выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
История
фото fedotov1384.livejournal.com
15 января 2014 г. 17:45
версия для печати версия для печати

Вернуть улицам Петербурга исторические названия вновь предложила православная общественность

В Санкт- Петербурге состоялась конференция, посвященная 70-летию со дня первого массового возвращения исторических названий (топонимов) улицам России. Как известно, старые названия советская власть стала впервые возвращать во время Великой Отечественной войны. По данным вице-президента Фонда поддержки исторических традиций "Возвращение" к.ю.н. Даниила Петрова, в Ленинграде этот процесс начался в январе 1944 года, когда  городу вернули 20 исторических топонимов. В частности, проспект 25 Октября снова стал Невским, площадь Урицкого - Дворцовой, улица 3 июля - Садовой, проспект Красных командиров - Измайловским, площадь Жертв революции - Марсовым полем и т. д. Мотивом, по мнению Даниила Петрова, стало заигрывание советской власти с патриотическими настроениями населения и Церковью для сохранения своей власти. «Они старались подбодрить народ, который в своем большинстве по- прежнему исповедовал православие, а не атеизм, показать, что они возвращают стране ее историческое прошлое, знаменательные даты побед, имена прославленных царских полководцев т.д. Инициатором возвращения старых названий в то время был главный архитектор города Николай Варфоломеевич Баранов,- сообщил ЦВ Даниил Петров. - Однако в конце 1940-х-начале 50-х, когда угроза миновала, началась волна новых советских переименований. Процесс продолжался до перестройки». Новое возвращение исторических названий улицам Петербурга началось уже при мэре города Анатолии Собчаке. Тогда, по словам эксперта, было переименовано порядка 45-50 улиц и площадей.

Почему так важно возвращать исторические названия? «Исторические названия связаны с многовековым духовным и историческим опытом наших предков. Уничтожая их, мы тем самым отрицаем память о них и их свершениях. Если мы хотим быть «иванами не помнящими родства», это одно, а если хотим вернуться к своим истокам, то нужно восстановить разорванную коммунистами нить исторической духовной преемственности. Кроме того стыдно, когда ты ходишь по улицам с именами политических преступников, уничтожавших свой народ»,- говорит Даниил Петров. Аналогичное мнение у редактора официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров" протоиерея Александра Степанова: "Советский период был катастрофическим в духовно-нравственном отношении, сохранение большевистских названий фиксирует в подсознании положительное отношение к персонажам того режима. Это труп, который мы тащим за собой. Он разлагается и отравляет нашу жизнь".

Поэтому на радио «Град Петров» при поддержке Санкт-Петербургской епархии уже три года существует программа "Возвращение в Петербург", которую ведет журналист Марина Лобанова. Радио старается объединить сторонников исторической справедливости. Цель программы — разъяснять петербуржцам необходимость возвращения городу исторических названий. В 2011 году «Граду Петрову» удалось собрать 2.5 тыс. подписей в поддержку рекомендательного решения городской Топонимической комиссии по возвращению Северной столице 40 топонимов. Однако губернатор Георгий Полтавченко ввел мораторий на изменение топонимической среды Санкт-Петербурга на 3 года. Мотивацию своего решения градоначальник объяснил тем, что   по данным соцопроса, проведенного в Северной столице, большинство населения против переименований. По словам Марины Лобановой, причина кроется в недостаточной информированности горожан, которые боятся массовых изменений в документах и связаных с этим неудобствах. «Однако все юристы и городские чиновники подтверждают, что никаких изменений в документах в связи с новыми переименованиями не будет. Как не было их и в начале 1990-хх, когда было изменено название города,- говорит она. - Однако право переименования, в отсутствии закона о топонимике, целиком находится в компетенции губернатора. Но мы не оставляем эту работу, потому что не хотим, чтобы имена людей, уничтожавших свой народ, в частности Бела Куна (организовал красный террор в Крыму после ухода белых войск), Павла Дыбенко, Якова Свердлова и других носили наши улицы. Мы за сохранения культуры и культурного наследия». В связи с 70-летием возвращения исторических названий в блокадном Ленинграде радио «Град Петров» направило письмо Губернатору Петербурга с предложением продолжить начатое возвращение исторической памяти и вернуть еще 70 топонимов.

15 января 2014 г. 17:45
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00