iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
История
ЦВ № 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Много ли может студенческий кружок?

Открыв для себя Евангелие, студенты московских технических вузов решили организовать христианский кружок. Его участники изучали Священное Писание, доказывали, что религия не противоречит науке, говорили о Христе с неверующими сверстниками, пили чай, дружили, влюблялись... Когда сложившаяся на занятиях кружка влюбленная пара решила пожениться, они мечтали, что у них будет двенадцать детей — по числу апостолов, и они сами, и их будущие дети всю свою жизнь посвятят проповеди Слова Божия. На дворе стоял 1916 год. До первого ареста мужа в 1920-м они успели организовать еще около десяти таких же кружков в разных учебных заведениях, а также приобрести и отремонтировать полуразрушенный дом, одну половину которого занимали супруги с детьми, а в другой проводились христианские собрания.

В 1937 году на допросе в НКВД бывший руководитель кружка отказался назвать имена своих товарищей студенческих времен и был расстрелян на Бутовском полигоне. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых как священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов. Из участников того же студенческого кружка вышло несколько ныне широко известных священнических родов. Мечта о многих детях-апостолах сбылась.

Сегодня мы тоже собираемся вместе, изучаем Священное Писание в «Библейский час», слушаем лекции известных проповедников, пьем чай, поем под гитару и обмениваемся мнениями о последних событиях. Слава Богу, сегодня за веру нам не грозит арест, заключение или смертная казнь. Но, тем не менее, как часто нас одолевает уныние: как мало мы можем сделать, сколько бы ни прилагали усилий! Кажется, что все это — очередной лагерь, поход, встреча, газета — всего лишь капля в море, все равно мир отнюдь не спешит под нас «прогнуться». В ситуации, когда кажется, что все грустно и все бесполезно, вспомните, что любимым местом из апостольских посланий священномученика Владимира Амбарцумова была 11-я глава Послания к Евреям, где многократно повторяется «верою». Верою, и никак иначе. Тогда у нас все получится.

Если будет одолевать тоска, обратитесь к священномученику Владимиру с молитвой. Как говорил один батюшка, особо почитающий новомучеников: «Если бы я был недавно канонизированным святым и кто-то первый из верующих поставил перед моей иконой свечку, я бы непременно помог этому человеку».

15 октября 2008 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00