выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Интервью
Игумен Дамаскин (Орловский)
ЖМП № 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению памяти пострадавших за веру

В конце прошлого года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О планах и функциях совета рассказывает ответственный секретарь синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).

— Ваше Высокопреподобие, что послужило поводом создания Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских?

— На Архиерейском Соборе 2011 года был принят документ, касающийся сохранения памяти новомучеников и исповедников Российских, в котором дана развернутая программа по распространению в народе их почитания, а также подводящая итог ХХ столетию, одному из самых трагичных и кровавых, с большим количеством жертв, причем имевших место в условиях отсутствия войны. С тех пор прошло два года, но практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года остается не вполне удовлетворительным. Поэтому при Святейшем Патриархе и был создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, призванный проводить в жизнь решения Собора.

— Какие функции будут у нового органа?

— Прежде всего организационные, направленные на практическое исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года, касающихся новомучеников. В значительной степени это функции просветительские: духовный подвиг новомучеников обращен и к членам Церкви, и к светскому обществу. К сожалению, наши священники и прихожане мало знают о подвиге новомучеников и плохо отличают подвиг мученичества и исповедничества от гибели человека в условиях беспощадных репрессий. Изощренными действиями богоборцы в ХХ веке постарались смешать всех пострадавших в одно неразличимое целое, чтобы современники и потомки не смогли отличить мученичества за Христа от жертв репрессий, преднамеренно убивая и своих, и чужих, и мужественных, и малодушных. Поэтому следует не только почитать новомучеников, но и изучать эпоху, делая из этого изучения соответствующие выводы.

— Какой планируется сделать структуру совета?

— Структура совета найдет свое отражение в рабочих группах или в комиссиях в соответствии с задачами, которые были поставлены Архиерейским Собором. Первично решение задач, направленных на внутрицерковное почитание, о котором свидетельствуют совершаемые новомученикам богослужения. Во-вторых, работа будет направлена на то, чтобы тема новомучеников была отражена в современных учебниках истории для высших и средних учебных заведений, включена в учебные планы духовных семинарий и училищ, по соответствующей теме необходимы семинары, выставки. Имена новомучеников и исповедников Российских должны быть отражены в названиях улиц и площадей. Естественно поставить вопрос о переименовании некоторых улиц, названных именами людей, ответственных за преследование и уничтожение народа. Вероятно, это станет отдельным, серьезным направлением работы совета. Люди должны знать, кто были те, чьи имена носят названия улиц и переулков, должно быть нравственное отторжение от преступлений прошлого, и они тем более должны знать не только имена, но жизнь и подвиг тех новомучеников, имена которых, надеемся, будут носить улицы, на которых мы живем. Мы должны понимать, что в значительной степени, именно благодаря их подвигу, совершается ныне процесс духовного возрождения нашего отечества. Всё это дело непростое, и здесь много направлений, на которых могут сосредоточить свои усилия члены совета, специализирующиеся в той или иной области.

См. также: Положение о Церковно-общественном совете при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

25 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00