iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
На Рождественских чтениях обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях
Сегодня, 26 января, в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания уже прославленных в лике новомучеников и исповедников угодников Божиих. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) – о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; + 1917); член Союза писателей России Артем Маркелов – о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+ 1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской и Крымской епархии протодиакон Василий Марущак – о святителе Антонии Абашидзе (+ 1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) – о верных слугах августейшего семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918).
26 января 2017 г. 19:45
История
ЦВ № 1-2 (374-375) январь 2008 / 
версия для печати версия для печати

Памятные даты 2008 года

900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского

900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония.

Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.

Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаия — епископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон.

Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году.

Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.

 625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

Чудесно переносимая с места на место, она была обретена близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Позднее усердием великого князя Василия Ивановича вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при храме был устроен мужской монастырь. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, обнесенный каменной стеной, но заступничеством Божией Матери обитель и находившаяся в ней икона были спасены. Список Тихвинской иконы Божией матери был перенесен в московский Успенский собор, а затем, по просьбе новгородцев — участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Во время Великой Отечественной войны чудотворная икона Божией Матери была вывезена немцами в Псков, и в 1942 году ее перенесли в Свято-Троицкий собор, где образ хранился два года. Перед наступлением советских войск икону перевезли в Ригу, а впоследствии священник псковской Православной миссии о. Иоанн (Гарклавс) увез ее в США. Почти 60 лет чудотворная икона пребывала в Свято-Троицком соборе в г. Чикаго. В Тихвинский Успенский монастырь она была торжественно возвращена в июле 2004 года. С этого времени ежегодно 9 июля, в День города, который совпадает с Днем явления Тихвинской иконы Божией матери, в Тихвине проводится фестиваль православной культуры «Праздничные звоны».

 

500 лет со дня преставления прп. Нила Сорского

Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество он принял в обители прп. Кирилла Белозерского. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратившись на Русь, он удалился на реку Сору в вологодской земле, построив часовню и келлию. Вскоре там возникла обитель с новым в то время для Русской Церкви скитским уставом, заимствованным прп. Нилом на Афоне.

По завету прп. Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались; монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами запрещалось. В своих письменных трудах «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» прп. Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания. Первая ступень — отречение от мира, в частности от всяких мирских развлечений, вторая — непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти.

Сам подвижник отличался крайним нестяжательством и трудолюбием. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов.

Скончался святой 7 мая 1508 года, на 76м году жизни. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений.

Свято-Нило-Сорская пустынь до сих пор не возвращена Церкви, в ней находится психоневрологический диспансер.

 

475 лет преставления прп. Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский — великий русский подвижник. В 1508 году, на 23 году отшельнической жизни, ему было явление Живоначальной Троицы. Однажды ночью он молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и он увидел Трех Мужей, облаченных в белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а потом, придя в себя, поклонился Им до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся».

Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь повелел ему исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». Тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и затем Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное.

Александро-Свирский монастырь, место подвигов преподобного, в 2005 году был полностью возвращен Русской Православной Церкви. После десятилетий запустения и забвения обитель на реке Свирь восстанавливается.

 100 лет со дня преставления св. прав. Иоанна Кронштадского

2 января 2009 года исполняется 100 лет со дня преставления одного из самых любимых русским православным народом святого — праведного отца Иоанна Сергиева, Кронштадского пастыря.

В середине XIX века город Кронштадт, расположенный на острове в Балтийском море близ Санкт-Петербурга, был местом ссылки для тех, кто по разным причинам был удален из столицы — нищих, преступников, бродяг. Отец Иоанн, в 1855 году назначенный в кронштадтский собор св. апостола Андрея Первозванного, видел свою задачу в том, чтобы помочь изменить жизнь именно озлобленному, опустившемуся человеку. Он начал с того, что стал обходить трущобы и разговаривать с детьми. К нему подходили и взрослые. Священник пытался изменить отношение этих людей к Богу и к самим себе. На пожертвования верующих со всех концов России о. Иоанн создал Дом трудолюбия — трудовой и культурный центр, где могли бы начинать нормальную работу и жизнь обитатели кронштадтского «дна».

Своей известностью о. Иоанн был обязан не только бескорыстию и благотворительности. Он прославился также как великий молитвенник и чудотворец. К нему на исповедь шли тысячи людей.

Таинство Евхаристии о. Иоанн считал центром и смыслом церковной жизни. Он служил Литургию и причащался ежедневно. Исцеления, которые происходили по его молитве, были для него аргументом в пользу частого и осмысленного участия мирян в Таинстве Евхаристии, что в те времена отнюдь не было правилом.

Церковный народ почитал его святым уже при жизни, но официальная канонизация о. Иоанна Кронштадтского состоялась в 1989 году. Его память празднуется 20 декабря (2 января) в день кончины праведника. Мощи святого праведного Иоанна Кронштадского почивают в Иоанновском монастыре на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В настоящее время монастырь является одним из главных центров православного паломничества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, отвечая на вопросы журналистов в канун 2008 года, сказал: «Будущий год в нашей Церкви будет посвящен празднованию 100-летнего юбилея преставления праведного Иоанна Кронштадского. Осмысление духовного наследия святого Иоанна — основная тема научно-богословских конференций и симпозиумов в 2008 г. Центральными праздничными мероприятиями года, посвященного Иоанну Кронштадскому, станут богослужения в дни памяти этого подвижника благочестии и молитвенника земли Русской».

90 лет со дня преставления страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении. И если первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнявшем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, то второй период — это путь на русскую Голгофу, крестный путь восхождения к святости... Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, император Николай принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота.

В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева царской семье был зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной, святых мучеников добивали штыками. Вместе с царской семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела вывезли за город и долго пытались уничтожить с помощью серной кислоты, бензина и гранат.

Во все время советской власти на память последнего российского императора изливалась неистовая хула. Тем не менее народное почитание Царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины — 17 июля.

В 2000 году, во время визита на Уральскую землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил создание на месте уничтожения останков царской семьи в урочище Ганина Яма монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев.

Летом 2008 года в Екатеринбурге пройдет ежегодный фестиваль православной культуры «Царские дни». Состоится традиционный крестный ход к Ганиной яме — месту первоначального захоронения останков Царственных страстотерпцев.

В рамках подготовки к 90-летию со дня расстрела царской семьи православная общественность Москвы выступает за переименование станции метро «Войковская», которая была названа в честь Петра Войкова, одного из организаторов этого преступления.

Борис Поликарпов
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00