Церкви иеромонахом Варфоломеем (Кассано), вторым настоятелем Греко-Российской церкви в Лондоне. Вернувшись в Америку, он женился, служил в армии Виргинии, участвовал в общественной жизни и управлении колонии, дружил с будущими отцами — основателями США Вашингтоном, Джефферсоном, Франклином. Дом, построенный Ладвеллом в Уильямсбурге, сохранился; его отличает необычная для того времени архитектурная деталь: в восточном конце подвального этажа устроена полукруглая апсида.
В 1760 году к тому времени овдовевший Ладвелл с дочерьми отправился в Лондон, где стал готовить их к принятию Православия, а также продолжил работу над переводом с латинского «Православного Исповедания Восточной Церкви» митрополита Петра Могилы.

Недавно в архивном фонде потомков Филиппа Ладвелла была найдена его рукописная книга с английским текстом трех Литургий — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Литургии Преждеосвященных Даров, а также утреннего и вечернего правил, чина исповеди и пр. Переводы сделаны на очень хорошем уровне. Так как в лондонском храме уже имелись английские переводы двух Литургий, сделанные отцом Варфоломеем (Кассано), нет сомнений в том, что перевод Литургии Преждеосвященных Даров принадлежит самому Ладвеллу.
Дочери его, Анна, Франсис и Люси, были крещены 3 апреля 1762 года, в Великую среду, настоятелем Посольской церкви иереем Стефаном Ивановским. Восприемником, вопреки правилам, стал их отец, ведь в Америке, куда они собирались вернуться, он был бы единственным человеком, способным наставить их в вере. В тот день Литургия Преждеосвященных Даров, вполне возможно, служилась по-английски.

За год до этого, в феврале 1761 года, отец Стефан испрашивал решения Святейшего Синода по трем просьбам Филиппа Ладвелла. Первой была просьба благословить издание английского перевода «Исповедания» Петра Могилы, в котором священник не нашел никакой погрешности, дабы «всем Святой Восточной Церкви сынам в духовное созидание в Лондоне находящимся, туне [даром] раздавать».

Вторым был вопрос о том, как ему и дочерям вести себя по возвращении в Америку: «в доме ли своем всегда им в молитвах своих упражняться, или дозволено им будет временно в аглинскую церковь ходить, своей не имея? И таким их поведением, хотя трижды в год, некую должность Создателю своему публично воздадут, и того места, в коем они жительство имеют, народное негодование от себя отъимут; в котором... никаким другим религиям кроме протестантской быть не позволяется. Да к тому же никому в отечестве его о перемене религии его и поныне неизвестно, в знатной королевской службе советником ему тамо бывшу».

Самой же необычной была просьба Ладвелла о благословении, «по древнему первенствующих христиан обычаю», взять с собой в Америку освященные Святые Дары, и впредь получать их ежегодно из Лондона, «дабы им сей духовной пищи по отъезде отселе вовсе не лишиться, и через то во уныние не прийти. Ибо он во все вышереченное там двадцатилетнее его время, ни о чем столь много не беспокоился, как сих Божественных Даров лишением, коих он иногда во укрепление веры его желал сподобиться». В конце прошения священник предлагает: «Я же нижайший, всю вышепомянутого сего во благочестии ревностного мужа просьбу, от многой его любви ко Святой Церкви происшедшую, принимаю смелость Святейшему Правительствующему Синоду на милостивое рассуждение всенижайше предложить, и на оную милостивейшего решения всепокорнейше в порадование его просить».

Святейший Синод благосклонно отнесся к просьбам «аглинского дворянина, из Америки приехавшего». Благословлялось издать и раздавать катехизис Петра Могилы: «По напечатании желающим оный у себя для пользы иметь, ему Лодвелу употреблять в дачу позволить». На второй вопрос, «каким образом им по отъезде их в своем отечестве в молитвах упражняться, и о прочем, что до церковных таинств принадлежит», священнику следовало обо всех обстоятельствах прилежно разузнать, и «с надлежащей предосторожностью наставление им преподать... по своему рассуждению».
И, наконец, «при отъезде оного Лодвеля с его фамилиею из Англии в их отечество Святые Дары для предписанных в доношении от тебя, иерея Ивановского, нуждопотребных обстоятельств, и в рассуждении его Лодвеля всеусердного желания. Ежели совершенно в содержании им как ныне, так и впредь Православной нашей веры непоколебимая надежда усмотря[ется], Святые Дары для его и детей его в пристойной дарохранительнице с должным о хранении их наставлением по вышеобъявленной обстоящей в том нужде с ним Лодвелем отпустить тебе, иерею Стефану Ивановскому, Святейший Синод благословляет».

Бог не судил Филиппу Ладвеллу вернуться на родину. Из теплого дружеского письма Бенджамина Франклина Ладвеллу мы знаем, что в 1763 году тот был уже болен. Исповедная ведомость Успенской церкви свидетельствует, что семейство Ладвеллов регулярно причащалось.
Что же привело богатого молодого человека весьма знатного рода (его дед, полковник Филипп Ладвелл-первый, был губернатором колонии Каролина) к решению обрести правую веру? По свидетельству графа Семена Романовича Воронцова, близко знавшего младшую дочь Ладвелла Люси, ее отец в юности решил изучить творения отцов Церкви и, убедившись в истинности веры Греко-Восточной Православной Церкви, пожелал присоединиться к ней. Над Ладвеллом, полным сиротой с четырнадцати лет, не довлела воля родителей. Характерны его слова, переданные отцом Стефаном: «Лодвел... возвратно оттуда в Лондон прибыл, и трех дочерей своих... матери их давно в Америке лишившихся, с собою привез, дабы их Святой Восточной Церкви здесь соединить, и тем соединением им и себе общую Матерь иметь».

Полковник Филипп Ладвелл скончался в Лондоне 14 марта 1767 года. Отпевание совершил настоятель Русской церкви иеромонах Ефрем (Дьяковский). Ныне в этот день (14/27 марта) по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Илариона в храмах Восточно-Американской епархии РПЦЗ служатся по нему панихиды. Тексты его перевода Литургии Преждеосвященных Даров, предназначенные к пению, недавно положены на музыку и используются в некоторых храмах РПЦЗ в Америке.

"Из готовящегося к печати второго издания книги Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней".

17 октября 2016 г. 13:40
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00