iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
История
ЦВ № 1-2 (374-375) январь 2008 / 
версия для печати версия для печати

Памятные даты 2008 года

900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского

900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония.

Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.

Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаия — епископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон.

Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году.

Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.

 625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

Чудесно переносимая с места на место, она была обретена близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Позднее усердием великого князя Василия Ивановича вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при храме был устроен мужской монастырь. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, обнесенный каменной стеной, но заступничеством Божией Матери обитель и находившаяся в ней икона были спасены. Список Тихвинской иконы Божией матери был перенесен в московский Успенский собор, а затем, по просьбе новгородцев — участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Во время Великой Отечественной войны чудотворная икона Божией Матери была вывезена немцами в Псков, и в 1942 году ее перенесли в Свято-Троицкий собор, где образ хранился два года. Перед наступлением советских войск икону перевезли в Ригу, а впоследствии священник псковской Православной миссии о. Иоанн (Гарклавс) увез ее в США. Почти 60 лет чудотворная икона пребывала в Свято-Троицком соборе в г. Чикаго. В Тихвинский Успенский монастырь она была торжественно возвращена в июле 2004 года. С этого времени ежегодно 9 июля, в День города, который совпадает с Днем явления Тихвинской иконы Божией матери, в Тихвине проводится фестиваль православной культуры «Праздничные звоны».

 

500 лет со дня преставления прп. Нила Сорского

Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество он принял в обители прп. Кирилла Белозерского. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратившись на Русь, он удалился на реку Сору в вологодской земле, построив часовню и келлию. Вскоре там возникла обитель с новым в то время для Русской Церкви скитским уставом, заимствованным прп. Нилом на Афоне.

По завету прп. Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались; монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами запрещалось. В своих письменных трудах «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» прп. Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания. Первая ступень — отречение от мира, в частности от всяких мирских развлечений, вторая — непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти.

Сам подвижник отличался крайним нестяжательством и трудолюбием. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов.

Скончался святой 7 мая 1508 года, на 76м году жизни. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений.

Свято-Нило-Сорская пустынь до сих пор не возвращена Церкви, в ней находится психоневрологический диспансер.

 

475 лет преставления прп. Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский — великий русский подвижник. В 1508 году, на 23 году отшельнической жизни, ему было явление Живоначальной Троицы. Однажды ночью он молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и он увидел Трех Мужей, облаченных в белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а потом, придя в себя, поклонился Им до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся».

Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь повелел ему исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». Тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и затем Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное.

Александро-Свирский монастырь, место подвигов преподобного, в 2005 году был полностью возвращен Русской Православной Церкви. После десятилетий запустения и забвения обитель на реке Свирь восстанавливается.

 100 лет со дня преставления св. прав. Иоанна Кронштадского

2 января 2009 года исполняется 100 лет со дня преставления одного из самых любимых русским православным народом святого — праведного отца Иоанна Сергиева, Кронштадского пастыря.

В середине XIX века город Кронштадт, расположенный на острове в Балтийском море близ Санкт-Петербурга, был местом ссылки для тех, кто по разным причинам был удален из столицы — нищих, преступников, бродяг. Отец Иоанн, в 1855 году назначенный в кронштадтский собор св. апостола Андрея Первозванного, видел свою задачу в том, чтобы помочь изменить жизнь именно озлобленному, опустившемуся человеку. Он начал с того, что стал обходить трущобы и разговаривать с детьми. К нему подходили и взрослые. Священник пытался изменить отношение этих людей к Богу и к самим себе. На пожертвования верующих со всех концов России о. Иоанн создал Дом трудолюбия — трудовой и культурный центр, где могли бы начинать нормальную работу и жизнь обитатели кронштадтского «дна».

Своей известностью о. Иоанн был обязан не только бескорыстию и благотворительности. Он прославился также как великий молитвенник и чудотворец. К нему на исповедь шли тысячи людей.

Таинство Евхаристии о. Иоанн считал центром и смыслом церковной жизни. Он служил Литургию и причащался ежедневно. Исцеления, которые происходили по его молитве, были для него аргументом в пользу частого и осмысленного участия мирян в Таинстве Евхаристии, что в те времена отнюдь не было правилом.

Церковный народ почитал его святым уже при жизни, но официальная канонизация о. Иоанна Кронштадтского состоялась в 1989 году. Его память празднуется 20 декабря (2 января) в день кончины праведника. Мощи святого праведного Иоанна Кронштадского почивают в Иоанновском монастыре на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В настоящее время монастырь является одним из главных центров православного паломничества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, отвечая на вопросы журналистов в канун 2008 года, сказал: «Будущий год в нашей Церкви будет посвящен празднованию 100-летнего юбилея преставления праведного Иоанна Кронштадского. Осмысление духовного наследия святого Иоанна — основная тема научно-богословских конференций и симпозиумов в 2008 г. Центральными праздничными мероприятиями года, посвященного Иоанну Кронштадскому, станут богослужения в дни памяти этого подвижника благочестии и молитвенника земли Русской».

90 лет со дня преставления страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении. И если первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнявшем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, то второй период — это путь на русскую Голгофу, крестный путь восхождения к святости... Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, император Николай принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота.

В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева царской семье был зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной, святых мучеников добивали штыками. Вместе с царской семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела вывезли за город и долго пытались уничтожить с помощью серной кислоты, бензина и гранат.

Во все время советской власти на память последнего российского императора изливалась неистовая хула. Тем не менее народное почитание Царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины — 17 июля.

В 2000 году, во время визита на Уральскую землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил создание на месте уничтожения останков царской семьи в урочище Ганина Яма монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев.

Летом 2008 года в Екатеринбурге пройдет ежегодный фестиваль православной культуры «Царские дни». Состоится традиционный крестный ход к Ганиной яме — месту первоначального захоронения останков Царственных страстотерпцев.

В рамках подготовки к 90-летию со дня расстрела царской семьи православная общественность Москвы выступает за переименование станции метро «Войковская», которая была названа в честь Петра Войкова, одного из организаторов этого преступления.

Борис Поликарпов
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи