![]()
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают
Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Приход между двух огней По самому смыслу своего предназначения Церковь призвана окормлять верующих в разных условиях — в процветании и в нищете, в относительном благоденствии и под репрессивным гнетом жестоких гонений. По человеческим меркам довольно долго все общины Русской Церкви жили под мирным небом. Но кровавый конфликт на востоке Украины и развернувшаяся затем специальная военная операция вынудили приходы учиться развиваться в условиях прямой угрозы здоровью и жизни человека. Каково это — молиться в храме, вокруг которого продолжительное время рвались снаряды и раздавались пулеметные очереди? Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» попытался найти ответ на этот вопрос, побывав в Донбассе. PDF-версия.
8 августа 2022 г. 16:00
Борисоглебские репатрианты Нынешним летом по Переславской епархии, как обычно, пройдет ежегодный Иринарховский крестный ход. Возобновлен он ровно четверть века назад, и все это время в здешних краях, в настоящей сельской глубинке, вокруг Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря удивительным образом оседают приехавшие с разных концов страны (и даже из-за рубежа) люди. Что влечет их сюда, находят ли они здесь покой и как обустроить Россию в одном отдельно взятом районе силами православных верующих, выяснял на месте обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 июля 2022 г. 18:00
Церковь помогает маленьким героям Уже четыре месяца в Дамаске при Подворье Русской Православной Церкви действует медицинский центр, в котором всем детям, получившим тяжелые травмы в результате военных действий, оказывается всесторонняя медицинская, психологическая и реабилитационная помощь. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Благотворительного фонда «Познание» и других организаций. PDF-версия.
11 июля 2022 г. 15:00
Реабилитация души Однажды оказавшись на улице, человек очень быстро выпадает из нормальной жизни. И чем дольше он бродяжничает, тем выше вероятность, что он уже не захочет или не сможет вернуться в семью, к домашнему очагу, к стабильной, устойчивой занятости. Кроме того, не стоит забывать, что среди бездомных присутствует определенная доля людей с психическими отклонениями. Однако среди подопечных ресурсного центра помощи бездомным «Ангар спасения», уже восемь лет действующего в структуре Православной службы помощи «Милосердие», есть большое количество тех, кто хочет и готов перестать бродяжничать. Им только надо помочь это сделать. PDF-верия.
17 июня 2022 г. 12:00
От идеи до реализации — один грант За семнадцать лет существования грантового конкурса «Православная инициатива» его победители смогли воплотить в жизнь около четырех тысяч социальных, образовательных, информационных и культурных проектов, улучшающих нашу жизнь. Но, несмотря на широкую просветительскую программу по участию в конкурсе, каждый год из-за неправильно написанных заявок больше половины из них отклоняется. Какие ошибки повторяются чаще всего, на что следует обратить внимание священнику или церковному работнику, впервые участвующему в таком конкурсе, и почему не нужно бояться финансовой отчетности, «Журналу Московской Патриархии» рассказала исполнительный директор фонда «Соработничество» Алла Ларина. PDF-версия.
15 июня 2022 г. 13:00
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
|
![]()
3 февраля 2012 г. 01:00
В розыске культурные ценностиПроблемой сохранности культурного наследия озабочены и Церковь, и музейное сообщество. О ситуации в музейных фондах, условиях хранения икон в храмах и учреждениях культуры, случаях пропажи и возвращения произведений литургического искусства рассказывает издатель каталога "Внимание, розыск!" и "Каталога подделок произведений живописи" Владимир Рощин. — Владимир Карпович, пять лет назад Росохранкультура (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия) приступила к изданию каталога похищенных произведений искусства. Какова задача этого каталога? — Издание "Внимание, розыск!" — это каталог похищенных культурных ценностей. Он содержит изображения и описания предметов искусства и антиквариата. Первый номер каталога вышел в 2006 году. И уже на презентации издания один известный коллекционер обнаружил, что в его коллекции есть работа, опубликованная в каталоге. Это картина русского художника Александра Борисова "Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября". В свое время у художника ее приобрел сам Павел Третьяков, в 1939 году полотно было передано в Торгпредство СССР в Берлине, но во время войны пропало. Работа вернулась в музей — ее торжественно передал директору Третьяковской галереи Дмитрий Медведев, тогда первый вице-премьер. Картина стала 27-й работой этого автора в коллекции Третьяковки. Всего же благодаря семи выпускам каталога за 2006–2011 годы в музейный фонд России были возвращены культурные ценности на сумму более чем 250 млн рублей. — Как складывается ситуация с хищениями из музейных фондов? Каковы причины преступлений подобного рода? — По оценкам специалистов, сегодня в музейных фондах России находится около 50 млн единиц хранения, выставляется из них в лучшем случае два-три процента. Недавно были обнародованы подсчеты по количеству пропавших экспонатов. Просто ошеломляющие факты, свидетельствующие о масштабах хищений из музейного фонда и полной безответственности не только тех, кто должен обеспечивать его сохранность, но и людей, отвечающих за нормативное и правовое регулирование. Возможно, подсчеты не соответствуют действительности, но тогда зачем их публикуют? Конечно, такие проблемы появились не сегодня, а сформировались в течение последних десятилетий. И винить музейное сообщество во всех грехах сложно: даже если кто-то из музейных сотрудников и причастен к хищениям, то при чем здесь люди, отдающие музейному делу всю жизнь фактически за копейки. И таких подавляющее большинство. Недавно выяснилось: для того чтобы провести тотальную ревизию в музейных фондах, понадобится минимум 20–30 лет. И на самом деле подсчитать и исследовать такое количество культурных ценностей быстрее просто невозможно. В некоторых музеях полной сверки не было со времен Гражданской войны. За время советской власти и до сегодняшнего дня для федеральных музеев построено всего одно фондохранилище. В связи с этим с большой уверенностью можно предположить, как и в каких условиях хранятся культурные ценности в целом. Если нет соответствующих условий для хранения, то нет и необходимого контроля. Всё это создает благоприятную почву для посягательств на культурные ценности. Кстати, первым, кто поднял вопрос о массовой пропаже российских культурных ценностей, был председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков. Но, к большому сожалению, многие годы его никто не слышал или не хотел услышать. Савва Васильевич был самым большим союзником в деле розыска утраченных и похищенных культурных ценностей. Одним из немногих, кто искренне поддерживал борьбу с фальсификацией истории искусства. Я не перестаю удивляться, как он мог помнить, в каком музее или храме находилась та или иная икона, какие образы находились рядом с ней 30 лет назад, в каком году и кто ее реставрировал. Он помнил всё и всегда поддерживал наши каталоги розыска, с большим интересом ждал каждого нового номера. В последние годы хищение культурных ценностей стало одним из самых распространенных способов быстрого обогащения. Посягательства совершаются любыми способами, это не только прямое хищение, но и подмены, попытки узаконить тысячи высококвалифицированных подделок, причем нередко снабженных экспертными заключениями госучреждений. Это вызвано прежде всего колоссальным интересом к русскому искусству и фантастическому росту цен на него, по крайней мере в докризисные годы. К сожалению, пока в области экспертной деятельности существующее законодательство недостаточно проработано. Мошенники этим умело пользуются. В качестве примера достаточно упомянуть каталог подделок произведений живописи (который вышел в пяти частях) 2007–2009 годов. — Как заинтересованная общественность восприняла каталоги подделок? — Крупнейшие российские коллекционеры и арт-дилеры всецело поддержали издание "Каталога подделок", направленного на борьбу с фальсификациями истории искусства, что и естественно. Но были и другие мнения, очень отрицательные и негативные, тон этому задавали несколько комбинаторов от искусства, которым пришлось отдавать огромные деньги за картины, оказавшиеся не шедеврами русской школы, а работами малоизвестных европейских художников. — Ситуация с картинами более или менее понятна. А подделывают ли сегодня иконы? — Подделки икон, без сомнения, встречаются, однако в общей массе подделок культурных ценностей они занимают незначительное место. Причина в следующем. Между подделками произведений светской живописи и икон существует серьезная разница. Поддельную икону гораздо легче идентифицировать, чем картину. Если такая подделка попадается на глаза хорошему специалисту, он всегда вынесет правильный вердикт. В то время как в случае с картинами всё гораздо тоньше и сложнее. — Как вы оцениваете условия хранения икон в госучреждениях и православных храмах? — Везде по-разному, ведь и условия у каждого госучреждения свои. Например, приехали мы с корреспондентом Первого канала Павлом Шереметом для съемки фильма об иконах в храм XVII века, входящий в состав одного государственного музея-заповедника. Войдя в церковь, я был удивлен: оказалось, что она открыта только летом. Там нет никакой отопительной системы, зимой там почти такая же температура, как на улице, если не холоднее. При этом в храме находится иконостас XVII века и за несколько столетий с ним ничего не случилось. Это говорит о том, что иконы имеют свою собственную жизнь. А что касается вопроса безопасности наиболее ценных икон, то храмы Русской Православной Церкви охраняются сегодня не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем музейные собрания. Вот еще пример. В 2005 году впервые в послереволюционный период российской истории частный коллекционер передал в дар Русской Православной Церкви уникальную коллекцию произведений церковного искусства XV–XIX веков, которое отображает все периоды его развития. Церемония передачи 83 икон состоялась в Храме Христа Спасителя. Любой музей мог бы гордиться таким собранием. Собиратель прекрасно разбирается в иконописи, его коллекция знакома лучшим специалистам в России, и кому как не ему знать, где и в каких условиях должны храниться его иконы. Как вы думаете, передал бы он собрание храму, если там нет должного хранения? Сегодня все переданные им иконы находятся в Храме Христа Спасителя и других храмах, куда бесплатно может прийти любой желающий. Расскажу еще об одном случае, который в свое время вызвал много споров. Думаю, все знают или слышали историю временной передачи иконы "Богоматерь Одигитрия" (Торопецкая) XII–XIV веков в храм Александра Невского в Подмосковье. СМИ об этом много писали, например, под такими заголовками: "Старинной иконе не место в коттеджном поселке", "Дорога к элитному храму ведет через элитный поселок", "Икону из музея передали в частный храм", "Икона для богатых" и т.д. Недавно я проезжал по Новорижскому шоссе как раз мимо этого красивейшего храма — его видно с федеральный трассы издалека. Заметив соответствующий указатель, я не удержался и свернул к храму. Мне было интересно посмотреть его поближе после того, что писали и говорили о нем и о хранящейся там иконе. В итоге я увидел великолепный двухсторонний подъезд к храму и, главное, свободный вход для всех желающих помолиться перед чудотворным образом. Было около десяти утра, в храме совершалось богослужение. Когда я отъезжал от храма, прибыл автобус с паломниками, которые беспрепятственно вошли в церковь. В итоге то, что я увидел, никак не соответствовало услышанному и прочитанному ранее. Храм Александра Невского, построенный известным меценатом Сергеем Шмаковым, не частный храм — он принадлежит Русской Православной Церкви, открыт для всех и расположен не в закрытом поселении, а за территорией поселка, в десятках метров от развилки дорог. Это факт. Что касается условий хранения Торопецкой иконы в настоящее время... Скажу так: хотите знать, в каких условиях должны содержаться музейные экспонаты особой ценности, приезжайте в храм Александра Невского и посмотрите. — А много ли икон было похищено за минувшее время? — Да, много. Ограблениям подвергаются и храмы, входящие в музейные комплексы, и действующие церкви, где проводятся богослужения. И происходит это не только в России. Например, официальная статистика по Латвии, согласно данным местных СМИ, выглядит следующим образом: в 2008 году было похищено 89 предметов культуры, в 2009 году — 204, в 2010 году — уже 318. Немалую часть из этих пропавших произведений искусства составляют иконы. К сожалению, лишь немногие из них удается вернуть, большая часть исчезает безвозвратно. — Насколько популярны православные иконы у западных покупателей? Что наиболее ценится? — На этот вопрос ответить можно очень просто. Западных и не только приобретателей интересуют все иконы, которые стоят денег. И чем больше стоят, тем больше интересуют. Это, как правило, иконы хорошего, профессионального письма, представляющие высокую художественную ценность. — Какие наиболее ценные иконы удалось вернуть за минувшие годы? — Усилиями Росохранкультуры при непосредственном участии благотворителей, коллекционеров, экспертов было найдено и возвращено законным владельцам достаточно много икон. Если говорить о наиболее ценных из них, то за последнее время это иконы, купленные в Европе добросовестными приобретателями на сумму более чем два миллиона долларов. Это, например, уникальная икона "Воскресение Христово" XVIII века. Она была написана одним из выдающихся художников Оружейной палаты иконописцем игуменом Корнилием (Улановым). Святыню похитили в 2004 году из собора Пресвятой Богородицы Нижнего Новгорода и контрабандой вывезли в Европу. Затем икону приобрел один из известных коллекционеров, который позже обнаружил ее в каталоге и передал в Росохранкультуру. В 2008 году я принимал участие в торжественном мероприятии, где председатель правительства РФ Владимир Путин передал эту икону Нижегородской епархии. Икона "Святой Николай Зарайский с житием" 1553 года, которая была похищена из филиала Ярославского государственного музея-заповедника в 1995 году, возвращена в 2010 году. Икона, похищенная из Львовского национального музея в 1984 году "Покров Богородицы" 1560 года, возвращена в прошлом году. Также в 2011 году была возвращена икона "Георгий Победоносец в житии" XVII века, похищенная из веськовской церкви святого Георгия в 2003 году. Это один из немногих случаев, когда святыня передана из церкви в музей, а не наоборот. Она поступила на временное хранение в Переславский музей-заповедник, так как в храме устанавливается сигнализация. Естественно, икона вернется на свое законное место. — Имеет ли смысл выпускать отдельный каталог похищенных икон? — Не думаю. Дело в том, что в наших каталогах "Внимание, розыск!" существуют разделы, посвященные похищенным иконам. Издавать же отдельный каталог по иконам, на мой взгляд, нецелесообразно по той причине, что, несмотря на довольно частые случаи хищения, сама база данных украденных икон мала. Часто у нас нет даже изображений похищенных икон. И это, кстати, большая проблема в плане возвращения икон, особенно из-за рубежа. Представим себе, что какой-то батюшка увидел на аукционе икону, которую похитили у него из храма. Что ему делать? Если у него нет даже элементарной описи украденного произведения и фотографии этой иконы, процедура возврата может затянуться на долгие годы. Подчеркиваю: все обнаруженные и возвращенные иконы были найдены специалистами только благодаря их чудом сохранившимся детальным описаниям и фотофиксациям. Об этом не надо забывать. Беседовал Евгений Мурзин Необходим конструктивный диалог Церкви и музейного сообщества Комментарий протоиерея Леонида Калинина, члена Патриаршего совета по культуре, искусствоведческой комиссии Московской епархии, настоятеля столичного храма священномученика Климента, Папы Римского Еще в начале ХХ века в России говорилось о необходимости создания при храмах благоустроенных ризниц для хранения церковных культурных и исторических ценностей. Действовало общество по сохранению церковных древностей, в которое входили многие представители славянофильского движения, священнослужители, деятели культуры и искусства. Однако XX век уже закончился, а воз и ныне там. К сожалению, сегодня предметы культурного наследия зачастую содержатся в храмах в неподобающем виде, что вызывает беспокойство не только у музейного сообщества, но и у более или менее грамотных прихожан, понимающих, какую духовную, историческую и материальную ценность представляют собой церковные древности. Между тем благоустроенная ризница характеризует отношение настоятеля храма к тому наследию, которым он временно управляет. Скажу больше, если в ризнице порядок, то порядок есть и в духовной жизни данного прихода. Эти вещи неразрывно связаны. По Уставу Церкви, когда архиерей входит в алтарь, полагается разворачивать перед ним антиминс. Это традиция связана с тем, что архиерей не просто прикладывается к развернутому антиминсу, — он проверяет, чист ли этот антиминс, в каком он состоянии, как содержится. И если антиминс представляет собой плачевное зрелище, настоятель храма запрещается в священнослужении. Думаю, подобную практику можно было бы применять и в отношении остальных храмовых святынь. Если последние содержатся в небрежении, необходимо жестко вразумить настоятеля, а если он не внемлет, заменить его на более благоговейного священнослужителя. И здесь не надо стесняться или проявлять ненужную мягкость. Иначе мы утратим ту значительную часть культурного наследия нашей страны, которое находится в ведении Церкви. Параллельно необходимо решить еще одну проблему — не менее, а может быть, и более важную — речь идет о необходимости поднять уровень знаний духовенства в сфере музейного дела. Начиная с семинарской скамьи, нужно прививать будущим пастырям понимание элементарных основ ухода, хранения и сбережения того культурного и духовного наследия, которое оказывается в ведении Церкви. Ведь всё, что находится в храме, — это не личная собственность настоятеля, а достояние всего нашего общества, достояние России. И мы должны относиться к этому как к национальному богатству, к зримому свидетельству высокой духовной жизни наших предков. И пока этот вопрос не получил системного решения, говорить о тотальной передаче Церкви древних икон и ценных предметов утвари, являющихся частью культурного наследия, — значит обречь церковные ценности на уничтожение, а саму Церковь — на последующее поношение со стороны общества. Хочу подчеркнуть, что сейчас и у Церкви, и у музейного сообщества есть стремление к диалогу, стороны ищут точки соприкосновения, разрабатывают совместные проекты, действуют заодно. Конечно, не всё идет гладко. С обеих сторон существуют отдельные деструктивные элементы, которые выступают против самой возможности диалога и тем самым тормозят процесс. Но сложности бывают в любом благом деле. Уверен, что общее позитивное движение к более тесной интеграции Церкви и музейного сообщества одержит верх к вящей славе Божией и славе великой России. Чтобы сгладить возможные шероховатости, время от времени возникающие между представителями Церкви и музейного сообщества, можно было бы предложить музеям создавать при храмах филиалы. Возглавлять подобные учреждения могли бы настоятели и клирики храмов или члены приходской общины, имеющие соответствующее образование и понимание возложенной на них ответственности. Необходимо, чтобы в случае отсутствия музейной практики такие люди проходили стажировку при том или ином музее и имели непосредственное представление об особенностях хранения культурных и материальных ценностей. Такие филиалы можно организовывать при кафедральных соборах в епархиях Русской Православной Церкви. При этом часть средств, которые выделяет государство на содержание музеев, может быть направлена на содержание церковной ризницы, организацию там нужного режима хранения с учетом частых посещений этих ризниц людьми, интересующимися церковной историей. Следует отметить, что подобные музеи существуют во многих странах. Например, в Греции, Болгарии, Черногории и на Кипре такой музей имеется при многих монастырях. Древние предметы и ризы выводятся из повседневного употребления и хранятся там в прекрасном виде в витринах с табличками, на которых изложена история каждого предмета, а в дни особых церковных праздненств эти святыни с благоговением могут снова послужить по своему прямому назначению, придавая еще большее духовное значение церковному торжеству, напоминая верующим о неразрывной связи времен и благочестии предков. Подобное можно организовать и у нас в стране. Это наглядно покажет, что Россия способна на внутреннюю самоорганизацию в важнейших вопросах сохранения культурного и исторического наследия. Ответственные за храмовое имущество должны быть бдительными Комментарий майора полиции Алексея Кисточкина, врио начальника отдела 12 отдела Случаев краж икон из храмов сегодня стало заметно меньше. Главным образом из храмов похищают деньги, вскрывая кружки для пожертвований, золотые и серебряные изделия, которые продаются в церковных лавках, и другую утварь, которую можно легко продать. Чаще всего кражи икон происходят в дневное время после богослужения, когда в храме начинается уборка, священнослужители завершают свои дела в алтаре, кто‑то идет обедать и внимание сотрудников рассеивается. Злоумышленники заходят в храм и просто забирают иконы, лежащие на аналоях, однако есть случаи краж со взломом в ночное время. Как показывает практика, люди, совершающие кражи — это залетные маргиналы, часто имеющие за плечами судимость и абсолютно не разбирающиеся в предметах церковного искусства. Они просто берут то, что лежит на виду. Целенаправленных, квалифицированных краж в последнее время практически нет. Причина состоит в том, что сегодня в храмах очень много новодела и икон, не представляющих коммерческого интереса. Однако это не значит, что лица, ответственные за храмовое имущество, могут расслабиться. Серьезной проблемой является отсутствие во многих храмах должной организации охраны. Где‑то даже нет сигнализации, а камеры, если они имеются, охватывают внешний периметр здания, причем входы и выходы практически не попадают в зону обзора. Немало храмов и часовен стоят вдали от оживленных мест, в парках, скверах, где в темное время суток нет ни души. Ряд настоятелей также не проявляет большого рвения в области сохранения храмового имущества и действует по принципу Бог дал — Бог взял. Иногда священники даже не заявляют о том, что в храме произошла кража, и информация об этом попадает к нам из других источников. Нередко у нас нет даже фото украденного предмета. В прошлом году мы рассылали по округам и благочиниям Москвы письмо, в котором рекомендовали сделать фотофиксацию церковных ценностей, находящихся в храмах. Реакция была очень слабой. На наше письмо ответили примерно 15% от общего числа московских храмов. А ведь наличие обычной фотографии и элементарной описи предмета может в случае кражи облегчить сотрудникам правоохранительных органов раскрытие преступления.
3 февраля 2012 г. 01:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение» Беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в год 350-летнего юбилея возглавляемой им епархии и 10-летия возрождения Нижегородской митрополии вышла долгой и насыщенной. Высокопреосвященный Георгий охотно поделился неоценимым опытом, полученным им на посту эконома Троице-Сергиевой лавры, высказал ряд соображений о необходимости системного подхода в управлении современными церковными процессами, а также выразил свое мнение относительно затрат на создание в епархии образовательной сети и медиахолдинга. PDF-версия.
10 августа 2022 г. 17:00
Подрясник как форма проповеди Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион В Нью-Йорке 16 мая 2022 года после продолжительной болезни отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. PDF-версия. (06.01.1948 - 16.05.2022)
25 июля 2022 г. 16:00
Циничная афера на уровне государства Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
|