iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Интервью
4 сентября 2022 года в храме Христа Спасителя за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин прославления в лике святых протоиерея Михаила Союзова
ЖМП № 10 октябрь 2022 /  25 октября 2022 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ СОЮЗОВ ПРОСЛАВЛЕН В ЛИКЕ СВЯТЫХ ЦЕРКВИ РУССКОЙ 

25 августа 2022 года на заседании Священного Синода (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. 

Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов.

Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия. 

— В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?

— Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную Комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности — личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии № 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время.

Отец Владимир и мы все, прихожане, знали, что когда-то настоятелем нашего собора был протоиерей Михаил Союзов, пострадавший от рук большевиков.  Мне было поручено настоятелем поискать в архивах документы о нем. 

Эта работала заняла больше двух лет. Основным материалом стали 27 томов дела Петроградского процесса. 

Подготовка материалов для канонизации — дело серьезное, мы отвечаем за того, кого представляем. Это должен быть достойный человек, не имевший порочащих высказываний и не совершавший сомнительных поступков. Наша задача была все проверить. И чем подробнее мы изучали его биографию, тем больше убеждались в том, что человек он очень достойный.

— Из какой семьи протоиерей Михаил?

— Отец Михаил родился в священнической семье. Долго получал духовное образование, в общей сложности лет пятнадцать учился. В девять лет поступил в Боровичское духовное училище, затем была Новгородская духовная семинария, в 1893 году выпустился из Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. Он вырос в церковной традиции и ничего другого не знал.

— Есть сведения, что отец Михаил, будучи начинающим священником, обратил на себя внимание отца Иоанна Кронштадтского.

— Неизвестно, где он познакомился с отцом Иоанном, но предполагаю, что еще учась в академии. Там проходили торжества, на которых присутствовал отец Иоанн. В Андреевский собор Кронштадта, первое место своего служения, Михаил попал по приглашению именно отца Иоанна. То есть Иоанн Кронштадтский его знал и выбрал. Сначала Михаил служил псаломщиком, 10 октября 1893 года был рукоположен в сан диакона, а 28 апреля 1895 года — во священника. Вступил в брак с дочерью диакона собора Антониной Стефановской. 

По представлению отца Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должности настоятеля Александро-Невской церкви во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса. 

— Как он воспринял революционные события?

—  По всей видимости, отец Михаил их страшно тяжело переживал. Он был традиционалистом в своем церковном воспитании и служении и в то же время современным в хорошем смысле этого слова. Не как обновленцы, которые отвергли церковные нормы и священноначалие. Он сумел продолжить работу в новых условиях, сохраняя при этом традиционную линию Церкви.

Во время Первой мировой войны трудами петербуржцев, в том числе отца Михаила, в Кадетском корпусе были открыты лазарет для раненых воинов и приют для детей раненых и убитых офицеров. Помощью раненым воинам занималась и супруга отца Михаила, служившая сестрой милосердия при одном из петербургских госпиталей. После октябрьских событий 1917 года кадетский корпус был закрыт, а отец Михаил переведен на освободившуюся священническую вакансию во Введенскую церковь. Желающих поступить на эту вакансию было много, так как в то время многие храмы закрывались и священникам негде было служить. Назначили на это место именно отца Михаила, поскольку его знали настоятель и митрополит. Через год его определили настоятелем Князь-Владимирского собора. 

Через полгода, в феврале 1920 года, общим благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян отец Михаил единогласно избран благочинным 8-го (впоследствии 9-го) Петроградского округа. До этого он был исполняющим обязанности благочинного, являясь рядовым священником Введенской церкви. Меня удивил тот факт, что столь значительную должность доверили рядовому священнику. Значит, митрополит Вениамин уже тогда его выделял. И предполагаю, что за его способность работать в новых условиях. Конечно, несмотря на все, что происходило в стране, надо было жить дальше, служить, трудиться и сохранять Церковь. Я сейчас расшифровываю протоколы Петроградского процесса, допроса Юрия Новицкого, юриста, профессора Петербургского университета, видного православного общественного деятеля, сподвижника митрополита Вениамина. Он расстрелян 13 августа 1922 года вместе с митрополитом Вениамином, архимандритом Сергием (Шеиным)и адвокатом Иваном Ковшаровым и в 1992 году причислен к лику святых как новомученик. В материалах процесса Юрий Новицкий свидетельствует, что у них в Обществе православных приходов современного духовенства, способного действовать в сложившейся ситуации, довольно немного. В основном духовенство было инертно на тот момент. А отец Михаил Союзов оказался одним из тех, кто благодаря своим личностным качествам смог трудиться в новых условиях. 

Многочисленные источники свидетельствуют об усердном служении протоиерея Михаила, почитании его прихожанами и одобрении священноначалием. К примеру, известно, что 4 октября 1920 года, по случаю 25-летия иерейской хиротонии «почтен был 9-м Петроградским округом и Князь-Владимирским приходом – торжественным молебствиеми подниманием св. икон и многих адресов с участием Его Высокопреосвященства».

— Отца Михаила арестовали 20 мая 1922 года, предъявив ему обвинение в оказании противодействия изъятию церковных ценностей в Князь-Владимирском соборе и распространении посланий митрополита Вениамина, что, по мнению суда, стало поводом для массовых беспорядков. Что говорят документы о тех волнениях в Князь-Владимирском соборе?

— Отец Михаил хотел провести изъятие церковных ценностей при закрытых дверях, как требовала комиссия, чтобы избежать столкновений. Но к нему пришли прихожане и слезно просили, чтобы их пустили в собор, где будут изымать святыни. Он открыл двери, и люди вошли. Если бы он этого не сделал, не проникся сочувствием к переживаниям прихожан, то скорее всего не было бы особого конфликта. Ценности изъяли бы при закрытых дверях, и волнений не произошло бы. А так дошло до драки. И ему это поставили в вину. 

— Но волнения происходилии возле собора, где собралось немало людей.

 — Сохранились показания тех, кто стоял у собора. Многие из них были не прихожанами, а просто прохожими. Кто-то говорил: «Я мимо шел и остановился посмотреть, чего народ собрался». Подростки заявили, что они компанией собрались на площади возле собора в лапту поиграть. Какая-то женщина утверждала, что она пришла на службу и ее арестовали по ошибке. Ни один из тех, кого арестовали у собора, не заявил в своих показаниях, что он пришел отстаивать церковные ценности. Кто-то пришел посмотреть, кто-то пошуметь. Конечно, толпа была взволнована. Но весь конфликт, связанный с изъятием ценностей, происходил внутри собора, куда проникло около 300 человек.

 — На Смоленском кладбище сохранилась могила отца Михаила Союзова. Он похоронен недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской. Кому и как удалось забрать его тело из тюремного лазарета и похоронить?

— Я нашла документ о захоронении. Он умер в тюремной больнице Гааза. Есть свидетельство о смерти. В книге регистрации умерших сделана запись, что его тело выдали. Хотя меня это удивляет. Он умер от сыпного тифа, то есть был инфекционным больным. Указана фамилия того, кому отдали тело, но мы пока не установили этого человека. Похоронами могли заниматься прихожане, которые любили своего настоятеля, или родственники — его сестра, которая была потом похоронена неподалеку от брата, племянник. 

В отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в фонде Санкт-Петербургской духовной академии есть интересный документ: «Материалы к биографическому справочнику выпускников Санкт-Петербургской духовной академии». Судя по всему, за него никто еще всерьез не брался. На отца Михаила дана интересная биографическая справка, в которой мы нашли день и месяц его рождения.  И место отпевания — Введенский храм, в котором он служил до Князь-Владимирского собора. 

— А почему отпевали не в соборе?

— В то время настоятелем собора был обновленец Владимир Красницкий, один из основателей обновленческого раскола, который писал доносы на отца Михаила, он не допустил бы его отпевания в соборе. Сам собор в обновленчество не уклонился. Приход не поддержал обновленческое духовенство. Обновленцы не смогли содержать приход, и советская власть была вынуждена отдать собор обратно патриаршей общине.

И вот, 10 сентября 2022 года, за всенощным бдением в Князь-Владимирском соборе была торжественно вынесена для поклонения освященная икона новопрославленного святого — священноисповедника протоиерея Михаила Союзова. И впервые пропето величание ему: 

Величаем тя,/ священноисповедниче Михаиле,/и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа, Бога нашего.

Также читайте на нашем сайте: «Возгревай во мне дар священства» и "Служил добросовестно и честно"

 

25 октября 2022 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00