iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
История
9 декабря 2005 г.
версия для печати версия для печати

Солдаты Победы

В юбилейный год 60-летия Великой Победы более 350 ветеранов войны — жителей Костромской области получили благословенные грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Среди удостоенных почетной награды Предстоятеля Русской Православной Церкви были и священнослужители Костромской епархии, прошедшие фронтовыми дорогами: протоиерей Константин Ильчевский и архимандрит Михаил (Беляев).

Одним из ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в юбилейном параде Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2005 года, стал клирик Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромской епархии, почетный гражданин Костромы протоиерей Константин Ильчевский.

Будущий пастырь родился в 1924 году в селе Городное Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши. Семье крестьян Ильчевских довелось в полной мере пережить тяжесть немецкой оккупации; целых полгода через их село проходила линия фронта. В 1942 году, за два дня до своего 18-летия, Константин Ильчевский под сводами Свято-Никольского храма в Городном обвенчался со своей супругой Верой Петровной, ставшей доброй спутницей его жизни почти на шесть десятилетий и матерью пятерых детей. В июле 1944 года советские войска освободили село, а уже 1  августа двадцатилетнего Константина призвали в армию. В декабре он попал на фронт.

О своем участии в боевых действиях отец Константин вспоминает так:

«С 20 декабря 1944 года я был артиллерийским разведчиком-наблюдателем на Первом Белорусском фронте. Наш полк громил немецкие позиции у реки Вислы в Польше, а после успешного прорыва мы шли по пятам убегавших немцев до реки Одер в Германии. В жарких боях за маленький плацдарм на западном берегу Одера возле деревни Гроснойдорф в мое дежурство наш наблюдательный пункт был обстрелян, и меня легко ранило осколком в лицо. Закрепив свои позиции, мы пробыли на этом месте около трех недель до переброски на такой же плацдарм около города Кюстрин; здесь я 27 марта 1945 года был ранен осколком в бедро и после перевязки доставлен в город Нойдам, в госпиталь. Проводивший операцию хирург подарил мне на память осколок, извлеченный из раны. Затем начались переезды по госпиталям  — в Германии, в Польше и наконец в России. Здесь, на больничной койке в селе Кожла-Сола Марийской республики, я встретил день Победы».

В ноябре 1945 года Константин Ильчевский был демобилизован по ранению и вернулся на родину. С детства воспитанный родителями в церковном духе, в традициях веры и благочестия, он решил посвятить жизнь служению Богу и Церкви. В 1948 году архиепископ Пинский и Лунинецкий Даниил рукоположил Константина в сан диакона, а в 1949 году — в сан священника. В 1963 году протоиерей Константин Ильчевский переехал в Костромскую область, где служил настоятелем нескольких сельских храмов и Введенского кафедрального собора г. Галича. В 1971 году архиепископ Костромской и Галичский Кассиан (Ярославский; 1899—1990) назначил его настоятелем Иоанно-Златоустовской церкви Костромы. В 1983—1989 годах протоиерей Константин работал секретарем Костромского епархиального управления, став верным помощником старца-архипастыря.

В августе 1991 года, когда возрожденный из руин Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме стал кафедральным храмом епархии, отец Константин начал служить здесь, пред ликом главной святыни Костромской земли — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

По сей день умудренный годами и жизненным опытом добрый пастырь наравне со своими более молодыми собратьями исполняет чреду священнослужения в соборе, является членом епархиального совета и епархиального суда. Отцу Константину часто приходится выступать на страницах газет и журналов, проводить беседы с молодежью, встречаться со школьниками, призывниками.

Церковные и государственные власти высоко оценили его пастырские и патриотические труды: рясу отца Константина украшают Патриарший крест, ордена святого равноапостольного великого князя Владимира (II и III  степеней), преподобного Сергия Радонежского всех трех степеней, святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского III степени (полученный из рук Святейшего Патриарха Алексия), орден Отечественной войны (I степени), орден Почета (который отцу Константину вручил Президент России В.В. Путин), ордена Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» (IV степени), медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

И сегодня каждый день на улицах древней Костромы можно видеть убеленного сединами, пожилого, неизменно приветливого и общительного священника, спешащего к своей пастве.

 

В судьбе архимандрита Михаила (Беляева) отразились и радость Великой Победы, и скорбь гонений на Церковь ХХ столетия. Он родился в 1925 году в деревне Семунино Буйского района Костромской области, в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году он окончил пять классов школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование — Михаил Беляев стал работать в колхозе. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск.

В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания. В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области. В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули.

Возвратившись домой, Михаил принял решение стать церковнослужителем и переехал в Кострому, где трудился чтецом и иподиаконом при кафедральных соборах: Иоанно-Златоустовском, а с 1964 года (в связи с переносом кафедры костромских архипастырей) — Воскресенском на Нижней Дебре. В 1971 году архиепископ Кассиан рукоположил его во священника и назначил настоятелем Преображенской церкви погоста Макарий-на-Письме Буйского района. Здесь, на месте древней обители, основанной преподобным Макарием Писемским в конце XIV столетия и упраздненной в XVIII веке, к тому времени сохранились два храма — зимний каменный и летний деревянный; в подклете деревянной церкви под спудом покоились святые мощи основателя монастыря. Местные власти неоднократно пытались закрыть приход, ссылаясь на малую численность верующих, и отцу Михаилу на протяжении полутора десятков лет вновь пришлось сражаться — теперь на фронте духовной брани, защищая вверенную ему святыню.

В феврале 1994 года определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель, священником и духовником которой стал протоиерей Михаил Беляев. Приняв монашеский постриг и возведенный в сан архимандрита, он и сейчас, несмотря на преклонный возраст, вместе с настоятельницей обители игуменией Ангелиной (Травиной) усердно воссоздает иноческие традиции этого святого места Костромской земли.

30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали. Этому предшествовала большая работа по исследованию материалов региональных и федеральных архивов, проведенная сотрудниками Костромской епархии и областного военкомата. После того как в здании епархиального управления областной военком полковник Г.С. Куимов вручил старцу-архимандриту награды, которых его лишили несколько десятилетий назад, губернатор Костромской области В.А. Шершунов объявил: принято решение ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о награждении архимандрита Михаила (Беляева) орденом Почета.

9 декабря 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00