iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Интервью
Игумен Дамаскин (Орловский)
ЖМП № 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению памяти пострадавших за веру

В конце прошлого года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О планах и функциях совета рассказывает ответственный секретарь синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).

— Ваше Высокопреподобие, что послужило поводом создания Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских?

— На Архиерейском Соборе 2011 года был принят документ, касающийся сохранения памяти новомучеников и исповедников Российских, в котором дана развернутая программа по распространению в народе их почитания, а также подводящая итог ХХ столетию, одному из самых трагичных и кровавых, с большим количеством жертв, причем имевших место в условиях отсутствия войны. С тех пор прошло два года, но практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года остается не вполне удовлетворительным. Поэтому при Святейшем Патриархе и был создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, призванный проводить в жизнь решения Собора.

— Какие функции будут у нового органа?

— Прежде всего организационные, направленные на практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года, касающихся новомучеников. В значительной степени это функции просветительские: духовный подвиг новомучеников обращен и к членам Церкви, и к светскому обществу. К сожалению, наши священники и прихожане мало знают о подвиге новомучеников и плохо отличают подвиг мученичества и исповедничества от гибели человека в условиях беспощадных репрессий. Изощренными действиями богоборцы в ХХ веке постарались смешать всех пострадавших в одно неразличимое целое, чтобы современники и потомки не смогли отличить мученичества за Христа от жертв репрессий, преднамеренно убивая и своих, и чужих, и мужественных, и малодушных. Поэтому следует не только почитать новомучеников, но и изучать эпоху, делая из этого изучения соответствующие выводы.

— Какой планируется сделать структуру совета?

— Структура совета найдет свое отражение в рабочих группах или в комиссиях в соответствии с задачами, которые были поставлены Архиерейским Собором. Первично решение задач, направленных на внутрицерковное почитание, о котором свидетельствуют совершаемые новомученикам богослужения. Во-вторых, работа будет направлена на то, чтобы тема новомучеников была отражена в современных учебниках истории для высших и средних учебных заведений, включена в учебные планы духовных семинарий и училищ, по соответствующей теме необходимы семинары, выставки. Имена новомучеников и исповедников Российских должны быть отражены в названиях улиц и площадей. Естественно поставить вопрос о переименовании некоторых улиц, названных именами людей, ответственных за преследование и уничтожение народа. Вероятно, это станет отдельным, серьезным направлением работы совета. Люди должны знать, кто были те, чьи имена носят названия улиц и переулков, должно быть нравственное отторжение от преступлений прошлого, и они тем более должны знать не только имена, но жизнь и подвиг тех новомучеников, имена которых, надеемся, будут носить улицы, на которых мы живем. Мы должны понимать, что в значительной степени, именно благодаря их подвигу, совершается ныне процесс духовного возрождения нашего отечества. Всё это дело непростое, и здесь много направлений, на которых могут сосредоточить свои усилия члены совета, специализирующиеся в той или иной области.

См. также: Положение о Церковно-общественном совете при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

25 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00