выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Интервью
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий на хоре.
ЖМП № 10 октябрь 2020 /  28 декабря 2020 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Духовная застава на Иртышском берегу

ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ К ЮБИЛЕЮ ТОБОЛЬСКОЙ КАФЕДРЫ


400 лет назад на Московском Соборе Патриарх Филарет и его царственный сын Михаил Федорович учредили Сибирскую епархию с центром в Тобольске. Она стала первой православной епархией в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. С годами Сибирская епархия стала самой обширной в Русской Церкви, а сегодня это одна из крупнейших митрополий в Сибири. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о том, как развивается возглавля­емая им митрополия. PDF-версия.


— Ваше Высокопреосвященство, даже после разукрупнения Тобольская епархия остается очень большой, а среди новосозданных — едва ли не самой обширной в Церкви. Понятно, что это накладывает свои особенности на  управление ею. В чем вы видите особую специфику и сложности в служении правящего архиерея?

— Современную Тобольскую митрополию  территориально, по сибирским меркам, нельзя назвать очень большой. Она включает только аграрный юг Тюменской области. По площади это гораздо меньше и Ханты-Мансийского, и Ямало-Ненецкого автономных округов, административно входящих в Тюменскую область, и тем более в несколько раз меньше территории Красноярского края (Красноярской митрополии). Однако, если сравнивать с епархиями центральной части России, Тобольская мит­рополия, безусловно, территориально больше многих епархий.

Важное значение в управлении епархией имеет соборность. Ежегодно у нас проходит собрание духовенства и мирян, три раза в году — духовенства, четыре-пять раз в году — заседание Епархиального совета. Соборно принимается план мероприятий на каждый год. По этому плану свое служение осуществляют благочиния и приходы.

В этом году исполняется и 30 лет возрождения Тобольской епархии, а потому у нас уже хорошо отработан весь механизм: от планирования церковных мероприятий и их проведения до анализа удачных моментов и недочетов. Отдельно отмечу, что в этой работе активное участие принимают преподаватели и студенты Тобольской духовной семинарии. Особенно это касается проведения конференций, круглых столов и миссионерских поездок.

Важно отметить еще одну особенность нашей епархии: архиерейская кафедра расположена необычно — в районном центре, а не в областной столице. Это связано с тем, что при возрождении епархии в 1990 году кафедральным городом был определен древний Тобольск. До революции он был столицей губернии и кафедральным городом, а после революции этот статус упразднили, и Тобольск стал районным центром, а областным центром стала Тюмень. Перенесение областной столицы в Тюмень, возможно, связано с транспортной инфраструктурой региона, поскольку там сосредоточена сеть железных и автомобильных дорог, впоследствии появился и аэропорт. На церковную жизнь епархии это существенно не влияет, все вопросы с органами государственной власти успешно решаются в Тюмени.

Большинство выпускников семинарии становятся священниками

— Каков образовательный уровень священников в вашей епархии? Какая ведется работа в этом направлении?

— Во-первых, все духовенство епархии — это выпускники Тобольской духовной семинарии. А во-вторых, мы ежегодно осенью проводим двухнедельные курсы для духовенства. Так мы стараемся выполнять благословение священноначалия о переподготовке пастырей. Кроме того, духовенство епархии участвует в общецерковных семинарах: по социальному служению, религиозному образованию и катехизации, взаимодействию с Вооруженными силами и силовыми структурами, и т. д.

Но особое внимание в епархии уделяется развитию образовательной деятельности — не только в духовной семинарии, но и в православных гимназиях и воскресных школах. В нашей митрополии действует четыре православные гимназии, которые возглавляют священнослужители. Гимназии имеют государственные лицензию и аккредитацию.

— Расскажите подробнее о семинарии в Тобольске. Взаимодействует ли она со светскими вузами?

— Открытие и становление Тобольской духовной семинарии оказало большое влияние на жизнь епархии. Когда 30 лет назад, в 1989 году, священноначалие решило возродить Тобольскую духовную семинарию, местные власти предложили сделать это в полуразрушенном храме Апостолов Петра и Павла. Большая работа по возрождению семинарии легла на плечи митрополита Омского и Тюменского Феодосия, поскольку тогда еще существовала Омско-Тюменская епархия. Светлая ему память! Позже удалось вернуть Церкви часть зданий Тобольского кремля, в них и разместилась семинария.

После моего назначения в 1990 году на Тобольскую кафедру и пост ректора духовной семинарии мне пришлось приложить большие усилия, чтобы добиться признания семинарии как высшего учебного заведения на региональном уровне. В середине 1990-х годов семинария получила государственную лицензию на образование, а меня в качестве ее ректора пригласили войти в состав Совета ректоров вузов Тюменской области. Благодаря этому удалось выстроить хорошие отношения с руководством вузов, вовлечь их в совместные программы по проведению Кирилло-Мефодиевских и Рождест­венских чтений. Выстроились взаимополезные отношения с Тюменским государственным университетом и многими другими вузами. Более 700 выпускников семинарии совершают свое служение в Сибирском регионе, Приморском крае, центральной части России, в ближнем и дальнем зарубежье. Десять выпускников семинарии сегодня совершают епископское служение в Церкви; еще 10 выпускников, получив дальнейшее образование в Москве и Петербурге, стали кандидатами богословия; 11 выпускников во взаимодействии со светскими вузами защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами наук; 44 выпускника защитили магистерские диссертации в семинарии. Работа над магистерскими диссертациями еще более послужила сближению с учеными светских вузов, которые являются научными руководителями студентов или их оппонентами при написании магистерских работ. И несомненно, радует тот факт, что абсолютное большинство выпускников Тобольской духовной семинарии принимают священный сан.

— Кто из ваших предшественников на Тобольской кафедре вам ближе всего по духу? Почему?

— Одна из наиболее значимых фигур в истории Тобольской митрополии — архиепископ Киприан (Старорусенников), первый тобольский архиерей. Помимо трудов по организации церковной жизни в епархии он немало сил отдал делу просвещения, положил начало сибирскому летописанию. Другие тобольские архиереи также внесли важный вклад в развитие образования и богословия. Это митрополит Филофей (Лещинский), архиепископы Антоний (Нарожницкий), Варлаам (Пет­ров) и многие другие.

Все святители на Тобольской кафедре были подвижниками веры и благочестия. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, являет собой пример архипастырской мудрости, молитвенности и благочестия. Совершавший вместе с ним служение святитель Филофей открыл первую школу на Сибирской земле, построил множество храмов, отдал немало сил для развития миссионерского служения и проповеди для народов Сибири.

— Ведется ли в епархии работа по популяризации этих святителей?

— Конечно! Преподаватели и учащиеся Тобольской духовной семинарии ведут серьезную работу по изучению деятельности архипастырей: посвящают им доклады, семестровые сочинения, курсовые работы, бакалаврские и магистерские диссертации, вместе со светскими историками и писателями издают отдельные статьи и книги. Большую работу проводит Миссионерский отдел. В Тюмени установлен бронзовый памятник святителю Филофею с предстоящими представителями коренных народов Севера. Кстати, место, где установлен монумент, названо в его честь — сквер Святителя Филофея.

Будущее Абалакского монастыря — социальное служение

— Сколько в епархии сегодня действует монастырей?

— Два мужских и два женских. В Тюмени действует Троицкий мужской монастырь. При нем, кстати, открыты Тюменская православная гимназия и Тюменское духовное училище. Другой монастырь в Тюмени — Богородице-Рождественская женская обитель — знаменит тем, что это место, куда на поезде прибыла семья Николая II в 1917 году, после того как Временное правительство сослало их в Тобольск. Вблизи Тобольска действует Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь, при котором есть приют для девочек.

— Абалакский Знаменский мужской монастырь — важное для российской истории место. Что епархия делает для развития этой обители?

— Да, Абалакский мужской монастырь — один из древнейших на Сибирской земле. В 1636 году было явление Абалакской иконы Божией Матери, и по Ее повелению был построен храм в честь иконы «Знамение — Абалакская». После революции монастырь был закрыт и превращен в пересыльный лагерь НКВД. Историки утверждают, что в этом лагере пребывал митрополит Петр (Полянский), перед тем как его отправили в ссылку на Крайний Север, в местечко Хэ. Впоследствии на территории монастыря устроили колхозную машинно-тракторную станцию.

Возрождение монастыря и передача зданий начались в 1989 году. Монастырь передавался в сильно разрушенном состоянии. Сейчас обитель в основном восстановлена, в братии 42 человека. Многие из них — выпускники Тобольской духовной семинарии, часть — преподаватели этого учебного заведения. Кроме того, в монастыре, в зависимости от сезона, трудится 50–60 трудников. Вообще у монастыря большое хозяйство — 200 га пахотных земель, более 100 га сенокосных угодий, порядка 30 коров, пасеки. Обитель производит свою молочную продукцию, хлеб, мед. Кроме того, монахи занимаются и социальным служением — реабилитацией людей, попавших в пагубную зависимость.

Будущее монастыря видится в развитии социального служения. Одно из подворий находится в селе Липовка, которое многие годы было заброшено, а сейчас возрождается. На монастырском подворье трудятся местные жители, а также люди, которые проходят реабилитацию. Здесь благоприятные условия для этого: село находится в отдаленном месте на красочном берегу реки Тобол. Монастырь построил здесь пять деревянных домов, куда и зимой, и летом приезжают православные семьи, чтобы пожить сельской жизнью.

— Не планируете восстановить Знаменский мужской монастырь в Тобольске?

— Пока речь идет о восстановлении семинарии, расположенной на территории обители. Очень радует, что областное правительство решило вернуть Церкви историческое здание семинарии. Вообще Знаменский монастырь был первым в Сибири. До революции в нем размещалась семинария, а в советское время обитель упразднили и сделали там ветеринарный техникум.Наши семинаристы подробно изучили это историческое место, а специалисты областного Министерства культуры определили степень сохранности и уникальности исторических ­объектов. Сейчас перед руководством семинарии стоит задача совместно с реставраторами разработать и утвердить проект восстановительных работ, а затем внимательно проконтролировать его исполнение.

Кстати, у нас есть и другие планы относительно строительства: мы надеемся создать храм в каждом райцентре. Во всех райцентрах на данный момент построены или почти постро­ены каменные храмы. Также в рамках программы «Строительство храмов в шаговой доступности» в стадии завершения находится строительство трех храмов и выделены земельные участки еще для четырех в новых микрорайонах Тюмени. Это же быстрорастущий город, поэтому мы наде­емся, что храмы со временем появятся в каждом микрорайоне.

Отменили все торжества, кроме праздничного богослужения

— Как бы вы оценили отношения вашей епархии с местными властями? Насколько успешно реализуются церковно-государственные проекты?

— За эти годы выстроились хорошие взаимоотношения епархии и местных властей. Реша­ются вопросы постепенной передачи исторических зданий семинарии, восстановления и реставрации храмов и церковных зданий. Правительство помогает нам проводить научные конференции, открывать детские лагеря отдыха, проводить миссионерскую детскую экспедицию «Славянский ход», в которой ежегодно принимает участие более 500 детей. Особенно детям нравится речной маршрут на пароходе от Тобольска до Салехарда и обратно. Важно подчеркнуть, что совместные церковно-государственные проекты помогают наладить межконфессиональные и межнациональные отношения в регионе. Среди социально значимых инициатив можно отметить «Общее дело», в котором объединены проекты социальной направленности, проводимые при поддержке Правительства Тюменской области.

— В самом начале развития пандемии в Тюмень и область были эвакуированы россияне, находившиеся в Китае. Таким образом, Тюмень первая приняла потенциальных носителей инфекции. Какова была реакция епархии на эту меру? Было ли организовано дистанционное общение священнослужителей с людьми, оказавшимися в изоляции?

— Действительно, граждан России эвакуировали из Китая и разместили в одном из санаториев близ Тюмени. Но они не были носителями коронавируса: они были на изоляции, чтобы избежать проникновения инфекции на территорию России. Епархия выделила священника с медицинским образованием для их духовного окормления.

Конечно, некоторые люди стали опасаться такого соседства. Приходилось выступать и призывать к благоразумию людей, указывая, что прибывшие — это наши соотечественники и что наш долг — человеческий и христианский — оказать им поддержку, ведь среди них могут быть и наши родные и близкие люди. В том числе и благодаря таким обращениям, участию священнослужителей волнение было сведено на нет.

После того как правительство области отменило режим повышенной готовности и получило рекомендации от санитарно-эпидемиологических служб, мы в епархии приняли ряд ограничительных мер. При поддержке правительства была организована прямая трансляция богослужений по телевидению. Также в эти дни священнослужители через СМИ призывали верующих к сугубой домашней молитве. При этом надо сказать, что храмы в епархии не закрывались, так как было объявлено только о количественном ограничении доступа и соблюдении санитарных норм. Абсолютное большинство духовенства и верующих с пониманием отнеслось к этой временной мере.

— Ваше Высокопреосвященство, какие изменения внесло моровое поветрие в празднование 400-летия образования Тобольской епархии?

— К сожалению, мы вынуждены были практически отменить многие из запланированных мероприятий, за исключением, конечно, праздничного богослужения. Все остальное перенесли на будущее. Кое-что смогли провести, но в измененном формате: крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери проводился только на автобусах, без пешего маршрута по городу.

Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выпущена юбилейная медаль к 400-летию Сибирской епархии.

— Эпидемия в этом году ударила и по различным паломническим программам, а в Тюмени и Тобольске многие из них посвящены последнему пути святых царственных страстотерпцев. Как до введения ограничительных мер шло развитие паломнических программ, связанных с темой царской семьи?

— Когда мы вспоминали 100-летие кончины царственных страстотерпцев, региональные власти разработали императорский маршрут. Он начинается в Тюмени от набережной, куда 17 августа 1917 года прибыл поезд с царской семьей. Это событие было отражено в дневнике императора Николая II. В этом году в память об их пребывании здесь на этом месте установлен памятник царской семье. В 2018 году в Тобольске, в доме генерал-губернатора, где располагалась царская семья, был отрыт первый государственный музей царской семьи Николая II. Этот музей формировался при поддержке Елизаветинского общества и участии Тобольской духовной семинарии. Директор музея — протодиакон Софийско-Успенского собора.

 Мечтал стать сторожем храма

— До того как поступить в семинарию и принять постриг, вы получили светское образование, затем работали по специальности, занимались общественно-политической деятельностью. Что побудило вас изменить свою жизнь?

— Мое детство и юность проходили в православной семье. Мой отец Михаил Герасимович вернулся с войны инвалидом 2-й группы, имел множество ранений, контузию. Моя мама Мария Алексеевна (впоследствии схимонахиня Мария) с ранних лет приучала нас к молитве и посещению храма. Большое влияние на всю нашу семью оказала Троице-Сергиева лавра — братия этой обители и в какой-то мере Московская духовная академия и семинария.

В 1960 году старший брат Николай поступил в Московскую духовную семинарию. Это был как раз период хрущевской оттепели, сопровождавшейся закрытием храмов и гонением на верующих. Зная жизнь Церкви изнутри и видя ­благотворное ее влияние на человека и общество, я не мог понять причину жестокого отношения к Церкви и верующим со стороны ате­истического государства. Поступление старшего брата в семинарию уже тогда предопределило мое желание и мой выбор. Конечно, были юношеские увлечения техникой — после школы я поступил в Московский институт инженеров транспорта. Затем работал конструктором, был ведущим конструктором по модернизации локомотивов. Однако детское и юношеское желание служить в Церкви сохранялось постоянно.

Помню, как в школьные годы, которые пришлись на хрущевские гонения, преследовалась молодежь, которая ходила в Церковь. Иногда приходилось оставаться в храме после службы, чтобы не задержали «дружинники», дежурившие возле храма. Народ уходил, храм закрывался, а мы, молодые ребята, помогали тушить лампадки и ждали, когда снимут «осаду дружинников». В памяти сохранились теплые воспоминания: опустевший храм, мерцание лампад перед святыми образами и благоговейная, благодатная тишина. Колокольный звон, доносившийся с улицы, отзывался духовной радостью. Трудно описать эти чувства. В те годы появилась мечта — вырасту, кончу учиться и буду трудиться ночным сторожем храма. Когда в выходные посещали Троице-Сергиеву лавру, то в ночь с субботы на воскресенье оставались в Трапезном храме, который не закрывался и в котором читалось Правило ко причащению и совершалась исповедь. Так из года в год укреп­лялось желание служить в Церкви.

— Как вы думаете, как в семье должна прививаться любовь к Богу? Что вы посоветуете современной православной семье?

— В моей семье большая заслуга в воспитании нас, братьев, в православной вере, конечно, принадлежала маме. Она всегда старалась, чтобы в доме постоянно совершалась молитва, особое значение придавая регулярному посещению храма. Однако все это делалось без принуждения. Так что в основе всего должна быть любовь к Богу.


21 сентября 1620 г. царь Михаил Федорович и Патриарх Московский Филарет, сознавая значимость проповеди Православия среди коренного населения Сибирского края и ставя задачу исправления нравов первых русских поселенцев, учредили в городе Тобольске первую Сибирскую епархию. Ее границы до 2-й половины XVIII в. простирались от Урала до Тихого океана. В 1668 г. Тобольская и Сибирская епархия была преобразована в митрополию. На протяжении почти четырех столетий административной столицей и духовным центром обширного Сибирского края был город Тобольск, основанный русскими казаками и стрельцами в 1587 г. Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к Русскому государству. В этом историческом процессе важную роль сыграла Русская Православная Церковь.

 

Николай Терентьев
28 декабря 2020 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00