iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Интервью
Игумен Дамаскин (Орловский)
ЖМП № 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению памяти пострадавших за веру

В конце прошлого года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О планах и функциях совета рассказывает ответственный секретарь синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).

— Ваше Высокопреподобие, что послужило поводом создания Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских?

— На Архиерейском Соборе 2011 года был принят документ, касающийся сохранения памяти новомучеников и исповедников Российских, в котором дана развернутая программа по распространению в народе их почитания, а также подводящая итог ХХ столетию, одному из самых трагичных и кровавых, с большим количеством жертв, причем имевших место в условиях отсутствия войны. С тех пор прошло два года, но практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года остается не вполне удовлетворительным. Поэтому при Святейшем Патриархе и был создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, призванный проводить в жизнь решения Собора.

— Какие функции будут у нового органа?

— Прежде всего организационные, направленные на практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года, касающихся новомучеников. В значительной степени это функции просветительские: духовный подвиг новомучеников обращен и к членам Церкви, и к светскому обществу. К сожалению, наши священники и прихожане мало знают о подвиге новомучеников и плохо отличают подвиг мученичества и исповедничества от гибели человека в условиях беспощадных репрессий. Изощренными действиями богоборцы в ХХ веке постарались смешать всех пострадавших в одно неразличимое целое, чтобы современники и потомки не смогли отличить мученичества за Христа от жертв репрессий, преднамеренно убивая и своих, и чужих, и мужественных, и малодушных. Поэтому следует не только почитать новомучеников, но и изучать эпоху, делая из этого изучения соответствующие выводы.

— Какой планируется сделать структуру совета?

— Структура совета найдет свое отражение в рабочих группах или в комиссиях в соответствии с задачами, которые были поставлены Архиерейским Собором. Первично решение задач, направленных на внутрицерковное почитание, о котором свидетельствуют совершаемые новомученикам богослужения. Во-вторых, работа будет направлена на то, чтобы тема новомучеников была отражена в современных учебниках истории для высших и средних учебных заведений, включена в учебные планы духовных семинарий и училищ, по соответствующей теме необходимы семинары, выставки. Имена новомучеников и исповедников Российских должны быть отражены в названиях улиц и площадей. Естественно поставить вопрос о переименовании некоторых улиц, названных именами людей, ответственных за преследование и уничтожение народа. Вероятно, это станет отдельным, серьезным направлением работы совета. Люди должны знать, кто были те, чьи имена носят названия улиц и переулков, должно быть нравственное отторжение от преступлений прошлого, и они тем более должны знать не только имена, но жизнь и подвиг тех новомучеников, имена которых, надеемся, будут носить улицы, на которых мы живем. Мы должны понимать, что в значительной степени, именно благодаря их подвигу, совершается ныне процесс духовного возрождения нашего отечества. Всё это дело непростое, и здесь много направлений, на которых могут сосредоточить свои усилия члены совета, специализирующиеся в той или иной области.

См. также: Положение о Церковно-общественном совете при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

25 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00