выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Место подвига — место памяти
Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских прихожан1. Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937–1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-­просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый. PDF-версия.
11 ноября 2022 г. 17:00
Выставка об исповедниках веры уходит в регионы
Этому совместному с бутовским приходом в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской проекту уже больше трех лет. При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» создана концепция одноименной передвижной выставки, выполненной по модульному принципу. Каждый модуль — своеобразный исторический портрет того или иного периода массовых гонений, реализованный в виде большеформатных (размером метр на полтора метра) планшетных стендов числом около полутора десятков. Первый модуль, хронологические рамки которого ограничены 1917 и 1921 годами, начал путешествие по России в 2020 году с Екатеринбурга, где выставлялся в музее Храма на Крови, после чего побывал еще в восьми епархиях Русской Православной Церкви. Доступна для посетителей и первая часть второго модуля, рассказывающего о событиях с 1922 по 1925 год. PDF-версия.
24 января 2022 г. 16:00
В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру
По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-версия
3 января 2020 г. 12:48
История
На конференции. Фото doctorantura.ru
28 октября 2013 г. 13:30
версия для печати версия для печати

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений»

В российской столице завершилась организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению митрополита Волоколамского Илариона Международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Ее научную программу венчал круглый стол «Русская Церковь и проблемы увековечивания памяти жертв массового террора 1920-1930 гг.», собравший в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре священников, краеведов, ученых, музейных работников.

«В рвах бутовских захоронений лежат вместе с мучениками и их палачи. Нам необходимо осознать: как к этому относиться?» - таким непростым вопросом настоятель подмосковного храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа задал высокую планку обсуждения. Как отметил также о. Кирилл, несмотря на действие законодательных актов по увековечиванию памяти жертв репрессий, до сих пор не выработан механизм их реализации. Поэтому госфинансирование таких проектов весьма скудно. По словам директора Мемориального центра «Бутовский полигон» Игоря Гарькавого, государство фактически переложило задачу создания мемориалов репрессированных на плечи родственников пострадавших. «Из ста известных захоронений только четыре являются мемориальными музеями, - сообщил Гарькавый. - Кроме нашего мемориала, это Катынь, Медное и Ганина Яма. Поэтому с самого начала дело мемориализации стало заботой частных сообществ и Русской Православной Церкви. И там, где Церковь не задействована в создании мемориалов, в их художественном оформлении могут появляться недопустимые с православной точки зрения символы — например, брошенный на землю разломанный крест, как в Медном. По мнению ответственного секретаря Журнала Московской Патриархии Сергея Чапнина, необходимо также соблюдать географическую точность в названии мест мемориалов: «На самом деле место, где создан мемориал в память царственных страстотерпцев, называется Четырехбратским рудником, а не Ганиной Ямой».

Опытом организации создании мемориала жертвам репрессий поделились секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин и член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии иеромонах Иосиф (Ключников). К примеру, на организованных о. Иосифом алапаевских раскопках обнаружены останки ста двадцати расстрелянных в период 1930-х годов, в том числе — трех прославленных Церковью новомучеников.

По мнению клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерея Илии Шапиро, хороший способ распространения информации о подвиге новомучеников — установка мемориальных досок в их честь на храмовых фасадах. Такие доски установлены на стенах храма Живоначальной Троицы в с. Горетово (памяти свмч. Михаила Маркова, +1938) и Казанской церкви с.Молоково (памяти свмчч. Василия Озерецковского, +1937, и Алексия Шарова, +1938).

Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Так, специалист Института российской истории Российской академии наук Игорь Курляндский напомнил о недавно открытом в Якутске памятнике Сталину. «Это значимый государственный акт, который, к сожалению, не получил должной оценки Церковью,- подчеркнул выступающий. - Памятник установил какой-то алмазный шейх, позиционирующий себя православным христианином». «Ирония, с которой некоторые говорят о «православном сталинизме», неуместна, - заметил Сергей Чапнин.- Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории. Если мы готовы признать допустимым «православный сталинизм», то это говорит, что с нашей духовной жизнью что-то глубоко не в порядке». Эту мысль развил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Как отметил владыка, сегодня почти никто в России не напоминает, что речь на самом деле идет не о репрессиях, а о гонениях на православие. В обществе «не произошло никакого четкого осуждения этого периода вашей истории. И пока вы этого не сделаете, все остальное будет хромать. Также я удивляюсь, что ни разу на нашей конференции не прозвучала мысль, что изучение этого времени нужно включить в школьную программу для всех классов. Можно ли ожидать, что взрослые смогут без этого понять свою собственную историю? Если это не будет внедрено в сознание с детства, тогда ничего здорового, на мой взгляд, вырасти не может»,- заключил архиепископ Марк.

28 октября 2013 г. 13:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00