выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Интервью
ЖМП № 5 май 2014 /  20 мая 2013 г. 12:38
версия для печати версия для печати

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Утвердить в обществе значение подвига новомучеников

В марте Священный Синод назначил одного из самых авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия председателем Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомученников и исповедников Российских. Статус у нового совета высокий — это совет при Патриархе Московском и всея Руси. Чем он будет заниматься? И как сегодня строится работа самого Священного Синода? Об этом митрополит Ювеналий рассказывает ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину.

— Ваше Высокопреосвященство, на последнем заседании Синода вы были назначены председателем новой церковной структуры с довольно сложным названием — Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. С чем связана необходимость создания совета, если уже более 20 лет действует Синодальная комиссия по канонизации святых, занимающаяся прежде всего именно новомучениками?

— Синодальная комиссия по канонизации святых имеет совершенно иную направленность деятельности, нежели Церковно-общественный со­вет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Комиссия изучает материалы о канонизации подвижников благочестия, в частности о новомучениках, поступающие от Святейшего Патриарха и из епархий. Она не занимается увековечением памяти новомучеников и популяризацией их подвига. Создание же упомянутого совета является закономерным следствием постановления Архиерейского Собора 2011 года, принявшего документ по этому вопросу. Совет создан для координации усилий, которые Церковь будет предпринимать в этом направлении.

— Как вы видите цели и задачи совета? Какие первые шаги вы предполагаете предпринять?

— Цели и задачи Совета я вижу в планировании и координации мероприятий, способствующих утверждению в обществе представления о значимости подвига новомучеников. Чтобы начать эти труды, необходимо узнать, что сделано на сегодняшний день. Для этого запрошены правящие архиереи, а также предложено некоторым членам совета прислать свои отзывы. Полученные сведения будут проанализированы, и на первом пленарном заседании мы наметим шаги на пути осуществления целей совета.

— Достаточно необычно выглядит состав совета. Помимо епископов, священников и церковных историков в него входят, например, Сергей Леонидович Шумаков, первый заместитель генерального директора ВГТРК, и Игорь Михайлович Реморенко, статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Какова их роль в деятельности совета?

— Состав Церковно-общественного совета сформирован в соответствии с его задачами. В программе его деятельности достаточно ясно прописаны такие вопросы, как освещение подвига новомучеников в средствах массовой информации, а также содействие разработке образовательных программ, посвященных их жизни. Естественно, что для реализации намеченного потребуются не только усилия архипастырей, пастырей, церковных ученых, но также и работников Министерства образования и средств массовой информации. Задачи совета настолько обширны, что мы сможем их осуществить только общими и согласованными усилиями.

— Пользуясь случаем, хотелось бы задать вам несколько вопросов о деятельности Священного Синода. Как известно, в Синоде заседают постоянные и временные члены. Различаются ли их функции, отличается ли их роль на заседаниях в принятии решений, в обсуждении различных позиций? Если да, то в чем и как это выражается?

— В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод, возглавляемый Святейшим Патриархом, является органом церковного управления в период между Архиерейскими Соборами. Что касается состава Синода, то он, с одной стороны, состоит из постоянных членов, которые представляют определенные кафедры или должности. Участие этих архиереев обеспечивает представительство наиболее крупных церковных образований и гарантирует преемственность в деятельности Синода. С другой стороны, к работе привлекаются временные члены, через которых осуществляется связь с епархиями, с жизнью на местах.

Что касается участия в обсуждении конкретных вопросов, то оно зависит от компетентности каждого отдельного члена Синода в том или ином пункте повестки дня.

— Кто и как участвует в формировании повестки дня очередного заседания Синода. Есть ли у членов Синода возможность накануне поработать с проектами документов?

- В соответствии с Уставом повестку дня формирует Святейший Патриарх. Он готовит ее на основании анализа текущих актуальных проблем жизни Церкви. Сейчас вошло в практику, что члены Священного Синода заблаговременно получают документы, предусмотренные повесткой. В принципе возможен и такой вариант, когда члены Синода через Предстоятеля Церкви предлагают какие-то пункты в повестку дня.

— Как собственно принимаются журналы Синода? Все ли журналы обсуждаются, возможно ли изменение проектов решений и в каких случаях это может происходить? Как происходит корректировка решений: после предварительного обсуждения принимается большинством голосов или единогласно? Возникают ли споры и дискуссии? Здесь, если возможно, хорошо бы привести примеры.

— После обсуждения очередного пункта повестки дня Святейший Патриарх предлагает проект решения. Как правило, эти формулировки принимаются единогласно. Хотя Уставом предусмотрена ситуация, когда мнения участников заседания разделились поровну. В таком случае решающее значение имеет голос председателя. На моей памяти такого не случалось никогда. Обычно Предстоятель Церкви ведет обсуждение так, чтобы дать всем присутствующим свободно высказать свое мнение, и подводит дискуссию к единогласному принятию решения. Случается, что возникает необходимость сделать резолюцию более пространной и аргументированной. Тогда по результатам дискуссии в проект вносятся определенные коррективы или дополнения.

Некоторые документы, принимаемые Священным Синодом, бывают весьма объемными. В ходе их обсуждения иногда возникает необходимость внести поправки. Конечно, наши дискуссии не имеют ничего общего с тем, что подчас демонстрируется на телевизионных экранах. На синодальных заседаниях идет взаимоуважительная и плодотворная работа по выработке решения того или иного вопроса.

Если говорить о примерах, то, как известно, в последнее время происходит значительное увеличение епископата нашей Церкви. Кандидаты сначала получают рекомендацию от правящего архиерея, затем с ними знакомится управляющий делами Московского Патриархата, далее каждого из них принимает для подробной беседы Святейший Патриарх. Лишь после этого на заседании Священного Синода представляется кандидат во епископы. Так вот, бывали случаи, когда предложенный священнослужитель во архиереи не избирался. Думаю, что это вполне убедительный пример того, что решения Синода принимаются в демократичной обстановке.

— Не раз приходилось слышать, что форма «слушали-постановили» для решений одного из высших органов церковной власти выглядит очень старомодно и громоздко. Как вы думаете, возможно ли оформлять решения Синода в какой-то иной, более современной форме? Например, как отдельные постановления. Такую форму, в частности, использует сегодня Правительство России.

— Если честно говорить, то из вашего вопроса я впервые узнаю, что здесь есть какая-то проблема, какая-то нужда в модернизации. Ведь журналы Синода и являются краткими постановлениями. С моей точки зрения, нет никакой очевидной необходимости вносить в эту практику какие-либо изменения.

— Вы много лет участвуете в заседаниях Синода как его постоянный член. Меняется ли как-то характер работы синодалов? Уместно ли говорить о том, что работа становится более эффективной?

— Обычно о каждом периоде истории принято говорить, что он самый лучший в сравнении с предшествующими. Если же быть объективным, то надо признать, что эффективность зависит от многих факторов. Когда я начал участвовать в работе Священного Синода четыре десятилетия тому назад, условия жизни Церкви не имели ничего общего с тем, что мы видим сегодня. С тех пор в Русской Православной Церкви были разные Предстоятели, личности которых также оказывали влияние на работу Синода. Почти полвека тому назад он собирался два-три раза в год, и для обсуждения повестки дня было достаточно одного предобеденного заседания. В настоящее время Синод работает один-два, а то и три полных дня, и происходит это в течение года гораздо чаще.

Вспоминаю, как недавно один из членов Синода спросил Святейшего Патриарха Кирилла, не нарушает ли его внутреннее равновесие то, что даже по вроде бы несложным вопросам на заседаниях иногда возникает оживленная дискуссия. На это Его Святейшество ответил, что, напротив, это помогает ему найти правильное решение той или иной проблемы на основе опыта современной церковной жизни.

Широкое развитие различных форм социального и просветительского служения требует от руководящего органа квалифицированного подхода и вдумчивого отношения к жизни Церкви сегодня. В этой связи Святейший Патриарх постоянно напоминает об ответственности, лежащей на каждом из членов Священного Синода. Поэтому идет углубленное и детальное обсуждение вопросов повестки дня, что, естественно, имеет следствием возросшую продолжительность заседаний.

20 мая 2013 г. 12:38
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи