выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Интервью
4 сентября 2022 года в храме Христа Спасителя за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин прославления в лике святых протоиерея Михаила Союзова
ЖМП № 10 октябрь 2022 /  25 октября 2022 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ СОЮЗОВ ПРОСЛАВЛЕН В ЛИКЕ СВЯТЫХ ЦЕРКВИ РУССКОЙ 

25 августа 2022 года на заседании Священного Синода (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. 

Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов.

Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия. 

— В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?

— Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную Комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности — личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии № 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время.

Отец Владимир и мы все, прихожане, знали, что когда-то настоятелем нашего собора был протоиерей Михаил Союзов, пострадавший от рук большевиков.  Мне было поручено настоятелем поискать в архивах документы о нем. 

Эта работала заняла больше двух лет. Основным материалом стали 27 томов дела Петроградского процесса. 

Подготовка материалов для канонизации — дело серьезное, мы отвечаем за того, кого представляем. Это должен быть достойный человек, не имевший порочащих высказываний и не совершавший сомнительных поступков. Наша задача была все проверить. И чем подробнее мы изучали его биографию, тем больше убеждались в том, что человек он очень достойный.

— Из какой семьи протоиерей Михаил?

— Отец Михаил родился в священнической семье. Долго получал духовное образование, в общей сложности лет пятнадцать учился. В девять лет поступил в Боровичское духовное училище, затем была Новгородская духовная семинария, в 1893 году выпустился из Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. Он вырос в церковной традиции и ничего другого не знал.

— Есть сведения, что отец Михаил, будучи начинающим священником, обратил на себя внимание отца Иоанна Кронштадтского.

— Неизвестно, где он познакомился с отцом Иоанном, но предполагаю, что еще учась в академии. Там проходили торжества, на которых присутствовал отец Иоанн. В Андреевский собор Кронштадта, первое место своего служения, Михаил попал по приглашению именно отца Иоанна. То есть Иоанн Кронштадтский его знал и выбрал. Сначала Михаил служил псаломщиком, 10 октября 1893 года был рукоположен в сан диакона, а 28 апреля 1895 года — во священника. Вступил в брак с дочерью диакона собора Антониной Стефановской. 

По представлению отца Иоанна Кронштадтского отец Михаил был переведен на должности настоятеля Александро-Невской церкви во 2-м Кадетском корпусе и законоучителя корпуса. 

— Как он воспринял революционные события?

—  По всей видимости, отец Михаил их страшно тяжело переживал. Он был традиционалистом в своем церковном воспитании и служении и в то же время современным в хорошем смысле этого слова. Не как обновленцы, которые отвергли церковные нормы и священноначалие. Он сумел продолжить работу в новых условиях, сохраняя при этом традиционную линию Церкви.

Во время Первой мировой войны трудами петербуржцев, в том числе отца Михаила, в Кадетском корпусе были открыты лазарет для раненых воинов и приют для детей раненых и убитых офицеров. Помощью раненым воинам занималась и супруга отца Михаила, служившая сестрой милосердия при одном из петербургских госпиталей. После октябрьских событий 1917 года кадетский корпус был закрыт, а отец Михаил переведен на освободившуюся священническую вакансию во Введенскую церковь. Желающих поступить на эту вакансию было много, так как в то время многие храмы закрывались и священникам негде было служить. Назначили на это место именно отца Михаила, поскольку его знали настоятель и митрополит. Через год его определили настоятелем Князь-Владимирского собора. 

Через полгода, в феврале 1920 года, общим благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян отец Михаил единогласно избран благочинным 8-го (впоследствии 9-го) Петроградского округа. До этого он был исполняющим обязанности благочинного, являясь рядовым священником Введенской церкви. Меня удивил тот факт, что столь значительную должность доверили рядовому священнику. Значит, митрополит Вениамин уже тогда его выделял. И предполагаю, что за его способность работать в новых условиях. Конечно, несмотря на все, что происходило в стране, надо было жить дальше, служить, трудиться и сохранять Церковь. Я сейчас расшифровываю протоколы Петроградского процесса, допроса Юрия Новицкого, юриста, профессора Петербургского университета, видного православного общественного деятеля, сподвижника митрополита Вениамина. Он расстрелян 13 августа 1922 года вместе с митрополитом Вениамином, архимандритом Сергием (Шеиным)и адвокатом Иваном Ковшаровым и в 1992 году причислен к лику святых как новомученик. В материалах процесса Юрий Новицкий свидетельствует, что у них в Обществе православных приходов современного духовенства, способного действовать в сложившейся ситуации, довольно немного. В основном духовенство было инертно на тот момент. А отец Михаил Союзов оказался одним из тех, кто благодаря своим личностным качествам смог трудиться в новых условиях. 

Многочисленные источники свидетельствуют об усердном служении протоиерея Михаила, почитании его прихожанами и одобрении священноначалием. К примеру, известно, что 4 октября 1920 года, по случаю 25-летия иерейской хиротонии «почтен был 9-м Петроградским округом и Князь-Владимирским приходом – торжественным молебствиеми подниманием св. икон и многих адресов с участием Его Высокопреосвященства».

— Отца Михаила арестовали 20 мая 1922 года, предъявив ему обвинение в оказании противодействия изъятию церковных ценностей в Князь-Владимирском соборе и распространении посланий митрополита Вениамина, что, по мнению суда, стало поводом для массовых беспорядков. Что говорят документы о тех волнениях в Князь-Владимирском соборе?

— Отец Михаил хотел провести изъятие церковных ценностей при закрытых дверях, как требовала комиссия, чтобы избежать столкновений. Но к нему пришли прихожане и слезно просили, чтобы их пустили в собор, где будут изымать святыни. Он открыл двери, и люди вошли. Если бы он этого не сделал, не проникся сочувствием к переживаниям прихожан, то скорее всего не было бы особого конфликта. Ценности изъяли бы при закрытых дверях, и волнений не произошло бы. А так дошло до драки. И ему это поставили в вину. 

— Но волнения происходилии возле собора, где собралось немало людей.

 — Сохранились показания тех, кто стоял у собора. Многие из них были не прихожанами, а просто прохожими. Кто-то говорил: «Я мимо шел и остановился посмотреть, чего народ собрался». Подростки заявили, что они компанией собрались на площади возле собора в лапту поиграть. Какая-то женщина утверждала, что она пришла на службу и ее арестовали по ошибке. Ни один из тех, кого арестовали у собора, не заявил в своих показаниях, что он пришел отстаивать церковные ценности. Кто-то пришел посмотреть, кто-то пошуметь. Конечно, толпа была взволнована. Но весь конфликт, связанный с изъятием ценностей, происходил внутри собора, куда проникло около 300 человек.

 — На Смоленском кладбище сохранилась могила отца Михаила Союзова. Он похоронен недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской. Кому и как удалось забрать его тело из тюремного лазарета и похоронить?

— Я нашла документ о захоронении. Он умер в тюремной больнице Гааза. Есть свидетельство о смерти. В книге регистрации умерших сделана запись, что его тело выдали. Хотя меня это удивляет. Он умер от сыпного тифа, то есть был инфекционным больным. Указана фамилия того, кому отдали тело, но мы пока не установили этого человека. Похоронами могли заниматься прихожане, которые любили своего настоятеля, или родственники — его сестра, которая была потом похоронена неподалеку от брата, племянник. 

В отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в фонде Санкт-Петербургской духовной академии есть интересный документ: «Материалы к биографическому справочнику выпускников Санкт-Петербургской духовной академии». Судя по всему, за него никто еще всерьез не брался. На отца Михаила дана интересная биографическая справка, в которой мы нашли день и месяц его рождения.  И место отпевания — Введенский храм, в котором он служил до Князь-Владимирского собора. 

— А почему отпевали не в соборе?

— В то время настоятелем собора был обновленец Владимир Красницкий, один из основателей обновленческого раскола, который писал доносы на отца Михаила, он не допустил бы его отпевания в соборе. Сам собор в обновленчество не уклонился. Приход не поддержал обновленческое духовенство. Обновленцы не смогли содержать приход, и советская власть была вынуждена отдать собор обратно патриаршей общине.

И вот, 10 сентября 2022 года, за всенощным бдением в Князь-Владимирском соборе была торжественно вынесена для поклонения освященная икона новопрославленного святого — священноисповедника протоиерея Михаила Союзова. И впервые пропето величание ему: 

Величаем тя,/ священноисповедниче Михаиле,/и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа, Бога нашего.

Также читайте на нашем сайте: «Возгревай во мне дар священства» и "Служил добросовестно и честно"

 

25 октября 2022 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00