выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Интервью
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Долгий путь с войны. Бывший офицер вермахта вернул старинную икону, вывезенную из России

6 мая, по окончании Божественной литургии в московском Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар храму старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы войны и ныне возвращенную в Россию. Так сбылась мечта Ханса Больтендаля — бывшего офицера вермахта, бывшего военнопленного, ставшего реставратором и иконописцем. Мы публикуем фрагменты из его воспоминаний.

Долгая история «чудесного спасения» и возвращения в храм иконы Пресвятой Богородицы началась много десятилетий назад, в годы страшной войны. Как ее спасли из горящей церкви, как вывезли в Германию, мне неизвестно. Я могу рассказать только о том, как она попала ко мне, какой путь прошла, чтобы вернуться в Россию. Я уверен, что с этой иконой не может происходить ничего случайного. Было ли случайностью, что икона попала именно ко мне? Было ли случайным мое увлечение иконописью?..

Мой интерес к иконам возник в период моего пребывания в русском плену после Второй мировой войны. Именно там я впервые обратил внимание на потемневшие от времени строгие лики святых и был потрясен, потому что ничего подобного до этого не видел. Многие годы спустя, во время многочисленных поездок в Святую землю, в Грецию, Египет, Иорданию, Болгарию, по русскому Золотому кольцу, а также по Германии, я стремился как можно полнее ознакомиться с миром икон, потому что не мог себе объяснить, по какой причине меня так влечет к ним и в монастырях, и на различных выставках и в музеях. Теперь-то я понимаю, что именно духовная жажда пробуждала мое любопытство. Через некоторое время я стал размышлять о том, как же пишутся иконы. И решил учиться иконописи.

Естественно, я понимал, что это будет непросто, но я решился. На своей первой иконе я изобразил Архангела Михаила. Три недели я посещал курсы при представительстве Московского Патриархата в Дюссельдорфе. Во время паломнических поездок я вновь и вновь посещал монастыри и разговаривал с монахами. У них я научился тому, что иконы следует писать в спокойном, умиротворенном состоянии и призвав на помощь всю свою веру. И в моей мастерской стало появляться все больше икон. Со временем мне удалось усовершенствовать мою технику. Посещая курсы университета народных ремесел, я научился еще и резьбе по дереву. Для самых красивых икон я вырезал деревянные рамы – киоты, выбирая для их украшения растительные орнаменты. В мою мастерскую приходило множество заинтересовавшихся посетителей, которым я рассказывал о духовной силе икон. После проведения четырех выставок в нашем городе Гладбеке я стал известен и за его пределами.

Однажды в августе 2000 года на пороге моего дома появилась госпожа Татер, которая принесла покрытую слоем грязи деревянную доску и попросила меня провести небольшую экспертизу: можно ли эту старую доску, найденную при уборке хлама на чердаке частного дома, выбросить или ее надо оставить. Так икона «Успение Богоматери» попала именно ко мне. Я тщательно протер ее медицинским спиртом, не повредив ни слой олифы, ни красочный слой, а потом с помощью специальных препаратов вывел всех жучков-древоточцев.
На иконе Христос с душой Марии на левой руке, окруженный ангелами, является, чтобы забрать Ее на небо.

Три недели спустя я показал икону госпоже Татер и рассказал об этом Богородичном празднике. Госпожа Татер заявила, что не имеет никакого отношения к этой иконе и хочет подарить ее мне. Реставрируя икону, я настолько полюбил ее, что не смог скрыть своей радости, услышав, что мне ее подарили. Теперь она заняла в моей мастерской самое почетное место, к радости всех последующих посетителей.

Однако мои усилия по розыску сведений о происхождении этой иконы успеха не принесли. Используя свое достаточно богатое собрание книг об иконах, я провел большую исследовательскую работу. В результате мне стало ясно, что эта икона ранее находилась в иконостасе. По манере письма я понял, что икона является русской.
Хотя икона была мне подарена, я никогда не считал ее своей собственностью. С первого дня после получения иконы я был уверен в том, что она в один прекрасный день вернется к себе на родину. Я даже завещал своему сыну Кристофу исполнить это мое желание в случае моей внезапной смерти.

В 2008 году, при приближении моего 80-го дня рождения, я подумал о том, что настало время принять решение и приступить к возвращению иконы.
Вскоре моим предложением заинтересовался Мемориальный музей немецких антифашистов в Красногорске. Однако я объяснил, что хранение иконы в музее никак не соответствует моему желанию: икона должна опять попасть в церковь и быть доступной молящимся верующим. Руководство музея пообещало мне позаботиться об этом.
Мой друг, резчик по дереву Вернер Климетцки, как только услышал о моей миссии, предложил сделать специальный легкий деревянный чемодан для иконы. После того, как я получил визу, уже ничто не могло помешать моей поездке.

В один из пасмурных дней января 2008 года на таможне московского аэропорта Шереметьево-2 стояла женщина с табличкой, на которой большими буквами было написано «Иконописец Ханс Больтендаль». Я увидел ее издалека и приветливо помахал рукой...

И вот я в Красногорске. Это историческое место. В военные и послевоенные годы здесь находился большой лагерь военнопленных, через который прошли много тысяч человек. Среди них были и высшие немецкие офицеры, такие как фельдмаршал Фридрих Паулюс и генерал Вальтер фон Зейдлиц. В 1943 году здесь был образован Национальный комитет «Свободная Германия». Немного в стороне от лагеря, в пятнадцати минутах ходьбы, находилась антифашистская школа, которая стала кузницей политических кадров для будущей ГДР. Как оказалось, именно в здании школы сегодня и размещается Мемориальный музей немецких антифашистов.

Красногорский музей является филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве и хранит собрание документов о немецких военнопленных.
На карте, где были отмечены все лагеря военнопленных, я нашел также и номер лагеря, в котором я находился с 1945 по 1949 год.

Класс антифашистской школы (а в 1948 году в сибирском лагере меня вербовали в точно такую же школу, в которой тогда прошли курс политучебы около четырех тысяч немцев) был воссоздан в прежнем виде: простые деревянные столы и скамейки, на стенах висят портреты Ленина, Сталина и других политических деятелей. В одной из ниш я увидел реконструированную сцену допроса немецкого военнопленного политруком, и это было очень похоже на тот эпизод, который мне пришлось пережить в лагере. К счастью, никто не заметил ужаса, охватившего меня при виде этой сцены – в моем воображении обе фигуры ожили... Но вскоре я пришел в себя. А ведь могло случиться и так, что перед этим политруком в витрине оказался бы я... Я был так потрясен, что не замечал окруживших меня людей.

Много лет назад, когда я был в плену, один политрук предложил мне поступить в антифашистскую школу. Но, к неудовольствию этого офицера, я тогда отказался от его предложения, потому что хотел вернуться к своей семье в Западную Германию. Я и не предполагал, что главным делом моей жизни в последние десятилетия будет реставрация русской иконы и возвращение ее на родину. И я так хотел бы, чтобы эта моя малая миссия послужила знаком мира, взаимопонимания и взаимоуважения между народами России и Германии.
Чтобы принять икону и отвезти ее в Даниловский монастырь, в музей прибыл представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Это дело оказалось настолько важным, что именно специалисты Патриархата должны были определить возраст и происхождение иконы. Возможно она намного старше, чем предполагалось вначале. Кроме того, там будет решаться вопрос о необходимости ее дальнейшей реставрации.

Но эта история еще не закончилась, хотя теперь икона вновь обрела родной дом. Ее происхождение, вероятно, так и останется неизвестным. Но как только она снова будет доступна в церкви для людей, ищущих утешения, то я или кто-то другой должен будет написать завершение этой истории.

В моей мастерской находится небольшая модель русской церкви из дерева, которую я смастерил по своему собственному проекту и украсил изнутри изображениями ангелов и святых. Это церковь во имя иконы «Успение Богоматери». И главная икона этого маленького храма – копия с большой иконы «Успение Богоматери». Таким образом, эта моя икона остается не только в моем сердце, но и как собственноручно написанная мною копия.

А пока я хочу поблагодарить всех, кто хоть в какой-то мере причастен к этой истории. Особая благодарность Мемориальному музею и фотографу Николаю Армякову, разрешившему напечатать фотографии, на которых запечатлены моменты этой моей истории. Мне все эти события принесли огромную радость. Я познакомился с новыми, дорогими мне людьми, ставшими моими друзьями.

 

Ирина Судникова
14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00