В единстве с Русской Православной Церковью Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-версия.
25 декабря 2023 г. 14:00
Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Мы все происходим от купели князя Владимира»
Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-версия.
20 декабря 2023 г. 14:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II, посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-версия.
11 января 2024 г. 13:00
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
|
ЦВ № 17 (366) сентябрь 2007 /
5 сентября 2007 г.
Игорь Гарькавый: К Поклонному Кресту спешили люди, опаленные тем страшным временемБутовский полигон — место уникальное. И не только потому, что в братских могилах здесь почивают мощи более 330 прославленных святых и еще тысяч непрославленных. Бутовский полигон — первое место массовых захоронений, переданное Русской Православной Церкви. О проблемах мемориализации памяти репрессированных рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Игорь Гарькавый. — Игорь Владимирович, как возникла идея установления Соловецкого креста в Бутово и проведения речного крестного хода? — Бутовский полигон — место уникальное. И не только потому, что в братских могилах здесь почивают мощи более 330 прославленных святых и еще тысяч непрославленных. Бутовский полигон — первое место массовых захоронений, переданное Русской Православной Церкви. В 1996 году решением правительства Московской области территория памятника истории "Бутовский полигон" перешла на баланс прихода храма святых Новомучеников и исповедников Российских. Так наша община взяла на себя ответственность за увековечение памяти всех пострадавших здесь в 30-е годы прошлого века. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был создан наш Мемориальный центр. Одной из его задач является научная разработка концепции мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий. С самого начала работы у нас с отцом Кириллом Каледой, который является председателем Правления центра, было общее понимание того, что формы увековечения памяти пострадавших должны рождаться в диалоге с традицией. Еще три года заняла работа над изучением традиционного наследия в этой области. Были проведены два круглых стола и научно-практическая конференция. В настоящее время Бутовский полигон — это не только первый памятник истории такого рода, переданный Церкви, это единственный мемориальный комплекс памяти жертв сталинского террора, где в основу концепции положены научно описанные традиции отечественной мемориальной культуры. В ходе работы наше внимание привлекла древняя традиция сооружения поклонных памятных крестов. И тогда же в поле нашего зрения попали Соловки. Возникла идея связать две "русские Голгофы". Кроме того, мы уже много лет дружим с Георгием Кожокарем, руководителем кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Я считаю его мастерскую уникальной. Хорошо резать умеют во многих местах. Но Георгий — не только профессиональный архитектор, он глубоко изучил традицию богоименных крестов Русского Севера и способен ее творчески развивать. Поэтому я рекомендовал о. Кириллу его кресторезную мастерскую. Георгию было сделано предложение разработать проект поклонного креста, традиционного по форме и уникального по содержанию. Крест должен был быть посвящен прославлению новомучеников и одновременно увековечению памяти всех пострадавших на Бутовском полигоне в годы гонений. Работа над проектом заняла около двух лет. И, естественно, возник вопрос о том, как доставить крест в Москву. О. Кирилл рассказал о наших планах архиепископу Истринскому Арсению, и он первым высказал идею крестного хода. Когда мы узнали об этом, все встало на свои места. Конечно, крестный ход должен был пройти по каналам, которые строили заключенные, рядом с их заброшенными могилами, — в память обо всех, кто пролил свои слезы, пот и кровь. Встал вопрос о времени установки креста. Обсуждались разные сроки. В итоге было принято решение совершить крестный ход в годовщину начала массового террора, и установить крест 8 августа, спустя ровно 70 лет с того дня, когда на Бутовском полигоне прогремели первые выстрелы. Большую роль сыграло благословение наших планов святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. После этого то, что казалось невозможным, стало уверенно воплощаться в жизнь. — Существовала ли связь между Соловками и Бутово в 1937–38 годах? — Да. Эта связь проходит через судьбы людей, отбывших срок своего заключения на Соловках, вернувшихся домой и вновь арестованных по приказу № 00447 Н.Ежова. Практически всех "повторников" ждал расстрельный приговор. Их возвращение с Соловков уже само по себе было черной меткой. Среди тех, кто "претерпел до конца", были многие священномученики Бутовские — такие, например, как епископ Аркадий (Остальский), протоиерей Сергий Голощапов и многие другие. Их памяти была посвящена выставка, которая сопровождала наш крестный ход. Она неслучайно называется "Крестный путь: Соловки — Бутово". Очень многие донесли свой нелегкий крест от Соловков до Бутовской Голгофы. — Сколько времени потребовалось на изготовление креста и подготовку к крестному ходу? — От момента зарождения идеи прошло около двух с половиной лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около трех месяцев. Что касается крестного хода, то его мы готовили полгода. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд "Андреевский флаг". Коллеги щедро поделились с нами своим большим опытом проведения крестных ходов в различных регионах России. — Как был выбран маршрут крестного хода? — Путь должен был пройти через каналы, созданные заключенными, и, естественно, мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД. — Как проходил крестный ход по малым городам? Какую реакцию он встретил у местных жителей? — Я думаю, что он стал событием в жизни тысяч людей. Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. Каждый город встречал нас по-своему. Но я подметил одну закономерность. Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. "А мой отец...", "А мой брат ..." — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам сатанинской машины. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам. На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега. В Калязине группа смельчаков по благословению местного духовенства ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске — городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага. — Каковы ваши чувства и впечатления от этого события? — Обо всем в двух словах не скажешь. На долгом пути подготовки этого крестного хода было немало трудностей. И нашими скромными человеческими силами ничего из намеченного осуществить, скорее всего, не удалось бы вовсе. И то, что свершилось, произошло благодаря непосредственной помощи Божией и стало для нас, участников и свидетелей, настоящим чудом. И еще одно чувство меня не покидает. Я думаю, многие в этот год семидесятилетней годовщины "ежовщины" чувствовали со стороны своей совести немой укор. Мы должны были вспомнить о миллионах павших под ударами богоборческого режима, о миллионах замученных и забытых, лишенных последнего человеческого права на достойное погребение и память потомков. Эту печальную памятную дату нужно было как-нибудь обозначить, отметить в жизни современной России. Как живого человека от мертвого отличают определенные реакции, так и духовно живого человека должны отличать нравственные действия. И все мы видели, что ни со стороны государства, ни со стороны политических партий, ни со стороны общественных организаций никаких шагов, никаких инициатив не было. И вот вакууму беспамятства и безразличия усилиями десятков людей противопоставлен яркий и узнаваемый символ. Крест, который, пройдя по местам страданий, вобрал в себя эту боль человеческую и силою Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа освятил нашу землю. Подробнее о крестном ходе можно узнать на сайте www.martyr.ru
5 сентября 2007 г.
Ключевые слова:
новомученики, Москва
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|